древнекитайский мыслитель. Отец его, который был старше матери на 46 лет, умер, когда Конфуцию было три года, мать – когда ему было шестнадцать лет. В молодости ему пришлось быть управляющим складами и надсмотрщиком над стадами. В 50 лет впервые оказался на государственной службе, однако пост первого советника в Лу (496 г. до н. э.) покинул почти сразу же, уйдя в отставку. Следующие 13 лет он посещал властителей позднечжоуского Китая, стремясь склонить их к принятию своего этико-политического учения. Его известность как знатока книг «Ши цзин» и «Шу цзин», ритуала и музыки привлекла к нему множество учеников, составивших собрание его суждений и диалогов – «Лунь юй» (один из основных источников по этико-религиозному учению конфуцианства). Подчеркивая свою приверженность традиции, он говорил: «Я передаю, но не создаю, я верю в древность и люблю ее» (Лунь Юй, 7.1). Золотым веком для Китая считал первые годы правления династии Чжоу (1027-256 гг. до н. э.). Напротив, современность представлялась царством хаоса. Нескончаемые междоусобные войны, все усиливающаяся смута привели его к выводу о необходимости новой моральной философии, которая опиралась бы на представление об изначальном добре, заложенном в каждом человеке. Прототип нормального общественного устройства видел в добрых семейных отношениях, когда старшие любят младших и заботятся о них (жэнь, принцип «человечности»), а младшие, в свою очередь, отвечают любовью и преданностью (принцип «справедливости»). Особенно подчеркивалась важность исполнения сыновнего долга (сяо – «сыновняя почтительность»). Мудрый правитель должен управлять с помощью воспитания у подданных чувства благоговения перед «ритуалом» (ли), т. е. моральным законом, прибегая к насилию только как к последнему средству. Отношения в государстве во всем должны быть подобными отношениям в хорошей семье: «Правитель должен быть правителем, подданный – подданным, отец – отцом, сын – сыном» (Лунь Юй, 12.11). Он не был основателем религии, и на вопрос одного из учеников о загробном мире как-то ответил: «Не научившись [честно] служить людям, можно ли [достойно] служить духам?» (Лунь Юй, 11.11). Однако после его смерти в его честь были воздвигнуты храмы и стал складываться религиозный по форме культ Конфуция как первоучителя человечества. Конфуцианство приобрело в Китае статус официального вероучения, благодаря системе экзаменов государственные должности могли занимать только ученые-конфуцианцы (хотя конфуцианское учение в традиции понималось скорее как «наука» вообще, а конфуцианцы – «жу», т. е. просто как «ученые», «образованные»). Уже первый император ханьской династии Гао-Цзу посетил могилу Конфуция на его родине в Цюйфу и принес в жертву быка. Через 50 лет был воздвигнут храм в его честь. В 267 г. императорским указом предписывалось приносить в столице и на родине Конфуция четырежды в год в жертву овцу, свинью и быка. В 555 г. предписывалось сооружение в каждом городе, где есть представитель власти, храма в честь Конфуция. В начале ХХ в. род Конфуция насчитывал 20-30 тысяч членов, он существует и ныне. Старший потомок Конфуция по прямой линии носит наследственный княжеский титул, при императорах он должен был посвящать себя уходу за могилой и храмом. Один из самых известных иезуитских исследователей Китая, М. Риччи, пытался найти концептуальную связь между китайскими духовными учениями и христианством. Возможно, его исследовательская программа страдала европоцентризмом, но исследователь не готов был отказаться от мысли, что Китай мог успешно развиваться вне приобщения к христианским ценностям. При этом Риччи говорил, что «Конфуций является ключом к китайско-христианскому синтезу». Более того, он считал, что всякая религия должна иметь своего основателя, получившего первое откровение или Пришедшего, поэтому он назвал Конфуция основателем «конфуцианской религии». Философ Н. Мальбранш в своей книге «Беседа христианского мыслителя с китайским», вышедшей в 1706 г., вел полемику с конфуцианством. Н. Мальбранш утверждает в своей книге, что ценность христианской философии состоит в том, что она опирается одновременно и на интеллектуальную культуру, и на ценности религии. Китайский мандарин, напротив, являет в книге пример голого интеллектуализма, в котором Н. Мальбранш усматривает пример глубокой, но частичной мудрости, достижимой с помощью одних только знаний. Таким образом, в интерпретации Н. Мальбранша, Конфуций – не основатель религии, а представитель чистого рационализма. Г. Лейбниц также уделил учению Конфуция немало времени. В частности, он сравнивает философские позиции Конфуция, Платона и христианской философии, приходя к выводу, что первый принцип конфуцианства, «Ли» – это Разум как основание Природы. Г. Лейбниц проводит параллель между принципом разумности сотворенного мира, принятого в христианском мировоззрении, новоевропейским понятием субстанции как познаваемой, сверхчувственной основы природы, и платоновским понятием «высшего блага», под которым тот понимает вечную, несотворенную основу мира. Следовательно, конфуцианский принцип «Ли» подобен платоновскому «высшему благу» или христианскому Богу. Последователь и популяризатор метафизики Г. Лейбница, один из самых влиятельных философов Просвещения, Х. Вольф унаследовал от учителя уважительное отношение к китайской культуре и, в частности, к конфуцианству. В своем сочинении «Речь о нравственном учении китайцев», а также в иных трудах, он неоднократно подчеркивал общечеловеческое значение учения Конфуция и необходимость его внимательного изучения в Западной Европе. Известный историк И. Гердер, критически оценивающий китайскую культуру, как оторванную от иных народов, косную и неразвитую, также немало нелестного сказал и о Конфуции. По его мнению, этика Конфуция способна породить только рабов, закрывшихся от всего мира и от нравственного и культурного прогресса. В своих лекциях по истории философии Г. Гегель скептически оценивает тот интерес к конфуцианству, который имел место в Западной Европе в XVII-XVIII вв. По его мнению, в «Лунь Юе» нет ничего замечательного, а есть лишь совокупность банальностей «ходячей морали». По мнению Г. Гегеля, Конфуций являет собой образец чисто практической мудрости, лишенной достоинств западноевропейской метафизики, оцениваемой Г. Гегелем очень высоко. Как замечает Г. Гегель, «для славы Конфуция было бы лучше, если бы его произведения не были бы переведены».
