австрийский композитор, капельмейстер, скрипач-виртуоз, клавесинист, органист. По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. Наряду с Гайдном и Бетховеном, принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы. Его музыкальные способности проявились в очень раннем возрасте, когда ему было около трех лет. Его отец Леопольд был одним из ведущих европейских музыкальных педагогов. Его книга «Опыт основательной скрипичной школы» была опубликована в 1756 г. – в год рождения Моцарта, выдержала много изданий и была переведена на множество языков, в т. ч. и на русский. Отец обучил Вольфганга основам игры на клавесине, скрипке и органе. В 1762 г. отец Моцарта предпринял с сыном и дочерью Анной артистическое путешествие в Мюнхен, Париж, Лондон и Вену, а затем и во многие другие города Германии, Голландию, Швейцарию. В этом же году юный Моцарт написал свою первую композицию. В 1763 г. изданы в Париже первые сонаты Моцарта для клавесина и скрипки. С 1766 по 1769 гг., живя в Зальцбурге и Вене, он изучал творчество Генделя, Страделла, Кариссими, Дуранте и других великих мастеров. По повелению императора Иосифа II написал за несколько недель оперу «Мнимая простушка», но члены итальянской труппы, в руки которых попало это произведение 12-летнего композитора, не пожелали исполнять музыку мальчика, и их интриги были столь сильны, что его отец не решился настаивать на исполнении оперы. 1770-1774 гг. Моцарт провел в Италии. В 1771 г. в Милане была поставлена его опера «Митридат, царь Понтийский», которая была принята публикой с большим энтузиазмом. С таким же успехом была дана и вторая его опера, «Луций Сулла» (1772). Для Зальцбурга он написал «Сон Сципиона», по поводу избрания нового архиепископа (1772), для Мюнхена – оперу «La bella finta Giardiniera», 2 мессы, офферторий (1774). Когда ему минуло 17 лет, среди его произведений насчитывались уже 4 оперы, несколько духовных стихотворений, 13 симфоний, 24 сонаты, не говоря о массе более мелких композиций. В 1775-1780 гг., несмотря на заботы о материальном обеспечении, бесплодную поездку в Мюнхен, Мангейм и Париж, потерю матери, он написал, среди прочего, 6 клавирных сонат, концерт для флейты и арфы, большую симфонию № 31 D-dur, прозванную Парижской, несколько духовных хоров, 12 балетных номеров. В 1779 г. получил место придворного органиста в Зальцбурге (сотрудничал с Михаэлем Гайдном). 26 января 1781 г. в Мюнхене с огромным успехом была поставлена опера «Идоменей». С «Идоменея» начинается реформа лирико-драматического искусства. В этой опере видны еще следы староитальянской opera seria (большое число колоратурных арий, партия Идаманта, написанная для кастрата), но в речитативах и, в особенности, в хорах ощущается новое веяние. Большой шаг вперед замечается и в инструментовке. Во время пребывания в Мюнхене написал для мюнхенской капеллы офферторий «Misericordias Domini» – один из лучших образцов церковной музыки конца XVIII в. С каждой новой оперой творческая сила и новизна приемов композитора проявлялись все ярче и ярче. Опера «Похищение из сераля», написанная по поручению императора Иосифа II в 1782 г., была принята с энтузиазмом и вскоре получила большое распространение в Германии, где ее стали считать первой национальной немецкой оперой. Она была написана во время романтических отношений Моцарта с Констанцей Вебер, которая впоследствии стала его женой. Несмотря на успех Моцарта, его материальное положение было не блестящим. Оставив место органиста в Зальцбурге и пользуясь скудными щедротами венского двора, он для обеспечения своей семьи должен был давать уроки, сочинять контрдансы, вальсы и даже пьесы для стенных часов с музыкой, играть на вечерах венской аристократии (отсюда его многочисленные концерты для