немецкий композитор, дирижер и пианист, один из трех «венских классиков». Является ключевой фигурой западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, одним из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Его творчество оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX вв. Отец композитора хотел сделать из сына второго Моцарта и стал обучать игре на клавесине и скрипке. В 1778 г. в Кельне состоялось первое выступление мальчика. Однако чудо-ребенком Бетховен не стал, отец же перепоручил мальчика своим коллегам и приятелям. Один обучал его игре на органе, другой – на скрипке. В 1780 г. в Бонн приехал органист и композитор Кристиан Готлоб Нефе. Он стал настоящим учителем Бетховена. Нефе сразу понял, что у мальчика талант. Он познакомил его с «Хорошо темперированным клавиром» Баха и произведениями Генделя, а также с музыкой старших современников: Ф. К. Э. Баха, Гайдна и Моцарта. Благодаря Нефе, было издано и первое сочинение Бетховена – вариации на тему марша Дресслера. Бетховену в то время было двенадцать лет, и он уже работал помощником придворного органиста. Людвигу пришлось рано бросить школу, но он выучил латынь, изучал итальянский и французский, много читал. Среди его любимых писателей – древнегреческие авторы Гомер и Плутарх, английский драматург Шекспир, немецкие поэты Гете и Шиллер. В это время он начал сочинять музыку, но не спешил печатать свои произведения. Многое написанное в Бонне впоследствии было им переработано. Из юношеских сочинений композитора известны три детские сонаты и несколько песен, в т. ч. «Сурок». В 1787 г. он посетил Вену. Прослушав его импровизацию, Моцарт воскликнул: «Он всех заставит говорить о себе!» Но занятия так и не состоялись: Бетховен узнал о болезни матери и вернулся в Бонн. После ее смерти семнадцатилетний юноша был вынужден стать главой семьи и взять на себя заботу о младших братьях. Он поступил в оркестр в качестве альтиста. Здесь ставятся итальянские, французские и немецкие оперы. Особенно сильное впечатление на юношу произвели оперы Глюка и Моцарта. В 1789 г., желая продолжить образование, начинает посещать лекции в университете. Как раз в это время в Бонн приходит известие о революции во Франции. Один из профессоров университета издает сборник стихов, воспевающих революцию. Бетховен подписывается на него. Тогда же он сочиняет «Песню свободного человека». Во время жизни в Бонне вступил в масонство. Точная дата его инициации отсутствует. Известно только, что масоном он стал еще молодым человеком. Осенью 1792 г. покидает Бонн. Приехав в Вену, начал занятия с Гайдном, впоследствии утверждал, что Гайдн ничему его не научил; занятия быстро разочаровали и ученика, и учителя. Бетховен считал, что Гайдн был недостаточно внимателен к его стараниям; Гайдна пугали не только смелые по тем временам взгляды Людвига, но и довольно мрачные мелодии, что в те годы было малораспространенным. Вскоре Гайдн уехал в Англию и передал своего ученика известному педагогу и теоретику Альбрехтсбергеру. В конце концов Бетховен сам выбрал себе наставника – Антонио Сальери. Уже в первые годы жизни в Вене он завоевал славу пианиста-виртуоза. Его игра поразила слушателей. Он смело противопоставлял крайние регистры (а в то время играли в основном в среднем), широко использовал педаль (к ней тогда тоже обращались редко), употреблял массивные аккордовые созвучия. По сути, именно он создал фортепианный стиль, далекий от изысканно-кружевной манеры клавесинистов. Этот стиль можно найти в его фортепианных сонатах №8 «Патетической» (название дано самим композитором), №13 и №14. Обе имеют авторский подзаголовок «Sonata quasi una Fantasia» («в духе фантазии»). Сонату №14 поэт Рельштаб впоследствии назвал «Лунной», и, хотя это название подходит лишь к первой части, а не к финалу, оно закрепилось за всем произведением. Бетховен также сильно выделялся своим внешним видом среди дам и кавалеров того времени. Почти всегда его находили небрежно одетым и непричесанным, также он отличался крайней резкостью. За первые десять лет, проведенных в Вене, было написано двадцать сонат для фортепиано и три фортепианных концерта, восемь сонат для скрипки, квартеты и другие камерные сочинения, оратория «Христос на Масличной горе», балет «Творения Прометея», Первая