Досье личности
КОНФУЦИЙ
Другое имя: Кун Фу-цзы; Кун-цзы; Кун Цю; Кун Чжун-ни
Имя латиницей: Confucius; Kong Fuzi; Kong Zi; Kong Qiu; Kong Zhongni
Пол: мужской
Дата рождения: приблизительно 28.09.551 до н.э.
Место рождения: царство Лу, ныне Цюйфу, провинция Шань-дун, Китай
Дата смерти: приблизительно 11.05.479 до н.э. Возраст (72)
Место смерти: Цюйфу, провинция Шаньдун, Китай
Знак зодиака: Весы
География: ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ, КИТАЙ.
Ключевые слова: автор, знание, идеолог, ЛИЧНОСТИ журнал, наука, основатель, сирота, философ, юа.
Anno: -496
КОНФУЦИЙ
- Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту.
- Не печалься, что люди не знают тебя, но печалься, что ты не знаешь людей.
- Как мы можем знать, что такое смерть, когда мы не знаем еще, что такое жизнь?
- Обдумай, верно ли и возможно ли то, что ты обещаешь, ибо обещание - есть долг.
- Видеть то, осуществление чего требует долг, и не сделать - есть отсутствие мужества.
- Это неважно, что медленно ты идешь главное - не останавливайся.
- Не поговорить с человеком, который достоин разговора - значит, потерять человека. А говорить с человеком, который разговора не достоин - значит, потерять слова. Мудрый не теряет ни слов, ни людей.
- Быть обиженным или ограбленным - ничто, если только ты не продолжаешь вспоминать об этом.
- Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни.
- Если меч тебе понадобиться хотя бы один раз в жизни, то носить его придется всю жизнь!
- Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим.
- При встрече с достойным человеком думай о том, как сравняться с ним. Встречаясь с низким человеком, присматривайся к самому себе и сам себя суди.
- Если ты ненавидишь, значит тебя победили.
- Там, где кончается терпение, начинается выносливость.
- Советы мы принимаем каплями, зато даем ведрами.
- Три пути ведут к знанию: путь размышления – самый благородный, путь подражания – самый легкий – и путь опыта – самый горький.
- Только дурак в своей жизни не меняет мнения.
- Влечение сердец рождает дружбу, влечение ума – уважение, влечение тел – страсть, и только все три вместе рождают любовь.
- Побороть дурные привычки можно только сегодня, а не завтра.
- Любовь - начало и конец нашего существования. Без любви нет жизни. Поэтому-то любовь есть то, перед чем преклоняется мудрый человек. развернуть
КОНФУЦИЙ в журнале «Личности»:
КОНФУЦИЙ: УРОК ДЛИНОЙ В ДВЕ ТЫСЯЧИ ЛЕТ
Личности 54/2013КОНФУЦИЙ в книгах:
КОНФУЦИЙ в фотографиях:
- ВАН Янмин (1472 - 1529)
- ВОЛЬФ Христиан (1679 - 1754)
- ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих (1770 - 1830)
- ГЕРДЕР Иоганн Готфрид (1744 - 1803)
- ГУ Сяньчэн (1550 - 1612)
- ГУ Яньу (1613 - 1682)
- ГУНСУНЬ Лун (340 до н.э. - 270 до н.э.)
- ДЖАЙЛС Герберт Аллен (1845 - 1935)
- ДУ Госян (1889 - 1961)
- ДУН Чжуншу (179 до н.э. - 104 до н.э.)