фортепиано). Оперы «L`oca del Cairo» (1783) и «Lo sposo deluso» (1784) остались неоконченными. В 1783-1785 гг. созданы 6 знаменитых струнных квартетов, он Моцарт посвятил Йозефу Гайдну, мастеру этого жанра, и которые тот принял с величайшим почтением. К этому же времени относится его оратория «Кающийся Давид». С 1786 г. начинается необычайно плодовитая и неустанная деятельность композитора, которая была главной причиной расстройства его здоровья. Примером невероятной быстроты сочинения может служить опера «Свадьба Фигаро», написанная в 1786 г. в 6 недель и, тем не менее, поражающая мастерством формы, совершенством музыкальной характеристики, неиссякаемым вдохновением. В Вене «Свадьба Фигаро» прошла почти незамеченной, но в Праге она вызвала необычайный восторг. Не успел соавтор Моцарта Лоренцо да Понте закончить либретто «Свадьбы Фигаро», как ему пришлось по требованию композитора спешить с либретто «Дон Жуана», которого Моцарт писал для Праги. Это великое произведение, не имеющее аналогов в музыкальном искусстве, увидело свет в 1787 г. в Праге и имело еще больший успех, чем «Свадьба Фигаро». Гораздо меньший успех выпал на долю этой оперы в Вене, вообще относившейся к Моцарту холоднее, чем другие центры музыкальной культуры. Звание придворного композитора с содержанием в 800 флоринов (1787), было весьма скромной наградой за все его труды. Тем не менее, он был привязан к Вене, и когда в 1789 г., посетив Берлин, он получил приглашение стать во главе придворной капеллы Фридриха-Вильгельма II с содержанием в 3 тысячи талеров, то все же не решился оставить Вену. После «Дон Жуана» сочиняет 3 наиболее известные симфонии: № 39 ми-бемоль мажор (KV 543), № 40 соль минор (KV 550) и № 41 до мажор «Юпитер» (KV 551), написанные в течение полутора месяцев в 1788 г.; из них в особенности знамениты две последние. В 1789 г. посвятил прусскому королю струнный квартет с партией концертирующей виолончели (ре мажор). После смерти императора Иосифа II (в 1790) материальное положение композитора оказалось настолько безвыходным, что он должен был уехать из Вены от преследований кредиторов и артистическим путешествием хоть немного поправить свои дела. Его последними операми были «Cos? fan tutte» (1790), «Милосердие Тита» (1791), заключающая в себе чудные страницы, несмотря на то, что была написана в 18 дней для коронации императора Леопольда II, и наконец, «Волшебная флейта» (1791), имевшая колоссальный успех, чрезвычайно быстро распространившийся. Эта опера, в старых изданиях скромно названная опереттой, вместе с «Похищением из сераля» послужила основанием самостоятельного развития национальной немецкой оперы. В мае 1791 г. Моцарт поступил на неоплачиваемую должность ассистента капельмейстера Кафедрального собора Святого Стефана, рассчитывая занять место капельмейстера после смерти тяжелобольного Леопольда Хофмана. Моцарт много работал для церкви, но великих образцов в этой области он оставил немного: кроме «Misericordias Domini» – «Ave verum corpus» (KV 618) (1791) и величественно-горестный Реквием (KV 626), над которым Моцарт неустанно, с особенной любовью, работал в последние дни жизни. Причина смерти композитора до сих пор является предметом споров. Знаменитая легенда об отравлении Моцарта композитором Сальери и сейчас поддерживается несколькими музыковедами. Но сколько-нибудь убедительные доказательства этой версии отсутствуют.
Досье личности
МОЦАРТ Вольфганг Амадей
Имя латиницей: Mozart Wolfgang Amadeus
Пол: мужской
Дата рождения: 27.01.1756
Место рождения: Зальцбург, Австрия
Дата смерти: 05.12.1791 Возраст (35)
Место смерти: Вена, Австрия
Знак зодиака: Водолей
По восточному: Крыса
География: АВСТРИЯ.
Ключевые слова: бренд, искусство, композитор, ЛИЧНОСТИ журнал, музыка, скрипач.
