древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагает, что он родился в разгар Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой. Родился в семье, имевшей аристократическое происхождение, род его отца, Аристона (465-424), восходил, согласно легендам, к последнему царю Аттики Кодру, а предком Периктионы, матери Платона, был афинский реформатор Солон. Также, согласно Диогену Лаэртскому, Платон был зачат непорочно. Первым учителем Платона был Кратил. Около 407 г. до н. э., он познакомился с Сократом и стал одним из его учеников. Характерно, что Сократ является неизменным участником практически всех сочинений Платона, написанных в форме диалогов между историческими и иногда вымышленными персонажами. После смерти Сократа в 399 г. до н. э. уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет в течение 399-389 гг. до н. э. В 389 г. до н. э. отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В 387 г. до н. э. возвращается в Афины, где основывает собственную школу – Платоновскую Академию. Согласно Диогену Лаэртскому, его настоящее имя – Аристокл, а Платон – прозвище, означающее «широкий, широкоплечий». Напротив, существуют исследования, показывающие, что легенда о его имени «Аристокл» возникла в период эллинизма. Идеи (высшая среди них – идея блага) – вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; вещи – подобие и отражение идей. Познание есть анамнесис – воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) – побудительная причина духовного восхождения. Идеальное государство – иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники. Платон интенсивно разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатонизмом схему основных ступеней бытия. В истории философии восприятие Платона менялось: «божественный учитель» (античность); предтеча христианского мировоззрения (средние века); философ идеальной любви и политический утопист (эпоха Возрождения). Сочинения Платона – высокохудожественные диалоги; важнейшие из них: «Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Федр» (учение об идеях), «Государство», «Теэтет» (теория познания), «Парменид» и «Софист» (диалектика категорий), «Тимей» (натурфилософия).
Досье личности
ПЛАТОН (философ)
Другое имя: Аристокл
Имя латиницей: Platon
Пол: мужской
Дата рождения: 21.05.427 до н.э.
Место рождения: Афины, Греция
Дата смерти: 00.00.347 до н.э. Возраст (79)
Место смерти: Афины, Греция
Знак зодиака: Близнецы
География: ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, ЕГИПЕТ, ИТАЛИЯ.
Ключевые слова: AC_автор, автор, академик, астроном, борьба, знание, идеолог, ЛИЧНОСТИ журнал, логик, наука, олимп, основатель, педагог, политика, феномен, физик, философ, юа.
Anno: -0387
ПЛАТОН (философ)
- Покажи мне свою немногословность, а многословие покажешь в другой раз.
- Поступать несправедливо хуже, чем терпеть несправедливость.
- Я слышал от одного мудрого человека, что теперь мы мертвы и что тело – наша могила.
- [Единоличных правителей] власть толкает (...) на самые тяжкие и нечестивые проступки. (...) Худшие преступники выходят из числа сильных и могущественных.
- Трудно (...) и потому особенно похвально – прожить всю жизнь справедливо, обладая полной свободою творить несправедливость.
- Не казаться хорошим должно человеку, но быть хорошим.
- Если первое благо – быть справедливым, то второе – становиться им, искупая вину наказанием.
- Как поэты любят свои творения, а отцы – своих детей, так и разбогатевшие люди заботливо относятся к деньгам – не только в меру потребности, как другие люди, а так, словно это их произведение. Общаться с такими людьми трудно: ничто не вызывает их одобрения, кроме богатства.
- Самое великое наказание – это быть под властью человека худшего, чем ты, когда сам ты не согласился управлять.
- Мусическое [музыкальное] искусство (...) всего более проникает в глубь души и всего сильнее ее затрагивает.
- (В государствах) заключены два враждебных между собой государства: одно – бедняков, другое – богачей; и в каждом из них опять-таки множество государств.
- Не бывает потрясения в стилях музыки без потрясения важнейших политических законов.
- В образцово устроенном государстве жены должны быть общими, дети – тоже, да и все их воспитание будет общим.
- Пока в государствах не будут царствовать философы, либо (...) нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино – государственная власть и философия, (...) до тех пор (...) государствам не избавиться от зол.