и Вторая симфонии. В 1796 г. Бетховен начинает терять слух. У него развивается тинит – воспаление внутреннего уха, приводящее к звону в ушах. По совету врачей он надолго уединяется в маленьком городке Хайлигенштадте. Однако покой и тишина не улучшают его самочувствия. Он начинает понимать, что глухота неизлечима. В эти трагические дни он пишет письмо, которое впоследствии будет названо хайлигенштадтским завещанием. Композитор рассказывает о своих переживаниях, признается, что был близок к самоубийству. В Хайлигенштадте он приступает к работе над новой Третьей симфонией, которую назовет Героической. В результате глухоты Бетховена сохранились уникальные исторические документы: «разговорные тетради», куда его друзья записывали для него свои реплики, на которые он отвечал либо устно, либо в ответной записи. Однако музыкант Шиндлер, у которого остались две тетради с записями бесед Бетховена, по всей вероятности, сжег их, так как в них содержались самые грубые, ожесточенные выпады против императора, а также наследного принца и других высокопоставленных лиц. После 1812 г. творческая активность композитора на время падает. Однако через три года он начинает работать с прежней энергией. В это время созданы фортепианные сонаты с 28-й по последнюю, 32-ю, две сонаты для виолончели, квартеты, вокальный цикл «К далекой возлюбленной». Много времени уделяется и обработкам народных песен. Наряду с шотландскими, ирландскими, уэльскими, есть и русские. Но главными созданиями последних лет стали два самых монументальных сочинения Бетховена – «Торжественная месса» и Симфония №9 с хором. Девятая симфония была исполнена в 1824 г. Публика устроила композитору овацию. Известно, что Бетховен стоял спиной к залу и ничего не слышал, тогда одна из певиц взяла его за руку и повернула лицом к слушателям. Люди махали платками, шляпами, руками, приветствуя композитора. Овация длилась так долго, что присутствовавшие тут же полицейские чиновники потребовали ее прекращения. Подобные приветствия допускались только по отношению к особе императора. В Австрии, после поражения Наполеона, был установлен полицейский режим. Напуганное революцией правительство пресекало любые «свободные мысли». Однако популярность Бетховена была так велика, что правительство не решалось его тронуть. Несмотря на глухоту, композитор продолжает быть в курсе не только политических, но и музыкальных новостей. Он читает (то есть слушает внутренним слухом) партитуры опер Россини, просматривает сборник песен Шуберта, знакомится с операми немецкого композитора Вебера «Волшебный стрелок» и «Эврианта». Бетховен начал давать уроки музыки еще в Бонне. Его боннский ученик Стефан Брейнинг до конца дней оставался самым преданным другом композитора. Брейнинг помог ему в переделке либретто «Фиделио». В Вене ученицей Бетховена стала юная графиня Джульетта Гвиччарди. Джульетта была родственницей Брунсвиков, в семье которых композитор бывал особенно часто. Бетховен увлекся своей ученицей и даже думал о женитьбе. По одной из гипотез, именно там была сочинена «Лунная соната». Композитор посвятил ее Джульетте. Однако Джульетта предпочла ему графа Галленберга, посчитав именно его талантливым композитором. О сочинениях графа критики писали, что в них можно точно указать, из какого произведения Моцарта или Керубини заимствована та или другая мелодия. Ученицей Бетховена была и Тереза Брунсвик. Она обладала музыкальной одаренностью – прекрасно играла на рояле, пела и даже дирижировала. Познакомившись с известным швейцарским педагогом Песталоцци, она решила посвятить себя воспитанию детей. Также Бетховен был учителем и Доротеи Эртман, одной из лучших пианисток Германии. Она славилась исполнением бетховенских произведений. В конце 1801 г. в Вену приехал Фердинанд Рис, который был сыном боннского капельмейстера, друга семьи Бетховенов. Композитор принял юношу. Как и другие ученики Бетховена, Рис уже владел инструментом и к тому же сочинял. В одно время с Рисом у Бетховена начал заниматься и Карл Черни. После смерти композитора свыше двадцати тысяч человек шло за его гробом. Во время похорон была исполнена любимая заупокойная месса Бетховена Реквием до-минор Луиджи Керубини. На могиле прозвучала речь, написанная поэтом Францем Грильпарцером.