Anno: 1786
Вольфганг Амадей МОЦАРТ
Вольфганг Амадей МОЦАРТ в фотографиях:
- АБЕЛЬ Карл Фридрих (1723 - 1787)
- АБЕНДРОТ Герман (1883 - 1956)
- АЙРАПЕТЯН Юрий Суренович (1933 - 2021)
- АКИМОВА Софья Владимировна (1887 - 1972)
- АККАРДО Сальваторе (1941 - )
- АЛЕКСИДЗЕ Георгий Дмитриевич (1941 - 2008)
- АЛЬБЕНИС Матео (1755 - 1831)
- АЛЬВА Луиджи (1927 - )
- АНДА Геза (1921 - 1976)
- АНДРЕ Иоганн Антон (1775 - 1842)
- АСТАРИТА Дженнаро (1745 - 1805)
- БАДУРА-ШКОДА Пауль (1927 - )
- БАЕВА Вера Михайловна (1936 - )
- БАЗАРСАДАЕВ Ким Иванович (1937 - 2002)
- БАРГМАН Александр Львович (1970 - )
- БАРШАЙ Рудольф Борисович (1924 - 2010)
- БАТТИСТИНИ Маттиа (1856 - 1928)
- БЕБУТОВ Валерий Михайлович (1885 - 1961)
- БЕЗВЕРХНИЙ Михаил Львович (1947 - )
- БЕМ Карл (1894 - 1981)
- БЕНДА Йржи (1722 - 1795)
- БЕРГАНСА Тереса (1935 - )
- БЕРГЕР Эрна (1900 - 1990)
- БЕРТИНИ Гари (1927 - 2005)
- БЕТХОВЕН Людвиг ван (1770 - 1827)
- БИЧЕМ Томас (1879 - 1961)
- БОДРИ Жак (1924 - )
- БОЗЕ Фриц фон (1865 - 1945)
- БОМАРШЕ Пьер Огюстен де (1732 - 1799)
- БОНДАРЕНКО Петр Абрамович (1903 - 1995)
- БОНДИ Люк (1948 - 2015)
- БРУСКАНТИНИ Сесто (1919 - 2003)
- БЫЧКОВ Семен Маевич (1952 - )
- ВАЙГЛЬ Йозеф (1766 - 1846)
- ВАЙМАН Михаил Израилевич (1926 - 1977)
- ВАКАСУГИ Хироси (1935 - 2009)
- ВАЛЬДЕНГО Джузеппе (1914 - 2007)
- ВАЛЬТЕР Бруно (1876 - 1962)
- ВАСИЛЬЕВ Владимир Викторович (1940 - 2017)
- ВЕБЕР Бедржих Дивиш (1766 - 1842)
- ВЕРБИЦКИЙ Михаил Михайлович (1815 - 1870)
- ВИЗЕВА Теодор (1862 - 1917)
- ВИРСАЛАДЗЕ Симон Багратионович (1909 - 1989)
- ВЛАСЕНКО Лев Николаевич (1928 - 1996)
- ВРАНИЦКИЙ Антонин (1761 - 1820)
- ВУНДЕРЛИХ Фриц (1930 - 1960)
- ГАБЕЛЬ Станислав Иванович (1849 - 1924)
- ГАВРИЛОВА Мария Германовна (1963 - )
- ГАЙДН Йозеф (1732 - 1809)
- ГАРА Пьер Жан (1762 - 1823)
- ГАРСИА Мануэль дель Пополо Висенте (1775 - 1832)
- ГАРШТЯ Вера Александровна (1927 - 2012)
- ГАЦЦЕЛОНИ Северино (1919 - 1992)
- ГЕДДА Николай (1925 - )
- ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих (1685 - 1759) (Вольфганг МОЦАРТ осуществил новые оранжировки произведений Георга ГЕНДЕЛЯ)
- ГЕРЕЛЛО Василий Георгиевич (1963 - )
- ГЕРЧАКОВ Евгений Аркадьевич (1949 - )
- ГЕСЛЕР Иоганн Вильгельм (1747 - 1822)