- Е Ши (1150 - 1223)
- ЁНДЖО ван Чосона (1694 - 1776)
- КАММУ I (737 - 806)
- КАНСИ (1654 - 1722)
- КУН Шанжэнь (1648 - 1718)
- ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм (1646 - 1716)
- ЛЕЙС Симон (1935 - 2014)
- ЛИ Сы (284 до н.э. - 208 до н.э.)
- ЛИНЬ Бяо (1907 - 1971)
- ЛУ Таньвэй (446 - 503)
- ЛЮ Бан (247 до н.э. - 195 до н.э.)
- ЛЮ Се (писатель) (465 - 522)
- ЛЯН Шумин (1893 - 1988)
- МАЛЬБРАНШ Никола (1638 - 1715)
- МО-ЦЗЫ (468 до н.э. - 376 до н.э.)
- МУН Сон Мён (1920 - 2012)
- МЭН-ЦЗЫ (372 до н.э. - 289 до н.э.)
- ПАУНД Эзра Лумис (1885 - 1972)
- ПЛАТОН (философ) (427 до н.э. - 347 до н.э.)
- РИЧЧИ Маттео (1552 - 1610)
- СЫМА Цянь (145 до н.э. - 86 до н.э.)
- СЮНЬ-ЦЗЫ (313 до н.э. - 238 до н.э.)
- ТАНЬ Сытун (1865 - 1898)
- У Даоцзы (680 - 759)
- ФЭН Юлань (1895 - 1990)
- ХАНЬ Фэй (281 до н.э. - 233 до н.э.)
- ХАНЬ Юй (768 - 824)
- ХУН Жэньгань (1821 - 1864)
- ЦАО Пэй (187 - 226)
- ЦЗИ Кан (223 - 262)
- ЧЖАН Чжупо (1670 - 1698)
- ЧЖАН Ши (1133 - 1180)
- ЧЖУ Си (1130 - 1200)
- ЧЖУ Юцзяо (1605 - 1627)
- ЧЖУАН-ЦЗЫ (369 до н.э. - 286 до н.э.)
- ЯН Чжу (442 до н.э. - 359 до н.э.)
- ЯНЬ Юань (1635 - 1704)
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- ЖУРНАЛ «ЛИЧНОСТИ» №54 (2013)
- http://ru.wikipedia.org
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- http://www.confucianism.ru
- http://www.synologia.ru
- http://www.vmireinteresnogo.com
- http://univers.net.ua
- http://lunyu.ru
- http://www.confucius.org
- http://china.kulichki.net
- http://ec-dejavu.ru
- http://teachings-masters.narod.ru
- http://www.epochtimes.ru
- http://pritchi.ru
- http://xn--1-7sbaipkia5auwiv.xn--p1ai
- http://www.countries.ru
- http://kanpot.ru
- ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
- ИИСУС ХРИСТОС
- СТАЛИН Иосиф Виссарионович
- ПУШКИН Александр Сергеевич
- АРИСТОТЕЛЬ
- ПЛАТОН (философ)
- ЕВКЛИД
- ЭЙНШТЕЙН Альберт
- ДЕМОКРИТ
- ШЕКСПИР Уильям
- ГОГОЛЬ Николай Васильевич
- АРХИМЕД
- МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович
- НАНСЕН Фритьоф
- БУДДА
- ВЫСОЦКИЙ Владимир Семенович
- МОЦАРТ Вольфганг Амадей
- ГАГАРИН Юрий Алексеевич
- ТОЛСТОЙ Лев Николаевич
- РАФАЭЛЬ САНТИ
- ЧЕДВИК Джеймс
- ХЕПБЕРН Одри
- ЕКАТЕРИНА II Великая
- СУВОРОВ Александр Васильевич
- НЬЮТОН Исаак
- АЛЕКСАНДР Македонский
- БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич
- ЧЕРЧИЛЛЬ Уинстон
- АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович
- ПЕТР I Великий
- ВИЛЬСОН Вудро
- БАХ Иоганн Себастьян
- ЕСЕНИН Сергей Александрович
- ЧАПЛИН Чарли
- ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович
- ЛАЗАРЕВ Михаил Петрович
- АМПЕР Андре Мари
- АЗНАВУР Шарль
- ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич
- ЭЙЛЕР Леонард
- ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих
- ЛЕГРАН Мишель
- БАРДО Брижитт
- ЛЕНИН Владимир Ильич
- ГЕТЕ Иоганн Вольфганг
- ЛИНКОЛЬН Авраам
- БЕТХОВЕН Людвиг ван
- ЧЕХОВ Антон Павлович
- ФРАНКЛИН Бенджамин
- ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна
- КОНФУЦИЙ
- МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович
- ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович
- ВОЛЬТЕР
- КОПЕРНИК Николай
- ДЕКАРТ Рене
- МАРКС Карл
- БАЙРОН Джордж Ноэль Гордон
- ИБН СИНА
- ДАНТЕ Алигьери
- ГАЛИЛЕЙ Галилео
- ФАРАДЕЙ Майкл
- ИВАН Грозный
- ДИРАК Поль Адриен Морис