Досье личности
БЕТХОВЕН Людвиг ван
Имя латиницей: Beethoven Ludwig van
Пол: мужской
Дата рождения: 17.12.1770
Место рождения: Бонн, Германия
Дата смерти: 26.03.1827 Возраст (56)
Место смерти: Вена, Австрия
Знак зодиака: Стрелец
По восточному: Тигр
Ключевые слова: инвалид, искусство, композитор, ЛИЧНОСТИ журнал, масон, музыка, феномен.
Anno: 1804
Людвиг ван БЕТХОВЕН
- Ваша опера мне понравилась. Пожалуй, я напишу к ней музыку.
- Своего младшего брата Иоганна Людвиг ван Бетховен недолюбливал. Будучи аптекарем, Иоганн скопил солидный капитал, купил имение и очень этим кичился. Под новый год послал старшему брату визитную карточку, на которой размашисто подписался: «Иоганн ван Бетховен. Землевладелец». На обороте этой карточки композитор написал: «Людвиг ван Бетховен. Мозговладелец».
Людвиг ван БЕТХОВЕН в фотографиях:
- АБЕНДРОТ Герман (1883 - 1956)
- АГОСТИ Гвидо (1901 - 1989)
- АЗАРХИН Родион Михайлович (1931 - 2007)
- АЙЗЕНБЕРГЕР Северин (1879 - 1945)
- АККАРДО Сальваторе (1941 - )
- АЛЬБРЕХТСБЕРГЕР Иоганн Георг (1736 - 1809)
- АНДРЕ Франц (1893 - 1975)
- АНДРИССЕН Виллем (1887 - 1964)
- АРАУХО Лойпа (1941 - )
- АРНИМ Беттина фон (1785 - 1859)
- БАЗАРСАДАЕВ Ким Иванович (1937 - 2002)
- БАККЕР-ГРЕНДАЛЬ Агата (1847 - 1907)
- БАКС Луи (1922 - 2010)
- БАКХАУЗ Вильгельм (1884 - 1969)
- БАТАШОВ Виктор Борисович (1937 - )
- БАХ Иоганн Себастьян (1685 - 1750)
- БАХ Карл Филипп Эмануэль (1714 - 1788)
- БЕЖАР Морис (1927 - 2007)
- БЕЗВЕРХНИЙ Михаил Львович (1947 - )
- БЕМ Карл (1894 - 1981)
- БЕМ Франц (1788 - 1846)
- БЕРГМАН Карл (1821 - 1876)
- БЕРТИНИ Гари (1927 - 2005)
- БЛУМСТЕДТ Герберт (1927 - )
- БЛЮМЕНТАЛЬ Ниссон Меерович (1806 - 1902)
- БОДРИ Жак (1924 - )
- БОНГАРЦ Хайнц (1894 - 1978)
- БОНДАРЕНКО Петр Абрамович (1903 - 1995)
- БРИДЖТАУЭР Джордж Огастас Полгрин (1779 - 1860)
- БРОЙКЕР Виллем (1944 - 2010)
- БРУНСВИК Тереза (1774 - 1861) (Тереза БРУНСВИК была невестой и возлюбленной Людвига БЕТХОВЕНА)
- БУТУМО-НАЗВАНОВА Ольга Николаевна (1888 - 1960)
- ВАЗИЛЕВСКИ Вильгельм Йозеф (1822 - 1896)
- ВАЙМАН Михаил Израилевич (1926 - 1977)
- ВАКАСУГИ Хироси (1935 - 2009)
- ВАНД Гюнтер (1912 - 2002)
- ВАСИЛЬЕВ Владимир Иванович (1828 - 1900)
- ВЕБЕР Бедржих Дивиш (1766 - 1842)
- ВЕБЕР Карл Мария фон (1786 - 1826)
- ВЕЙНГАРТНЕР Феликс фон (1863 - 1942)
- ВЕЙНИНГЕР Отто (1880 - 1903)
- ВИКУЛОВ Сергей Васильевич (артист) (1937 - )
- ВЛАСЕНКО Лев Николаевич (1928 - 1996)
- ВОЛЬМАН Борис Львович (1895 - 1971)
- ВОЛЬФ Хуго (1860 - 1903)
- ВОЛЬФСОН Карл (1834 - 1907)
- ВОРЖИШЕК Ян Вацлав Хуго (1791 - 1825)
- ВЮЛЬНЕР Франц (1832 - 1902)
- ГАБЕЛЬ Станислав Иванович (1849 - 1924)
- ГАЙДН Йозеф (1732 - 1809)
- ГАЛЬСТОН Готфрид (1879 - 1950)
- ГАРШТЯ Вера Александровна (1927 - 2012)
- ГАЦЦЕЛОНИ Северино (1919 - 1992)
- ГВИЧЧАРДИ Джульетта (1782 - 1856) (Джульетта ГВИЧЧАРДИ была возлюбленной и музой Людвига БЕТХОВЕНА)
- ГЕДДА Николай (1925 - )
- ГЕЙНЕ-ВАГНЕРЕ Жермена (1923 - 2017)
- ГЕЛЛЕРИХ Август (1859 - 1923)
- ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих (1685 - 1759) (Людвиг БЕТХОВЕН высоко оценивал творчество Георга ГЕНДЕЛЯ)
- ГЕТЕ Иоганн Вольфганг (1749 - 1832)
- ГЛИКМАН Гавриил Давидович (1913 - 2003)
- ГЛЮК Кристоф Виллибальд (1714 - 1787)
- ГОДЕБСКИЙ Киприан (скульптор) (1835 - 1909)
- ГОЛИЦЫН Николай Борисович (1794 - 1866)
- ГОМЕР (780 до н.э. - 712 до н.э.)