- ГИБАВИЧЮС Римтаутас Винцентас (1935 - 1993)
- ГО Шучжэнь (1927 - )
- ГОЛУБОВСКАЯ Надежда Иосифовна (1891 - 1975)
- ГОФМАН Эрнст Теодор Амадей (1776 - 1822)
- ГРАФ Фридрих (1727 - 1795)
- ГРЕШЕЛЬ Эрнст Людвиг (1918 - 2000)
- ГРИГ Эдвард (1843 - 1907)
- ГРЮММЕР Элизабет (1911 - 1986)
- ГРЮЦМАХЕР Фридрих Вильгельм Людвиг (1832 - 1903)
- ГУЛЬДА Фридрих (1930 - 2000)
- ГУЛЯНИЦКИЙ Алексей Феодосьевич (1933 - )
- ГУММЕЛЬ Иоганн Непомук (1778 - 1837)
- ДА ПОНТЕ Лоренцо (1749 - 1838) (Лоренцо ДА ПОНТЕ писал либретто для опер Вольфганга МОЦАРТА)
- ДАЙК Спенсер (1880 - 1946)
- ДАУНОРАС Вацловас (1937 - )
- ДЕЙЧ Отто Эрих (1883 - 1967)
- ДЕЛЛА КАСА Лиза (1919 - 2012)
- ДЕЛЛА КОРТЕ Андреа (1883 - 1968)
- ДЕРМОТА Антон (1910 - 1989)
- ДИЛЬБЕР Юнус (1958 - )
- ДОЙТЕКОМ Кристина (1931 - 2014)
- ДОЛЖЕНКО Ирина Игоревна (1959 - )
- ДРУЖИНИН Федор Серафимович (1932 - 2007)
- ДУРАНТЕ Франческо (1684 - 1755)
- ДУСИК Ян Ладислав (1760 - 1812)
- ДЮМЕНИЛЬ Рене (1879 - 1967)
- ЕГОРОВ Юрий Александрович (1954 - 1988)
- ЕСИПОВА Анна Николаевна (1851 - 1914)
- ЖУВ Пьер Жан (1887 - 1976)
- ЗАЙФРИД Игнац Ксавер фон (1776 - 1841)
- ЗАРИНЬШ Карлис Карлович (1930 - 2015)
- ЗЕФРИД Ирмгард (1919 - 1988)
- ЗИГМУНД-ШУЛЬЦЕ Вальтер (1916 - 1993)
- ЗЛАТОВА Людмила Ивановна (1937 - )
- ЗЮСМАЙР Франц Ксавер (1766 - 1803)
- ИВАНОВА Виктория Николаевна (1924 - 2002)
- ИОСИФ II Габсбург-Лотарингский (1741 - 1790)
- ИСАКОВА Нина Сергеевна (1928 - )
- ЙОХУМ Ойген (1902 - 1987)
- КАЖГАЛИЕВ Шамгон Сагиддинович (1927 - 2015)
- КАЙЛЬБЕРТ Йозеф (1908 - 1968)
- КАЛИВОДА Ян Вацлав (1801 - 1866)
- КАЛЬБЕК Макс (1850 - 1921)
- КАЛЬЦОЛАРИ Энрико (1823 - 1888)
- КАРИССИМИ Джакомо (1605 - 1674)
- КАСТЕЛЬСКИЙ Валерий Владимирович (1941 - 2001)
- КАСТИЛЬ-БЛАЗ Франсуа Анри Жозеф (1784 - 1857)
- КАТАЛАНИ Анджелика (1780 - 1849)
- КАТЛЕВИЧ Ежи (1927 - 2015)
- КВАСТ Ян Альберт (1851 - 1918)
- КЕМПФ Вильгельм (1895 - 1991)
- КЕНТНЕР Луис Филипп (1905 - 1987)
- КЕРТЕС Иштван (1929 - 1973)
- КИКОТЬ Андрей Иванович (1929 - 1975)
- КИПП Карл Августович (1865 - 1925)
- КЛАЗИНГ Иоганн Герман (1779 - 1829)
- КЛЕМПЕРЕР Отто (1885 - 1973)
- КЛИНДВОРТ Карл (1830 - 1916)
- КЛЮИТЕНС Андре (1905 - 1967)
- КОЛЛО Рене (1937 - )
- КОМИССАРЖЕВСКИЙ Федор Федорович (1882 - 1954)