- ...Люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. (...) Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине (...). Разве ты думаешь, что (...) люди что-нибудь видят, (...) кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры? (...) Восхождение и созерцание вещей, находящихся в вышине, – это подъем души в область умопостигаемого.
- Есть два рода нарушения зрения (...): либо когда переходят из света в темноту, либо из темноты – в свет. То же самое происходит и с душой.
- Не следует, чтобы к власти приходили те, кто прямо-таки в нее влюблен. А то с ними будут сражаться соперники в этой любви.
- Тирания возникает, конечно, не из какого иного строя, как из демократии; иначе говоря, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство.
- Когда появляется тиран, он вырастает (...) как ставленник народа.
- Первой его [тирана] задачей будет постоянно вовлекать граждан в какие-то войны, чтобы народ испытывал нужду в предводителе. (...) А если он заподозрит кого-нибудь в вольных мыслях и в отрицании его правления, то таких людей он уничтожит под предлогом, будто они предались неприятелю.
- Самое тяжелое и горькое рабство – рабство у рабов.
- Какой-то страшный, дикий и беззаконный вид желаний таится внутри каждого человека, даже в тех из нас, что кажутся вполне умеренными; это-то и обнаруживается в сновидениях.
- Нет более жалкого государства, чем управляемое тиранически, и более благополучного, чем то, в котором правят цари.
- Нельзя ценить человека больше, чем истину.
- Мы выслали ее из нашего государства.
- Добродетель не есть достояние кого-либо одного, почитая или не почитая ее, каждый приобщится к ней больше либо меньше. Это – вина избирающего, бог не виновен.
- Несправедливые люди при всей их ловкости действуют как те участники забега, которые в один конец бегут хорошо, а на дальнейшее их не хватает; сперва они бегут очень резво, а под конец делаются посмешищем и, не добившись венка, уходят с поникшей головой и повесив нос. Между тем подлинные бегуны достигают цели, получают награды и увенчиваются венками; не так ли большей частью случается и с людьми справедливыми?
- В жизни (...) всегда надо уметь выбирать средний путь, избегая крайностей; в этом – высшее счастье человека.
- Все находятся в войне со всеми как в общественной, так и в частной жизни и каждый – с самим собой.
- Победа над собой есть первая и наилучшая из побед. Быть же побежденным самим собой всего постыдней и хуже.
- Хороший законодатель (...) станет устанавливать законы, касающиеся войны, ради мира, а не законы, касающиеся мира, ради военных действий.
- Закон – владыка над правителями, а они – его рабы.
- Любящий слеп по отношению к любимому.
- Одновременно быть и очень хорошим, и очень богатым невозможно.
- В серьезных делах надо быть серьезным, а в несерьезных – не надо.
- Человек (...) это какая-то выдуманная игрушка бога (...). Этому-то и надо следовать (...). Надо жить играя.
- Без смешного нельзя познать серьезного.
- Как говорят каменщики, большие камни не ложатся хорошо без малых.
- Человека [совершившего преступление из-за страстей] правосудие постигнет не за совершенное деяние – ведь свершившееся никогда уже не сможет стать несвершившимся, – но ради того, чтобы в будущем он (...) возненавидел несправедливость, – а также чтобы возненавидели ее все те, кто видел суд над ним.
- С ума сходят многие и по-разному.
- Поэт – существо легкое, крылатое и священное; и он может творить лишь тогда, когда сделается вдохновенным и исступленным и не будет в нем более рассудка. (...) Ради того бог и отнимает у них рассудок и делает своими слугами, божественными вещателями и пророками, чтобы мы, слушая их, знали, что не они, лишенные рассудка, говорят столь драгоценные слова, а говорит сам бог и через них подает свой голос.
- О, если бы (...) большинство способно было делать величайшее зло, с тем чтобы быть способным и на величайшее добро! Хорошо бы это было! А то ведь оно не способно ни на то, ни на другое: оно не может сделать человека ни разумным, ни неразумным, а делает что попало.
- Воздавать злом за зло, как этого требует большинство, (...) несправедливо.