- ГРЕШЕЛЬ Эрнст Людвиг (1918 - 2000)
- ГРИЛЬПАРЦЕР Франц (1791 - 1872)
- ГРОВ Джордж (1820 - 1900)
- ГРЮЦМАХЕР Фридрих Вильгельм Людвиг (1832 - 1903)
- ГУЛД Гленн (1932 - 1982)
- ГУЛЬДА Фридрих (1930 - 2000)
- ГУЛЯНИЦКИЙ Алексей Феодосьевич (1933 - )
- ГУТАУСКАС Казис Винцо (1909 - 1995)
- ДАВИДОВИЧ Белла Михайловна (1928 - )
- ДАЙК Спенсер (1880 - 1946)
- ДАНРЕЙТЕР Эдуард (1844 - 1905)
- ДАНХАУЗЕР Жозеф (1805 - 1845)
- ДЕЙЧ Отто Эрих (1883 - 1967)
- ДЕЛЛА КАСА Лиза (1919 - 2012)
- ДЕМУС Йорг (1928 - )
- ДЖУЛИАНИ Мауро (1781 - 1829)
- ДИАБЕЛЛИ Антон (1781 - 1858)
- ДИКСОН Дин (1915 - 1976)
- ДМИТРИЕВ Александр Сергеевич (1935 - )
- ДОРН Генрих (1804 - 1892)
- ДРОЗДОВА Маргарита Сергеевна (1948 - )
- ДРУЭ Луи (1792 - 1873)
- ДЮ ПРЕ Жаклин (1945 - 1987)
- ДЮПОР Жан Луи (1749 - 1819)
- ЕГУДИН Валерий Григорьевич (1937 - 2007)
- ЕМЕЛЬЯНОВА Нина Петровна (1912 - 1998)
- ЕСИПОВА Анна Николаевна (1851 - 1914)
- ЗАЙФРИД Игнац Ксавер фон (1776 - 1841)
- ЗАНДЕРЛИНГ Курт (1912 - 2011)
- ЗАРИНЬШ Карлис Карлович (1930 - 2015)
- ЗДРАВКОВИЧ Живоин (1914 - 2001)
- ЗЕНКРА Арма (1864 - 1900)
- ЙОХУМ Ойген (1902 - 1987)
- КАГЕЛЬ Маурисио (1931 - 2008)
- КАЖГАЛИЕВ Шамгон Сагиддинович (1927 - 2015)
- КАЛИВОДА Ян Вацлав (1801 - 1866)
- КАЛИШЕР Альфред Кристлиб (1842 - 1909)
- КАЛЛАС Мария (1923 - 1977)
- КАМИОНСКИЙ Оскар Исаевич (1869 - 1917)
- КАСТЕЛЬСКИЙ Валерий Владимирович (1941 - 2001)
- КЕМПФ Вильгельм (1895 - 1991)
- КЕНТНЕР Луис Филипп (1905 - 1987)
- КЕРТЕС Иштван (1929 - 1973)
- КЕРУБИНИ Луиджи (1760 - 1842)
- КИСЕЛЕВ Григорий Леонидович (1901 - 1952)
- КЛАЙБЕР Карлос (1930 - 2004)
- КЛЕМПЕРЕР Отто (1885 - 1973)
- КЛЕНГЕЛЬ Юлиус (1859 - 1933)
- КЛИНДВОРТ Карл (1830 - 1916)
- КЛЮИТЕНС Андре (1905 - 1967)
- КОЗОЛУПОВА Галина Семеновна (1912 - 1990)
- КОЛЛО Рене (1937 - )
- КОЛЬБЕ Георг (1877 - 1947)
- КОРЕЩЕНКО Арсений Николаевич (1870 - 1921)
- КОРИОЛАН (534 до н.э. - 487 до н.э.)
