российский композитор и дирижер. Сын Ф. И. Стравинского. Русский по рождению, с 1914 г. жил в эмиграции, с 1939 г. в США (в 1934 г. он принял французское, а в 1945 г. – американское гражданство). С девяти лет начал частным образом брать уроки фортепиано, в восемнадцать лет по настоянию родителей поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, одновременно приступив к самостоятельному изучению музыкально-теоретических дисциплин. С 1904 по 1906 гг. (по другим сведениям с 1902 по 1908). Брал частные уроки у Н. А. Римского-Корсакова, который предложил композитору занятия два раза в неделю, параллельно с его уроками с В. П. Калафати. Это была его единственная композиторская школа, благодаря которой он овладел в совершенстве композиторской профессией. Под руководством Римского-Корсакова были написаны первые сочинения – скерцо и соната для фортепиано, сюита для голоса с оркестром «Фавн и пастушка», Симфония Es-dur, «Фейерверк» для оркестра. На премьере последнего присутствовал С. Дягилев, высоко оценивший талант молодого композитора. Через некоторое время Дягилев предложил ему создать балет для постановки в «Русских сезонах» в Париже. В течение трех лет сотрудничества с труппой Дягилева написал три балета, принесших ему мировую известность – «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913). Перед самым началом Первой мировой войны едет в Швейцарию, где и остается на ближайшие четыре года. Среди сочинений этого времени – оперы «Соловей» (по сказке Андерсена, 1914) и «История солдата» («Сказка о беглом солдате и черте, читаемая, играемая и танцуемая», 1918). Этим же временем датируется его сближение с французской Шестеркой и эксцентричным авангардным композитором Эриком Сати, ядовитый характер и музыка которого вызывали неизменное восхищение композитора. Некоторые произведения Сати (в особенности, балет «Парад» (1917) и симфоническая драма «Сократ» (1918)) оставили заметный след в его творчестве. После окончания войны принимает решение не возвращаться в Россию, и спустя некоторое время переезжает во Францию. В 1919 г. композитор по заказу С. Дягилева пишет балет «Пульчинелла», поставленный год спустя. В 1920-1940 гг. во Франции состоялись премьеры его опер «Мавра» (1922), «Свадебки» (1923) – итогового произведения русского периода, а также оперы-оратории «Царь Эдип» (1927), знаменовавшей собой начало нового периода в творчестве композитора, который принято называть «неоклассическим». В 1924 г. состоялся его дебют в качестве пианиста: он исполнил собственный концерт для фортепиано и духового оркестра под управлением С. Кусевицкого. Как дирижер выступал с 1915 г. В этот период он создает многочисленные произведения в разных жанрах: Симфонии духовых памяти Дебюсси, сочинения для камерных ансамблей, фортепиано и голоса. 