белорусский певец (бас) и вокальный педагог. В вокальном мире Китая считается «основоположником китайского вокального пения» и «самым ранним зарубежным исполнителем китайских песен». В начале 1900-х гг. был принят в Хоровую академическую капеллу Санкт-Петербурга (учился у М. Климова). В 1904 г. поступил в Петербургскую консерваторию в классы Н. Римского-Корсакова (композиция), Н. Черепнина (дирижирование) и С. Габеля (классический вокал). В 1918-1921 гг. – солист Мариинского театра. С 24 по 30 марта 1919 г. был партнером по сцене Ф. Шаляпина, после чего между ними установились творческие и дружеские отношения. Вместе с последним пел в операх «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова и др. Также участвовал в постановке опер «Лакме» Л. Делиба (1918, цыган Куравара), «Травиата» Дж. Верди (1918, 1919, Доктор Гренвиль), а в 1921 г. стал участником премьерного оперного спектакля «Пиковая Дама» П. Чайковского. В концертах М. Климова солировал в «Торжественной мессе» Л. ван Бетховена, «Реквиеме» В. Моцарта, оратории Г. Генделя «Самсон», а под управлением Э. Купера пел в «Манфреде» Р. Шумана, опере «Директор театра» В. Моцарта и «Соловей» И. Стравинского, выступал в концерте «Памяти Пушкина» и в вагнеровских программах.
В 1924 г. выехал на гастроли в Харбин (Китай), где был приглашен на работу в качестве преподавателя вокального искусства в Высшую музыкальную школу им. А. Глазунова. Одновременно пел в труппе харбинского театра «Русская опера». До 1956 г. проживал в Китае, занимаясь преподавательской деятельностью: с 1929 г., по предложению Сяо Юмэя, – в Шанхайской консерватории, с 1930 г. – в Хэбэйском университете, с 1937 г. – в Музыкальном доме (провинция Чжэцзян). По возвращении в СССР – профессор Московской консерватории. За годы своей преподавательской деятельности воспитал для Китая многих выдающихся певцов, среди которых: Чжоу Сяоянь, Дин Шаньдэ, Сы Игуй, Шэнь Сян, Вэнь Кэчжэнь, Ли Чжишуй, Хуан Юкуй, Мань Цзианьзи, Ху Янь, Гао Ланьчжи, Ду Шинцзя, Тан Жунмэй, Лан Юйсю и др. В 1996 г. на основе дневников В. Шушлина и личных заметок, сделанных во время уроков одним из его учеников, Шэнь Сяном, в Пекине была издана монография о специфике его методики – «Методика активно-пассивного дыхания». В своей методике педагог придерживался традиций итальянской вокальной школы, особенностью которой является параллельное развитие техники владения голосом и художественно-исполнительских качеств певца, т. е. умение сочетать актерское мастерство с непринужденностью и легкостью вокального исполнения.