- КРАСОВА Марта (1901 - 1970)
- КРАФТ Антонин (1749 - 1820)
- КРЕБИЛЬ Генри Эдуард (1854 - 1923)
- КРЕЙЦЕР Родольф (1766 - 1831) (Людвиг БЕТХОВЕН посвятил Родольфо КРЕЙЦЕРУ сонату)
- КРИСТОФОРИ Бартоломео (1655 - 1731)
- КУЛЛАК Адольф (1823 - 1862)
- ЛЕВИ Зигмунд (1823 - 1885)
- ЛЕНЦ Вильгельм (1808 - 1883)
- ЛЕППАРД Рэймонд Джон (1927 - 2019)
- ЛИ Дэлунь (1917 - 2001)
- ЛИСИЦА Валентина Евгеньевна (1973 - )
- ЛОДИЙ Зоя Петровна (1886 - 1957)
- ЛЮДВИГ Криста (1928 - )
- ЛЮДВИГ Фридрих Христиан (принц прусский) (1772 - 1806)
- МАЗУН Борис Федотович (1929 - 2005)
- МАЗУР Курт (1927 - 2015)
- МАЛЕР Густав (1860 - 1911) (Густав МАЛЕР был выдающимся интерпретатором опер Людвига БЕТХОВЕНА)
- МАРАНЦ Берта Соломоновна (1907 - 1998)
- МАССАР Ламбер Жозеф (1811 - 1892)
- МАУРЕР Людвиг Вильгельм (1789 - 1878)
- МЕЙЧИК Марк Наумович (1880 - 1950)
- МЕЛЬЦЕЛЬ Иоганн Непомук (1772 - 1838)
- МЕНГЕЛЬБЕРГ Виллем (1871 - 1951)
- МЕТНЕР Николай Карлович (1880 - 1951)
- МИГЛАУ Маргарита Александровна (1926 - 2013)
- МИШЛЕН Бернар (1915 - 2003)
- МОРАВЕЦ Иван (1930 - 2015)
- МОРЕН Жан-Пьер (1822 - 1894)
- МОЦАРТ Вольфганг Амадей (1756 - 1791)
- МУРДМАА Май-Эстер (1938 - )
- МЭЙ Ванесса (1978 - )
- МЯСИН Леонид Федорович (1895 - 1979)
- НАПОЛЕОН I Бонапарт (1769 - 1821)
- НАРДОВ Владимир Леонардович (1876 - 1942)
- НЕФЕ Кристиан Готлоб (1748 - 1798)
- НОВЕЛЛО Клара (1818 - 1908)
- НОЛИ Фан (1882 - 1965)
- НОРЛИНД Юхан Хенрик Тобиас (1879 - 1947)
- НОТТЕБОМ Мартин Густав (1817 - 1882)
- ОБУХОВА Надежда Андреевна (1886 - 1961)
- ОДОЕВСКИЙ Владимир Федорович (1803 - 1869)
- ОЛДМЕН Гэри (1958 - )
- ОНСЛОУ Жорж Андре Луи (1784 - 1853)
- ОРЕЛ Альфред (1889 - 1967)
- ОХОТНИКОВ Николай Петрович (1937 - 2017)
- ПЕРЛМУТЕР Владо (1904 - 2002)
- ПЕСТАЛОЦЦИ Иоганн Генрих (1746 - 1827)
- ПИЩАЕВ Геннадий Михайлович (1927 - )
- ПЛУТАРХ (46 - 127)
- ПОНОМАРЕВ Евгений Петрович (1852 - 1906)
- ПОПОВ Валерий Сергеевич (1937 - )
- ПРОДОММ Жак Габриель (1871 - 1956)
- ПФИЦНЕР Ханс Эрих (1869 - 1949)
- ПЭН Сювэнь (1931 - 1996)
- РАДЗИВИЛЛ Антони Генрих (1775 - 1883)
- РАЕВСКИЙ Игорь Иванович (1937 - )
- РЕВУЦКИЙ Дмитрий Николаевич (1881 - 1941)
- РЕЙХА Антонин (1770 - 1836)
- РЕЛЬШТАБ Людвиг (1799 - 1860)
- РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич (1844 - 1908)
- РИС Фердинанд (1784 - 1838)
- РИСЛЕР Эдуард (1873 - 1929)
- РИХТЕР Святослав Теофилович (1915 - 1997)
- РОЛЛА Алессандро (1757 - 1841)
- РОЛЛАН Ромен (1866 - 1944)
- РОСЛЕР Ян (1771 - 1813)
- РОССИНИ Джоаккино (1792 - 1868)
- РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович (1927 - 2007)
- РОХЛИЦ Иоганн Фридрих (1769 - 1842)
- САЛЬЕРИ Антонио (1750 - 1825)
- СЕКАР-РОЖАНСКИЙ Антон Владиславович (1863 - 1952)
- СЕРЕБРЯКОВ Константин Терентьевич (1852 - 1919)