- КОМОРЖИНСКИ Эгон (1878 - 1963)
- КОУЭН Фредерик Хаймен (1852 - 1935)
- КРАФТ Антонин (1749 - 1820)
- КРЕБИЛЬ Генри Эдуард (1854 - 1923)
- КРИСТОФОРИ Бартоломео (1655 - 1731)
- КРОЙДЕР Петер (1905 - 1981)
- КУРЕНТЗИС Теодор (1972 - )
- ЛАЙНСДОРФ Эрих (1912 - 1993)
- ЛЕВАЙН Джеймс (1943 - )
- ЛЕМАН Лилли (1848 - 1929)
- ЛЕОПОЛЬД II Габсбург (1747 - 1792)
- ЛИ Дэлунь (1917 - 2001)
- ЛИЕПА Илзе Марисовна (1963 - )
- ЛИЕПА Марис-Рудольф Эдуардович (1936 - 1989)
- ЛИЛЬЕ Пеэтер (1950 - 1993)
- ЛОУЗ Хьюберт (1939 - )
- ЛУКОМСКАЯ Халина (1929 - 2016)
- ЛЮБИМОВА Вера Михайловна (1925 - )
- ЛЮДВИГ Криста (1928 - )
- ЛЯН Нин (1959 - )
- МАЗУН Борис Федотович (1929 - 2005)
- МАЛЕР Густав (1860 - 1911) (Густав МАЛЕР был выдающимся интерпретатором опер Вольфганга МОЦАРТА)
- МАТИА Жорж (1826 - 1910)
- МЕЩЕРЯКОВА Марина Ивановна (1964 - )
- МИГЛАУ Маргарита Александровна (1926 - 2013)
- МИЛНЗ Шерил (1935 - )
- МИЩЕВСКИЙ Анатолий Михайлович (1933 - 1996)
- МОЗЕР Ханс Иоахим (1889 - 1967)
- МОРАВЕЦ Иван (1930 - 2015)
- МОРЕЛЬ Виктор (1848 - 1923)
- МОЦАРТ Леопольд Иоганн Георг (1719 - 1787)
- МОЦАРТ Франц Ксавер Вольфганг (1791 - 1844)
- МЮЛЛЕР ФОН АЗОВ Эрих Герман (1892 - 1964)
- НАРДИНИ Пьетро (1722 - 1793)
- НЕТРЕБКО Анна Юрьевна (1973 - )
- НОТТЕБОМ Мартин Густав (1817 - 1882)
- ОБУХОВА Надежда Андреевна (1886 - 1961)
- ОДОЕВСКИЙ Владимир Федорович (1803 - 1869)
- ОХОТНИКОВ Николай Петрович (1937 - 2017)
- ПЕРЕЛЬМАН Натан Ефимович (1906 - 2002)
- ПЕРЛМУТЕР Владо (1904 - 2002)
- ПИНЦА Энцио (1892 - 1957)
- ПИСАРЕНКО Галина Алексеевна (1934 - )
- ПЛАНТЕ Франсис (1839 - 1934)
- ПОЛГАР Ласло (1946 - )
- ПОПОВ Валерий Сергеевич (1937 - )
- ПОРТАЛЬ Мишель (1935 - )
- ПРАЙС Леонтина (1927 - )
- ПРЕВИН Андре (1929 - )
- ПРЕТОРИУС Эмиль (1883 - 1973)
- РАДЗИВИЛЛ Антони Генрих (1775 - 1883)
- РАЕВСКИЙ Игорь Иванович (1937 - )
- РАЙМОНДИ Руджеро (1941 - )
- РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич (1844 - 1908)
- РОЛЛА Алессандро (1757 - 1841)
- РОСЛЕР Ян (1771 - 1813)
- РОССИНИ Джоаккино (1792 - 1868)
- РУДЕНКО Бэла Андреевна (1933 - )
- РУДОРФ Эрнст Фридрих Карл (1840 - 1916)
- САЗЕРЛЕНД Джоан (1926 - 2010)
- САЛЬЕРИ Антонио (1750 - 1825)
- САМОЙЛОВА Софья Васильевна (1787 - 1854)