1926 год отмечен первым обращением композитора к духовной музыке – «Отче наш» для хора a capella. В 1928 г. появляются новые балеты – «Аполлон Мусагет» и «Поцелуй феи», а два года спустя – знаменитая и грандиозная Симфония псалмов на латинские тексты Ветхого Завета. В начале 1930-х гг. обращается к жанру концерта – он создает Концерт для скрипки с оркестром и Концерт для двух фортепиано. В 1933-1934 гг. по заказу Иды Рубинштейн совместно с Андре Жидом пишет мелодраму «Персефона». Тогда же он окончательно решает принять французское гражданство и пишет автобиографическую книгу «Хроника моей жизни». С 1936 г. периодически посещает с гастролями США, во время которых укрепляются его творческие связи с этой страной. В 1937 г. в Метрополитен-опера был поставлен балет «Игра в карты», год спустя – исполнен концерт «Дамбартон-Окс», композитора приглашают прочитать курс лекций в Гарвардском университете. Наконец, в связи с начавшейся войной, он решает переехать в США. Композитор поселяется сначала в Сан-Франциско, а затем в Лос-Анджелесе. Произведения этого периода – опера «Похождения повесы» (1951) – ставшая апофеозом неоклассического периода, балеты «Орфей» (1948), Симфония in C (1940) и Симфония в трех частях (1945), Эбони-концерт для кларнета и джаз оркестра (1946, сочинен для оркестра Вуди Германа, а также множество других сочинений. В январе 1944 г., в связи с исполнением необычной аранжировки гимна США в Бостоне, местная полиция предупредила композитора, что существует ответственность в виде штрафа за искажение гимна. В связи с этим появился миф, что он был арестован за искажение гимна. С начала 1950-х гг. начинает использовать в своих сочинениях серийный принцип. Переходом стало сочинение Кантаты на стихи английских анонимов, в которой со всей очевидностью обозначилась тенденция тотальной полифонизации музыки, к которой Стравинский тяготел всегда. Первым серийным сочинением стал Септет (1953). Полностью серийным сочинением, в котором он совершенно отказался от тональности, как таковой, стали Threni (Плач пророка Иеремии; 1958). Произведение, в котором серийный принцип абсолютен – это «Движения» для фортепиано с оркестром (1959). Итоговое музыкальное произведение серийного периода – Вариации памяти Олдоса Хаксли для оркестра. Апофеозом всего его творчества является Requiem Canticles («Заупокойные песнопения», Реквием) для контральто и баса соло, хора и оркестра (1966). Очень активно гастролировал в Европе и мире как дирижер и пианист. Осенью 1962 г. впервые после долгого перерыва он приезжает с концертами в СССР, где дирижирует в Москве и Ленинграде. Последнее завершенное его произведение – обработка для камерного оркестра двух духовных песен Гуго Вольфа (1968). Похоронен на кладбище Сан-Микеле в Венеции (Италия), на т. н. «русской» его части, вместе со своей женой Верой, недалеко от могилы С. Дягилева.
Досье личности
СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович
Имя латиницей: Stravinskij Igor` Fedorovich