- СЕЧКИН Виталий Васильевич (1927 - 1988)
- СЛАВИК Йосеф (1806 - 1833)
- СЛЕПУШКИН Александр Иванович (1870 - 1918)
- СОКАЛЬСКИЙ Владимир Иванович (1863 - 1919)
- СТУЧЕВСКИЙ Израиль Калманович (1894 - 1986)
- ТАМУРА Хиросада (1883 - 1934)
- ТАТИШВИЛИ Цисана Бежановна (1937 - 2017)
- ТЕЛЬЧЕР Йозеф Эдуард (1801 - 1837)
- ТИХОНОВА Нина Александровна (1910 - 1955)
- ТОКОДИ Илона (1953 - )
- ТОМАС Теодор (1835 - 1905)
- ТОРТЕЛЬЕ Поль (1914 - 1990)
- ТРОКСЛЕР Игнац (1780 - 1866) (Игнац ТРОКСЛЕР дружил с Людвигом ван БЕТХОВЕНОМ)
- УРАН Кретьен (1790 - 1842)
- ФАЙСТ Иммануэль (1823 - 1894)
- ФЕРРА Кристиан (1933 - 1982)
- ФИШЕР Курт фон (1913 - 2003)
- ФИШМАН Натан Львович (1909 - 1987)
- ФЛАГСТАД Кирстен (1895 - 1962)
- ФРАНЧЕСКАТТИ Зино (1905 - 1991)
- ФУРНЬЕ Пьер (1906 - 1986)
- ФУРТВЕНГЛЕР Вильгельм (1886 - 1954)
- ХАБЕНЕК Франсуа (1781 - 1849)
- ХАЙТИНК Бернард (1929 - )
- ХАЛЛ Артур Иглфилд (1876 - 1928)
- ХАЛЛЕ Чарльз (1819 - 1895)
- ХАЧАТУРЯН Арам Ильич (1903 - 1978)
- ХОЛЬФЕЛЬД Якоб Виргилиус (1835 - 1920)
- ЦИМЕРМАН Крыстиан (1956 - )
- ЧЕРНИ Карл (1791 - 1857) (Карл ЧЕРНИ был учеником Людвига БЕТХОВЕНА)
- ШАЦКЕС Абрам Владимирович (1900 - 1961)
- ШЕВИЙЯР Александр (1811 - 1877)
- ШЕКСПИР Уильям (1564 - 1616)
- ШЕНЕВОЛЬФ Карл (1894 - 1962)
- ШЕРГ Франц (1871 - 1923)
- ШЕРИНГ Арнольд (1877 - 1941)
- ШЕРИНГ Генрик (1918 - 1988)
- ШЕРХЕН Герман (1891 - 1966)
- ШИЛЛЕР Фридрих (1759 - 1805)
- ШИНДЛЕР Антон (1795 - 1864)
- ШКОЛЬНИКОВА Нелли Ефимовна (1928 - 2010)
- ШЛЕЗИНГЕР Морис Адольф (1798 - 1871)
- ШНАБЕЛЬ Артур (1882 - 1951)
- ШНАЙДЕР Иоганн Кристиан Фридрих (1786 - 1853)
- ШОПЕН Фредерик Франчишек (1810 - 1849)
- ШПИРЕР Леон (1928 - )
- ШТЕБЕР Франц Ксавер (1795 - 1858)
- ШТИЛЕР Йозеф Карл (1781 - 1858)
- ШУБЕРТ Франц Петер (1797 - 1828)
- ШУМАН Клара (1819 - 1896)
- ШУППАНЦИГ Игнац (1776 - 1830)
- ШУШЛИН Владимир Григорьевич (1895 - 1978)
- ШЮНЕМАН Георг (1884 - 1945)
- ЭЙДЛИН Юлий Ильич (1895 - 1958)
- ЭНЕСКУ Джордже (1881 - 1955)
- ЭРДМАН Эдуард (1896 - 1958)
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- www.lvbeethoven.com
- http://ru.wikipedia.org
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- Б. С. Штейнпресс. Энциклопедический музыкальный словарь. - Москва, Советская энциклопедия, 1966
- Большая советская энциклопедия. 3-е издание
- ЖУРНАЛ «ЛИЧНОСТИ» №50 (2012)
- http://all-biography.ru
- http://classic.chubrik.ru
- http://poiskm.ru
- http://beethoven.ru
- http://health-ua.com
- http://lady.mail.ru
21.02.2011 Ю.А.Белецкий
Людвиг ван Бетховен (приставка «ван» к фамилии указывает на голландское происхождение семьи композитора) родился в небольшом немецком городе Бонне.