- Бесстрашное существо и существо мужественное – это не одно и то же. (...) Мужеству и разумной предусмотрительности причастны весьма немногие, дерзкая же отвага и бесстрашие, сопряженные с непредусмотрительностью, свойственны очень многим – и мужчинам, и женщинам, и детям, и животным.
- Величайшая дружба существует между крайними противоположностями. (...) Ведь противоположное питает противоположное, тогда как подобное не получает ничего от подобного.
- Надо (...) не причитать вместе с ними, ибо не надо ничего добавлять к их печали (...), а, наоборот, следует ее исцелять и смягчать, напоминая им, что (...) молили они богов не о том, чтобы дети их стали бессмертными, но о том, чтобы они были доблестными и славными.
- Судьба – путь от неведомого к неведомому.
- Человек – существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями; единственное из существ, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях.
- Стыд – страх перед ожидаемым бесчестием.
- Воспитание есть усвоение хороших привычек.
- Любящий божественнее любимого, потому что вдохновлен богом.
- Каждый из нас – это половинка человека, рассеченного на две камбалоподобные части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину.
- По мнению большинства, боги прощают нарушение клятвы только влюбленному, поскольку, мол, любовная клятва – это не клятва.
- Любить – значит искать свою половину.
- Соитие мужчины и женщины есть (...) дело божественное, ибо зачатие и рождение суть проявления бессмертного начала в существе смертном.
- Рожденье – это та доля бессмертия и вечности, которая отпущена смертному существу. (...) А значит, любовь – это стремление и к бессмертию.
- ...Самое главное – исследование вопроса, хотя может случиться, что при этом мы исследуем и того, кто спрашивает, то есть меня самого, и того, кто отвечает.
- Трудно становиться хорошим, хотя это и возможно, но быть хорошим – невозможно.
- Быть человеку хорошим, то есть постоянно хорошим, невозможно, стать же хорошим можно; но тот же самый человек способен стать и дурным.
- Мужественные бывают смелыми, но не все смелые мужественны.
- Никто (...) не выберет большего [зла], если есть возможность выбрать меньшее.
- Как раз философу свойственно испытывать (...) изумление. Оно и есть начало философии.
- Число составляет всю суть каждой вещи.
- (Время) – движущееся подобие вечности.
- Время возникло вместе с небом, дабы, одновременно рожденные, они и распались бы одновременно.
- Поэт – если только он хочет быть настоящим поэтом – должен творить мифы, а не рассуждения.
- Есть люди, которым лучше умереть, чем жить, и, размышляя о них, (...) ты будешь озадачен, (...) почему они обязаны ждать, пока их облагодетельствует кто-то другой.
- Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним – умиранием и смертью.
- Истинные философы много думают о смерти, и никто на свете не боится ее меньше, чем эти люди.
- Если иные (...) мужественно встречают смерть, то не из страха ли перед еще большим злом? (...) Стало быть, все, кроме философов, мужественны от боязни, от страха.
- [Знание] это своего рода припоминание. (...) Те, о ком мы говорим, что они познают, на самом деле только припоминают, и учиться в этом случае означало бы припоминать.
- Нужно достигнуть одного из двух: узнать истину от других или отыскать ее самому либо же, если ни первое, ни второе не возможно, принять самое лучшее и самое надежное из человеческих учений и на нем, точно на плоту, попытаться переплыть через жизнь; если уже не удается переправиться на более устойчивом и надежном судне – на каком-нибудь божественном учении.
- Я рискую показаться вам не философом, а завзятым спорщиком, а это уже свойство полных невежд. Они, если возникнет разногласие, не заботятся о том, как обстоит дело в действительности; как бы внушить присутствующим свое мнение – вот что у них на уме.
- Когда кто влюблен, он вреден и надоедлив, когда же пройдет его влюбленность, он становится вероломным.
- Кто (...) без неистовства, посланного Музами, подходит к порогу творчества в уверенности, что он благодаря одному лишь искусству станет изрядным поэтом, тот еще далек от совершенства: творения здравомыслящих затмятся творениями неистовых.
- Во влюбленном, словно в зеркале, он (любимый) видит самого себя.