Пол: мужской
Дата рождения: 17.06.1882
Место рождения: Ораниенбаум, ныне Ломоносов, Россия
Дата смерти: 06.04.1971 Возраст (88)
Место смерти: Нью-Йорк, США
Знак зодиака: Близнецы
По восточному: Лошадь
География: ЕВРОПА, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ, СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ, США, ФРАНЦИЯ.
Ключевые слова: дирижер, изгнанник, искусство, композитор, музыка.
Anno: 1930
Игорь Федорович СТРАВИНСКИЙ
Игорь Федорович СТРАВИНСКИЙ в фотографиях:
- АВЕДОН Ричард (1923 - 2004)
- АГОСТИ Гвидо (1901 - 1989)
- АЙРЛЕНД Джон (1879 - 1962)
- АНДРЕ Франц (1893 - 1975)
- БАЛАНЧИН Джордж (1904 - 1983)
- БАМБРИ Грейс (1937 - )
- БАНДУР Йован (1899 - 1956)
- БАРТОК Бела (1881 - 1945)
- БАТАШОВ Константин Константинович (1938 - )
- БЕЖАР Морис (1927 - 2007)
- БЕРКЛИ Леннокс Рендал Фрэнсис (1903 - 1989)
- БЕРТИНИ Гари (1927 - 2005)
- БЕРТУИСТЛ Харрисон (1934 - )
- БИЧЕМ Томас (1879 - 1961)
- БЛАЖКОВ Игорь Иванович (1936 - )
- БЛАНШ Жак-Эмиль (1861 - 1942)
- БУБЕЛЬНИКОВ Павел Аронович (1944 - )
- БУР Эрнест (1913 - 2001)
- БУТУМО-НАЗВАНОВА Ольга Николаевна (1888 - 1960)
- БЫЧКОВ Семен Маевич (1952 - )
- ВАЙСЕНБЕРГ Алексис (1929 - 2012)
- ВАСИЛЬЕВ Владимир Викторович (1940 - 2017)
- ВИНОГРАДОВ Олег Михайлович (1937 - )
- ВИШНЕВА Диана Викторовна (1976 - )
- ВОЛЬФ Хуго (1860 - 1903)
- ВУНДЕРЛИХ Фриц (1930 - 1960)
- ГАУК Александр Васильевич (1893 - 1963)
- ГАЦЦЕЛОНИ Северино (1919 - 1992)
- ГЕДДА Николай (1925 - )
- ГЕРМАН Вуди (1913 - 1987)
- ГЛЕБОВ Евгений Александрович (1929 - 2000)
- ГОЛОВИН Александр Яковлевич (1863 - 1930)
- ГОНЧАРОВА Наталья Сергеевна (1881 - 1962)
- ГЮДЕН Хильда (1917 - 1988)
- ДАНЕЛЯН Сергей Петрович (1929 - 2009)
- ДЕБЮССИ Клод (1862 - 1918)
- ДЖАРРЕТ Кит (1945 - )
- ДИЛЬБЕР Юнус (1958 - )
- ДРУЖИНИН Федор Серафимович (1932 - 2007)
- ДУМЧЕНКО Майя Владимировна (1976 - )
- ДЮРЕЙ Луи (1888 - 1979)
- ДЮТИЙЕ Анри (1916 - 2013)
- ДЯГИЛЕВ Сергей Павлович (1872 - 1929)
- ЕЖЕК Ярослав (1906 - 1942)
- ЖЕРЕБЦОВА-АНДРЕЕВА Анна Григорьевна (1868 - 1944)
- ЖИД Андре (1869 - 1951)
- ЗДРАВКОВИЧ Живоин (1914 - 2001)
- ЗЕЛЬЕНКА Илья (1932 - 2007)
- КАЛАФАТИ Василий Павлович (1869 - 1942)
- КАРАТЫГИН Вячеслав Гаврилович (1875 - 1925)
- КАРАЯН Герберт фон (1908 - 1989)
- КАРТЕР Эллиот Кук (1908 - 2012)
- КАСАТКИНА Наталья Дмитриевна (1934 - )
- КАТАНЯН Арам Григорьевич (1926 - 1998)
- КИРИЛЛОВ Владимир Петрович (1955 - )
- КИСЛЯРОВ Михаил Степанович (1954 - )
- КИТАЕНКО Дмитрий Георгиевич (1940 - )
- КОМИССИОНА Серджиу (1928 - 2005)
- КОРНЕЛИС Эверт (1884 - 1931)
- КУРЕНТЗИС Теодор (1972 - )
- КУСЕВИЦКИЙ Сергей Александрович (1874 - 1951)
- КУЧЕРА Вацлав (1929 - 2017)
- ЛАВЕЛЛИ Хорхе (1932 - )
- ЛИЛЬЕ Пеэтер (1950 - 1993)
- ЛИФАРЬ Серж (1905 - 1986)
- ЛОУЗ Хьюберт (1939 - )
- ЛУКОМСКАЯ Халина (1929 - 2016)
- МАЛЕР-ВЕРФЕЛЬ Альма Мария (1879 - 1964)