Мальчик рос в музыкальной семье. Его дед играл на скрипке и пел в хоре придворной капеллы князя, наместника Бонна, а затем стал капельмейстером этой капеллы. Здесь же служил и отец композитора Иоганн ван Бетховен в качестве певца-тенориста (тенора). Музыкальные способности мальчика проявились рано. Вполне возможно, что детство его сложилось бы иначе, имей он в это время такого чуткого и талантливого педагога, каким был отец Моцарта.
Отец Бетховена также обучал сына музыке. Но это был неопытный педагог, нечуткий музыкант, черствый, а порою жестокий человек. Слава маленького Моцарта не давала ему покоя. Сначала он учил Людвига играть на клавесине, затем музыкальные друзья отца научили его играть на скрипке, органе, альте. По семь — восемь часов в день отец заставлял несчастного ребенка играть упражнения. А иногда у него появлялось желание позаниматься с ним и ночью. Он будил сына и сонного, плачущего заставлял играть на фортепиано. Скорее всего, в таких случаях им руководило желание продемонстрировать друзьям, приходившим с ним после веселой вечеринки, успехи маленького музыканта. Никакие уговоры перепуганной матери не могли помешать этим мучительным ночным урокам.
И только яркий талант ребенка, его непреодолимое влечение к музыке помогли ему перенести такое жестокое обращение и не отпугнули навсегда от искусства. В восемь лет маленький Бетховен дал первый концерт в городе Кёльне. Концерты мальчика состоялись и в других городах. Отец, видя, что не может больше ничему научить сына, перестал с ним заниматься, а когда мальчику исполнилось десять лет, забрал его и из школы. Развлечения отца требовали денег, рушилось материальное благополучие семьи. Измученная лишениями и невзгодами, заболела мать Людвига. С двенадцати лет мальчик был вынужден работать. Он поступил в придворную капеллу в качестве органиста. Тяжелое, безотрадное детство!
Занятия с Нефе. Университет. И только встречу Бетховена с Христианом Нефе в 1782 году можно считать счастливым событием этих лет. Прекрасный педагог, композитор, органист, Нефе сразу распознал в мальчике замечательного музыканта, а главное — сумел понять своеобразие его таланта. Именно Нефе познакомил Бетховена с лучшими произведениями немецких композиторов — Иоганна Себастьяна и Филиппа Эммануила Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, создав тем самым крепкую основу для развития его творчества. Талант композитора, наконец, получил должную поддержку. Учитель помог Бетховену также и напечатать первые сочинения. Среди них фортепианные вариации на тему марша композитора Дресслера и три сонаты для клавесина. Будучи сам человеком широко образованным, Нефе оказал на Бетховена большое влияние и в этом направлении. По его совету юноша много читал, изучал иностранные языки (латинский, французский, итальянский).