- Платон увидел одного человека за игрой в кости и стал его корить. «Это же мелочь», – ответил тот. «Но привычка не мелочь», – возразил Платон.
- Однажды, когда к нему вошел Ксенократ, Платон попросил его выпороть раба: сам он не мог этого сделать, потому что был в гневе. А какому-то из рабов он и сам сказал: «Не будь я в гневе, я бы тебя выпорол!»
- Платон, говорят, (...) сказал: «Аристотель меня брыкает, как сосунок-жеребенок свою мать».
- Какую же ты обнаруживаешь спесь, притворяясь таким смиренным!
- Платон, умирая, восхвалял своего гения и свою судьбу за то, что, во-первых, родился человеком, во-вторых, эллином, а не варваром и не бессловесным животным, а также и за то, что жить ему пришлось во времена Сократа.
- Время — выдумка смертных.
- Во всех государствах справедливостью считается <…> то, что пригодно существующей власти. развернуть
ПЛАТОН (философ) в фотографиях:
- АГАТОН (446 до н.э. - 400 до н.э.)
- АДРАСТ Афродисийский (120 - 180)
- АКУСИЛАЙ (590 до н.э. - 520 до н.э.)
- АЛЛИНГТОН Эдвард (1951 - 2017)
- АЛЬБИН (120 - 190)
- АМЕЛИЙ Гентилиан (230 - 290)
- АМИКЛ Гераклейский (386 до н.э. - 335 до н.э.)
- АММИАН Марцеллин (330 - 395)
- АММОНИЙ Гермий (440 - 520)
- АНАХАРСИС (607 до н.э. - 544 до н.э.)
- АННИКЕРИД из Кирены (310 до н.э. - 245 до н.э.)
- АНТИМАХ из Колофона (430 до н.э. - 340 до н.э.)
- АНТИОХ из Аскалона (130 до н.э. - 68 до н.э.)
- АНТИСФЕН из Афин (445 до н.э. - 370 до н.э.)
- АРИЙ Дидим (70 до н.э. - 10)
- АРИСТИД Квинтилиан (170 - 245)
- АРИСТИПП Киренский (434 до н.э. - 351 до н.э.)
- АРИСТОТЕЛЬ (384 до н.э. - 322 до н.э.) (ПЛАТОН был учителем АРИСТОТЕЛЯ)
- АРИСТОФАН (драматург) (446 до н.э. - 386 до н.э.)
- АРКЕСИЛАЙ (315 до н.э. - 241 до н.э.) (АРКЕСИЛАЙ - последователь и приемник ПЛАТОНА)
- АРХИТ Тарентский (428 до н.э. - 365 до н.э.) (АРХИТ спас от расправы ПЛАТОНА)
- АСПАСИЯ (470 до н.э. - 420 до н.э.)
- АТТИК (философ) (145 - 200)
- АФИНЕЙ (180 - 240)
- БЕЛЛАМИ Эдвард (1850 - 1898)
- БРАССЕР ДЕ БУРБУР Шарль-Этьен (1814 - 1874)
- ВЕРГИЛИЙ (70 до н.э. - 19 до н.э.)
- ВЕРОНА Гуарино да (1370 - 1460)
- ВЕТТИЙ Агорий Претекстат (315 - 384)
- ВИКО Джанбатиста (1668 - 1744)
- ВИССАРИОН Никейский (1403 - 1472)
- ГАЛЕН Клавдий (129 - 201)
- ГЕГЕСИН Пергамский (195 до н.э. - 125 до н.э.)
- ГЕНОН Рене (1886 - 1951)
- ГЕРАКЛИД Понтийский (388 до н.э. - 315 до н.э.) (ПЛАТОН был учителем ГЕРАКЛИДА)
- ГЕРАКЛИТ Эфесский (544 до н.э. - 483 до н.э.)
- ГЕРМАРХ (326 до н.э. - 248 до н.э.)
- ГЕРМАХ (325 до н.э. - 250 до н.э.)
- ГЕРМИЙ Александрийский (410 - 450)
- ГЕРМИЙ Атарнейский (390 до н.э. - 342 до н.э.)