- САРКИСЯН Эмма Тиграновна (1935 - )
- СВАРОВСКИЙ Ханс (1899 - 1975)
- СЕВЕРУД Херальд (1897 - 1992)
- СЕКЕЙ Михай (1901 - 1963)
- СЕН-ФУА Мари Оливье Жорж де (1874 - 1954)
- СЕРЕБРЯКОВ Константин Терентьевич (1852 - 1919)
- СЕЧКИН Виталий Васильевич (1927 - 1988)
- СИЛЛС Беверли (1929 - 2007)
- СИЛЬЯ Анья (1940 - )
- СИНИЦЫНА Елена Андреевна (1906 - 1993)
- СТЕНДАЛЬ (1783 - 1842)
- СТОППАРД Том (1937 - )
- СТОРАЧЕ Анн Селина (1765 - 1817)
- СТРАДЕЛЛА Алессандро (1644 - 1682)
- СЬЕПИ Чезаре (1923 - 2010)
- ТАТИШВИЛИ Цисана Бежановна (1937 - 2017)
- ТАУБЕРОВА Мария (1911 - 2003)
- ТЕ КАНАВА Кири Джанет (1944 - )
- ТЕРТИС Лайонел (1876 - 1975)
- ТОКОДИ Илона (1953 - )
- ТОМАС Теодор (1835 - 1905)
- ТОТ Аладар (1898 - 1968)
- ТУРЕЛЛЬ Дженни (1910 - 1973)
- УИЛБЕР Боб (1928 - )
- ФАВАР Шарль Симон (1710 - 1792)
- ФАЗИЛЬ Сай (1970 - )
- ФАССБЕНДЕР Бригитта (1939 - )
- ФЕЛЛЕРЕР Карл Густав (1902 - 1984)
- ФЕРРА Кристиан (1933 - 1982)
- ФИНШЕР Людвиг (1930 - )
- ФИШЕР Вильгельм (1886 - 1962)
- ФИШЕР-ДИСКАУ Дитрих (1925 - 2012)
- ФОМЕНКО Александра Николаевна (1923 - )
- ФОСТЕР ДЖЕНКИНС Флоренс (1868 - 1944)
- ФРИДЖЕРИО Эцио (1930 - )
- ФРИДРИХ II Великий (1712 - 1786)
- ФУРТВЕНГЛЕР Вильгельм (1886 - 1954)
- ХАЙТИНК Бернард (1929 - )
- ХАЛЛЕ Чарльз (1819 - 1895)
- ХИРТЛЬ Йосиф (1810 - 1894)
- ХУММЕЛЬ Вальтер (1883 - 1968)
- ЦВЕИЧ Бисерка (1923 - )
- ЧАЙЛДС Лусинда (1940 - )
- ЧЖАН Липин (1965 - )
- ЧЖЭН Сяоин (1929 - )
- ШЕНК Эрих (1902 - 1974)
- ШЕРИНГ Генрик (1918 - 1988)
- ШЛЕЗИНГЕР Морис Адольф (1798 - 1871)
- ШМИТТ Георг Алоис (1827 - 1902)
- ШНАБЕЛЬ Артур (1882 - 1951)
- ШОПЕН Фредерик Франчишек (1810 - 1849)
- ШРАЙЕР Петер (1935 - )
- ШУБЕРТ Франц Петер (1797 - 1828)
- ШУМАН Клара (1819 - 1896)
- ШУСТЕР Йозеф (1748 - 1812)
- ШУШЛИН Владимир Григорьевич (1895 - 1978)
- ШЭН Чжунго (1941 - )
- ЭВЕРАРДИ Камилло (1825 - 1899)
- ЭЙНШТЕЙН Альфред (1880 - 1952)
- ЭНЕСКУ Джордже (1881 - 1955)
- ЭРМЛЕР Марк Фридрихович (1932 - 2002)
- ЮАНЬ Ченье (1967 - )
- ЮДИН Гавриил Яковлевич (1905 - 1991)
- ЖУРНАЛ «ЛИЧНОСТИ» №13 (2008)
- http://ru.wikipedia.org
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- http://wolfgang-mozart.ru
- http://velikiymocart.com
- http://myhero.com