Окрепнув, как композитор и пианист, Бетховен осуществил свою давнишнюю мечту — в 1787 году он едет в Вену, чтобы встретиться с Моцартом, услышать его советы. Бетховен играл в присутствии прославленного композитора свои произведения и импровизировал, Моцарт был поражен смелостью и богатством фантазии юноши, необычайной манерой исполнения, бурной и порывистой. Обращаясь к присутствовавшим, Моцарт воскликнул: «Обратите внимание на него! Он всех заставит о себе говорить!».
Но встречам двух великих музыкантов не суждено было продолжаться. Умерла мать Бетховена, так нежно и преданно им любимая. Юноша вынужден был принять на себя все заботы о семье. Воспитание двух маленьких братьев требовало внимания, забот, денег. Бетховен стал служить в оперном театре, играя в оркестре на альте, выступать с концертами, давать бесчисленное количество уроков. Начались суровые будни, тяжелая, полная труда и лишений юность. Редкие минуты отдыха Бетховен проводил, бродя по живописным окрестностям Бонна. Красота лесов, долин, тихих берегов Рейна вызывала у него слезы восторга. Любовь к родной природе он сохранил навсегда.
В эти годы у Бетховена складываются взгляды на жизнь, отношение к людям. Большую роль сыграли здесь его занятия в университете, который он, правда, очень недолго, посещал по совету Нефе.
Как раз в это время (1789 год) по другую сторону Рейна, во Франции, свершилось великое событие — революция. Были провозглашены свобода, равенство, всечеловеческое братство. Эти высокие стремления восставшего против королевской власти народа нашли в душе Бетховена горячий отклик. Заветам революции он остался верен всю Жизнь. Юноша полон сил, смелых замыслов. Энергия его ищет выхода в новых сочинениях, в концертной деятельности. Его родной город становится ему тесен. Встреча с Гайдном, проезжавшим через Бонн, укрепила в нем решение ехать в Вену и учиться у знаменитого композитора.
21.02.2011 Мартыненко Ольга
В 34 года, когда Наполеон отказался от идеалов Великой французской революции и объявил себя императором, Бетховен отказался от намерений посвятить ему свою Третью симфонию: «Этот [Наполеон] тоже обыкновенный человек. Теперь он будет топтать ногами все человеческие права и сделается тираном».
- ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
- ИИСУС ХРИСТОС
- СТАЛИН Иосиф Виссарионович
- ПУШКИН Александр Сергеевич
- АРИСТОТЕЛЬ
- ПЛАТОН (философ)
- ЕВКЛИД
- ЭЙНШТЕЙН Альберт
- ДЕМОКРИТ
- ШЕКСПИР Уильям
- ГОГОЛЬ Николай Васильевич
- АРХИМЕД
- МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович
- НАНСЕН Фритьоф
- БУДДА
- ВЫСОЦКИЙ Владимир Семенович
- МОЦАРТ Вольфганг Амадей
- ГАГАРИН Юрий Алексеевич
- ТОЛСТОЙ Лев Николаевич
- РАФАЭЛЬ САНТИ
- ЧЕДВИК Джеймс
- ХЕПБЕРН Одри
- ЕКАТЕРИНА II Великая
- СУВОРОВ Александр Васильевич
- НЬЮТОН Исаак
- АЛЕКСАНДР Македонский
- БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич
- ЧЕРЧИЛЛЬ Уинстон
- АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович
- ПЕТР I Великий
- ВИЛЬСОН Вудро
- БАХ Иоганн Себастьян
- ЕСЕНИН Сергей Александрович
- ЧАПЛИН Чарли
- ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович
- ЛАЗАРЕВ Михаил Петрович
- АМПЕР Андре Мари
- АЗНАВУР Шарль
- ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич
- ЭЙЛЕР Леонард
- ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих
- ЛЕГРАН Мишель
- БАРДО Брижитт
- ЛЕНИН Владимир Ильич
- ГЕТЕ Иоганн Вольфганг
- ЛИНКОЛЬН Авраам
- БЕТХОВЕН Людвиг ван
- ЧЕХОВ Антон Павлович
- ФРАНКЛИН Бенджамин
- ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна
- КОНФУЦИЙ
- МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович
- ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович
- ВОЛЬТЕР
- КОПЕРНИК Николай
- ДЕКАРТ Рене
- МАРКС Карл
- БАЙРОН Джордж Ноэль Гордон
- ИБН СИНА
- ДАНТЕ Алигьери
- ГАЛИЛЕЙ Галилео
- ФАРАДЕЙ Майкл
- ИВАН Грозный
- ДИРАК Поль Адриен Морис