- ГЕРМОГЕН (философ) (445 до н.э. - 365 до н.э.)
- ГИЕРОКЛ Александрийский (300 - 360)
- ГИПАТИЯ (370 - 415)
- ГИППИЙ из Элиды (480 до н.э. - 430 до н.э.)
- ГИППОКРАТ (врач) (460 до н.э. - 377 до н.э.)
- ГОРАЦИЙ (65 до н.э. - 8 до н.э.)
- ГРИГОР Магистрос (990 - 1059)
- ГРИГОРИЙ Нисский (335 - 394)
- ГУНСУНЬ Лун (340 до н.э. - 270 до н.э.)
- ДАМАСКИЙ (455 - 535)
- ДЕМОКРИТ (460 до н.э. - 370 до н.э.)
- ДЕМОСФЕН (оратор) (384 до н.э. - 322 до н.э.)
- ДИКЕАРХ из Мессины (350 до н.э. - 290 до н.э.)
- ДИОГЕН Аполлонийский (499 до н.э. - 428 до н.э.)
- ДИОГЕН из Эноанды (100 - 160)
- ДИОГЕН Лаэртий (357 до н.э. - 298 до н.э.)
- ДИОГЕН Синопский (410 до н.э. - 323 до н.э.)
- ДИОН Сиракузский (408 до н.э. - 354 до н.э.)
- ДИОН Хрисостом (40 - 120)
- ДИОНИСИЙ II Младший (397 до н.э. - 337 до н.э.)
- ДИОНИСИЙ Ареопагит (35 - 96)
- ЕВДОКС Книдский (408 до н.э. - 355 до н.э.)
- ЕВДОР Александрийский (70 до н.э. - 10 до н.э.)
- ЕВКЛИД (342 до н.э. - 269 до н.э.) (ПЛАТОН учился вместе с ЕВКЛИДОМ у СОКРАТА)
- ЕВКЛИД из Мегары (435 до н.э. - 365 до н.э.)
- ЕВСЕВИЙ Кесарийский (260 - 339)
- ЗЕНОН из Элеи (490 до н.э. - 430 до н.э.)
- ИОАНН Филопон (490 - 570)
- КАЛАПИ (1874 - 1900)
- КАЛЛИКЛ (485 до н.э. - 420 до н.э.)
- КАЛЛИПП (тиран) (400 до н.э. - 352 до н.э.)
- КАРНЕАД из Кирены (214 до н.э. - 129 до н.э.) (КАРНЕАД возглавлял Академию ПЛАТОНА)
- КАССИЯ Константинопольская (805 - 867)
- КЛЕАРХ (тиран) (410 до н.э. - 352 до н.э.)
- КЛИТОМАХ (145 до н.э. - 70 до н.э.)
- КОДР (1110 до н.э. - 1060 до н.э.)
- КОЛОТ Лампсакский (320 до н.э. - 268 до н.э.)
- КОНФУЦИЙ (551 до н.э. - 479 до н.э.)
- КРАНТОР (330 до н.э. - 280 до н.э.) (КРАНТОР написал комментарии к произведениям ПЛАТОНА)
- КРАТИЛ (440 до н.э. - 380 до н.э.) (КРАТИЛ был последователем ПЛАТОНА)
- КРИТИЙ (тиран философ) (460 до н.э. - 403 до н.э.)
- КРИТОН (450 до н.э. - 380 до н.э.)
- КСАНТИППА (460 до н.э. - 390 до н.э.)
- КСЕНОКРАТ (396 до н.э. - 314 до н.э.) (КСЕНОКРАТ был учеником в школе ПЛАТОНА)
- КУЗЕН Виктор (1792 - 1867) (Виктор КУЗЕН перевел сочинения ПЛАТОНА)
- ЛАКИД (290 до н.э. - 230 до н.э.)
- ЛАРСОН Ханс (1862 - 1944) (ЛАРСОН Ханс писал труды о ПЛАТОНЕ)
- ЛАХЕТ (470 до н.э. - 415 до н.э.)