- МАТЕЙ Йозеф (1922 - 1992)
- МАТИСС Анри (1869 - 1954)
- МАТСОВ Роман Вольдемарович (1917 - 2001)
- МАХАЛИНА Юлия Викторовна (1968 - )
- МЕССЕРЕР Асаф Михайлович (1903 - 1992)
- МЯСИН Леонид Федорович (1895 - 1979)
- НАРДОВ Владимир Леонардович (1876 - 1942)
- НИЖИНСКИЙ Вацлав Фомич (1888 - 1950)
- НИКОЛАЕВА Татьяна Петровна (1924 - 1993)
- ОБРАЗЦОВА Елена Васильевна (1939 - 2015)
- ОКАМПО Виктория (1890 - 1979)
- ОЯ Олев Яанович (1935 - )
- ПАВЛЕНКО Дарья Владимировна (1978 - )
- ПАРТ Вероника Александровна (1978 - )
- ПЕНДЕРЕЦКИЙ Кшиштоф (1933 - )
- ПОКРОВСКИЙ Борис Александрович (1912 - 2009)
- ПОПОВ Валерий Сергеевич (1937 - )
- ПРОВАТОРОВ Геннадий Пантелеймонович (1929 - 2010)
- ПУЛЕНК Франсис (1899 - 1963)
- ПЬЕРНЕ Габриель Анри Констант (1863 - 1937)
- ПЭН Сювэнь (1931 - 1996)
- РАЙНЕР Фриц (1888 - 1963)
- РЕБЕРГ Вилли (1862 - 1937)
- РИВЕРС Ларри (1923 - 2002)
- РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич (1844 - 1908)
- РОББИНС Джером (1918 - 1998)
- РУБИНШТЕЙН Ида Львовна (1883 - 1960)
- САНЦОНЬО Нино (1911 - 1983)
- САТИ Эрик (1866 - 1925)
- СЕЙДЛ Зденек (1916 - 1978)
- СНИТКОВСКИЙ Семен Исаевич (1933 - 1981)
- СПИСАК Михал (1914 - 1965)
- СТРАВИНСКИЙ Федор Игнатьевич (1843 - 1902) (Игорь СТРАВИНСКИЙ сын Федора СТРАВИНСКОГО)
- СУДЕЙКИНА Вера Артуровна (1889 - 1982)
- ТАВЕНЕР Джон (1944 - 2013)
- ТАНСМАН Александер (1897 - 1986)
- ТУРЕЛЛЬ Дженни (1910 - 1973)
- ФАДЕЕВ Андриан Гуриевич (1977 - )
- ФАЗИЛЬ Сай (1970 - )
- ФОКИН Михаил Михайлович (1880 - 1942)
- ХАКСЛИ Олдос Леонард (1894 - 1963)
- ХАНДШИН Жак (1886 - 1955)
- ХОРН Мэрилин (1934 - )
- ХРУЩЕВ Никита Сергеевич (1894 - 1971) (Игорь СТРАВИНСКИЙ встречался с Никитов ХРУЩЕВЫМ)
- ЧЕРЕПНИН Александр Николаевич (1899 - 1977)
- ЧИСТЯКОВ Андрей Николаевич (1949 - 2000)
- ШАБРИЕ Эмманюэль Алексис (1841 - 1894)
- ШАГАЛ Марк Захарович (1887 - 1985)
- ШАНТЫРЬ Григорий Михайлович (1923 - 1987)
- ШЕМЯКИН Михаил Михайлович (живописец) (1943 - )
- ШИМАНОВСКИЙ Кароль (1882 - 1937)
- ШИФРИН Лало (1932 - )
- ШТУКЕНШМИДТ Ганс Хайнц (1901 - 1988)
- ШУШЛИН Владимир Григорьевич (1895 - 1978)
- ЭЙНЕМ Готфрид фон (1918 - 1996)
- ЭЛЛИНГТОН Дюк (1899 - 1974)
- ЭРМЛЕР Марк Фридрихович (1932 - 2002)
- ЮН И Сан (1917 - 1995)
- ЯРУСТОВСКИЙ Борис Михайлович (1911 - 1978)
- ЯССЕР Иосиф Самуилович (1893 - 1981)
- ЯШИН Сергей Иванович (1947 - )
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- http://ru.wikipedia.org
- http://music.prsiterun.com
- http://dic.academic.ru
- http://classic.chubrik.ru
- http://music.edusite.ru
- http://www.silverage.ru
- diletant.media
14.01.2012 Ю.А.Белецкий
Игорь Стравинский и его жена Катерина Носенко. Или же Котюля, как называл ее музыкант. Стравинский женился на двоюродной сестре. Церковь все же разрешила этот брак, который оказался крепким и долгосрочным – Котюля и Игорь прожили вместе 33 года, до смерти жены, и имели четырех детей.