- ЛЕДОМАНТ Фасосский (430 до н.э. - 375 до н.э.)
- ЛЕОХАР (370 до н.э. - 320 до н.э.)
- ЛИКУРГ Афинский (396 до н.э. - 323 до н.э.)
- ЛИППМАН Уолтер (1889 - 1974)
- МАКРОБИЙ Амвросий Феодосий (360 - 410)
- МАНУЦИЙ Альд (1449 - 1515)
- МАРГАРИТА НАВАРРСКАЯ (1492 - 1549)
- МЕНДЕЛЬСОН Мозес (1729 - 1786) (Мозес МЕНДЕЛЬСОН был последователем ПЛАТОНА)
- МЕНЕХМ (380 до н.э. - 320 до н.э.)
- МЕТРОДОР из Лампсака (старший) (460 до н.э. - 400 до н.э.)
- МЕТРОДОР Хиосский (390 до н.э. - 345 до н.э.)
- МОДЕРАТ из Кадиса (45 - 100)
- НЕМЕСИЙ (390 - 470)
- НИКОМАХ из Герасы (60 - 130)
- НУМЕНИЙ (145 - 200)
- ОЛИМПИОДОР Младший (495 - 570)
- ПАНЕТИЙ Родосский (180 до н.э. - 120 до н.э.)
- ПАРМЕНИД (535 до н.э. - 445 до н.э.)
- ПАРРАСИЙ из Эфеса (454 до н.э. - 401 до н.э.)
- ПЕЛЬМАН Роберт (1852 - 1914)
- ПИТТАК Митиленский (651 до н.э. - 569 до н.э.)
- ПЛОТИН (204 - 270)
- ПЛУТАРХ Афинский (350 - 432)
- ПОЛЕМОН (схоларх) (330 до н.э. - 270 до н.э.) (ПОЛЕМОН управлял философской школой ПЛАТОНА)
- ПОРФИРИЙ (философ) (233 - 304)
- ПОСИДОНИЙ (135 до н.э. - 51 до н.э.)
- ПРОДИК Кеосский (465 до н.э. - 395 до н.э.)
- ПРОКЛ Диадох (412 - 485)
- ПРОТАГОР из Абдер (480 до н.э. - 410 до н.э.)
- СИЛАНИОН (370 до н.э. - 320 до н.э.)
- СИММИЙ из Фив (430 до н.э. - 365 до н.э.)
- СИМПЛИКИЙ (490 - 549)
- СИРИАН Александрийский (380 - 450)
- СМИТ Уильям (1813) (1813 - 1893)
- СОКРАТ (469 до н.э. - 399 до н.э.) (СОКРАТ был учителем ПЛАТОНА)
- СОЛОН (640 до н.э. - 559 до н.э.)
- СПЕВСИПП (407 до н.э. - 339 до н.э.) (СПЕВСИПП был племянником ПЛАТОНА)
- СТАСИН (690 до н.э. - 620 до н.э.)
- СТЕСИХОР (640 до н.э. - 555 до н.э.)
- СТЕФАН Византийский (527 - 565)
- СТОБЕЙ (492 до н.э. - 431 до н.э.)
- ТЕОДЕКТ (380 до н.э. - 334 до н.э.)
- ТЕОДОР Асинский (275 - 360)
- ТЕОН Смирнский (70 - 135)
- ТЕОФРАСТ (372 до н.э. - 287 до н.э.)
- ТЕПЛЬ Иоганн фон (1349 - 1414)
- ТЕЭТЕТ из Афин (417 до н.э. - 369 до н.э.)
- ТИМЕЙ Локрийский (487 до н.э. - 423 до н.э.)
- ТИМОФЕЙ (военачальник) (387 до н.э. - 324 до н.э.)
- ТИСИЙ (485 до н.э. - 410 до н.э.)
- ТРАСИЛЛ (35 до н.э. - 36)
- ФАЛЕС Милетский (640 до н.э. - 546 до н.э.)
- ФЕДОН Элидский (380 до н.э. - 300 до н.э.) (ПЛАТОН написал свой знаменитый диалог со слов ФЕДОНА Элидского)
- ФЕОДОР из Кирены (математик) (430 до н.э. - 360 до н.э.)
- ФИЛИПП Опунтский (375 до н.э. - 310 до н.э.)
- ФИЛИСТ Сиракузский (430 до н.э. - 355 до н.э.)
- ФИЛОЛАЙ (490 до н.э. - 420 до н.э.)
- ФИЛОН из Лариссы (154 до н.э. - 83 до н.э.)
- ФИЧИНО Марсилио (1433 - 1499)
- ФЛАДД Роберт (1574 - 1637)
- ФОКИОН (402 до н.э. - 317 до н.э.)
- ФРАСИМАХ (459 до н.э. - 400 до н.э.)
- ФРЕЙРЕ Паулу (1921 - 1997)
- ФЭН Юлань (1895 - 1990)
- ХАРМИД (445 до н.э. - 403 до н.э.)
- ЧЖАН Дунсунь (1886 - 1973)
- ЭЛИЙ Александрийский (540 - 600)
- ЭМПЕДОКЛ из Агригента (491 до н.э. - 434 до н.э.)
- ЭПИКУР (342 до н.э. - 271 до н.э.)
- ЭПИХАРМ (530 до н.э. - 450 до н.э.)
- ЭРАТОСФЕН Киренский (276 до н.э. - 194 до н.э.)
- ЭСХИН из Сфетта (425 до н.э. - 350 до н.э.)
- ЮЛИАН ОТСТУПНИК (331 - 363)
- ЯМВЛИХ из Халкиды (244 - 329)
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.newacropol.ru
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- http://www.newacropolis.org.ua
- http://www.nuru.ru
- http://daviscountydaycare.com
- ЖУРНАЛ «ЛИЧНОСТИ» №46 (2012)
- ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
- ИИСУС ХРИСТОС
- СТАЛИН Иосиф Виссарионович
- ПУШКИН Александр Сергеевич
- АРИСТОТЕЛЬ
- ПЛАТОН (философ)
- ЕВКЛИД
- ЭЙНШТЕЙН Альберт
- ДЕМОКРИТ
- ШЕКСПИР Уильям
- ГОГОЛЬ Николай Васильевич
- АРХИМЕД
- МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович
- НАНСЕН Фритьоф
- БУДДА
- ВЫСОЦКИЙ Владимир Семенович
- МОЦАРТ Вольфганг Амадей
- ГАГАРИН Юрий Алексеевич
- ТОЛСТОЙ Лев Николаевич
- РАФАЭЛЬ САНТИ
- ЧЕДВИК Джеймс
- ХЕПБЕРН Одри
- ЕКАТЕРИНА II Великая
- СУВОРОВ Александр Васильевич
- НЬЮТОН Исаак
- АЛЕКСАНДР Македонский
- БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич
- ЧЕРЧИЛЛЬ Уинстон
- АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович
- ПЕТР I Великий
- ВИЛЬСОН Вудро
- БАХ Иоганн Себастьян
- ЕСЕНИН Сергей Александрович
- ЧАПЛИН Чарли
- ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович
- ЛАЗАРЕВ Михаил Петрович
- АМПЕР Андре Мари
- АЗНАВУР Шарль
- ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич
- ЭЙЛЕР Леонард
- ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих
- ЛЕГРАН Мишель
- БАРДО Брижитт
- ЛЕНИН Владимир Ильич
- ГЕТЕ Иоганн Вольфганг
- ЛИНКОЛЬН Авраам
- БЕТХОВЕН Людвиг ван
- ЧЕХОВ Антон Павлович
- ФРАНКЛИН Бенджамин
- ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна
- КОНФУЦИЙ
- МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович
- ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович
- ВОЛЬТЕР
- КОПЕРНИК Николай
- ДЕКАРТ Рене
- МАРКС Карл
- БАЙРОН Джордж Ноэль Гордон
- ИБН СИНА
- ДАНТЕ Алигьери
- ГАЛИЛЕЙ Галилео
- ФАРАДЕЙ Майкл
- ИВАН Грозный
- ДИРАК Поль Адриен Морис