Досье личности

Ценность: 2,467 (15)

Симпатия: 2,533 (15)

дата обновления - 2018-04-25

просмотров - 9

НИЖИНСКИЙ Вацлав Фомич

Имя латиницей: Nizhinskij Vaclav Fomich

Пол: мужской

Дата рождения: приблизительно 12.03.1888

Место рождения: Киев, Украина

Дата смерти: 08.04.1950 Возраст (62)

Место смерти: Лондон, Англия

Знак зодиака: Рыбы

По восточному: Крыса

География: ЕВРОПА, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ, ФРАНЦИЯ.

Ключевые слова: артист, балет, девиация, искусство, ЛИЧНОСТИ журнал, режиссер, театр.

Anno: 1907

НИЖИНСКИЙ Вацлав Фомич

русский танцовщик и хореограф польского происхождения, новатор танца. Брат танцовщицы Брониславы Нижинской. Хореограф балетов «Весна священная», «Послеполуденный отдых фавна», «Игры» и «Тиль Уленшпигель». С 1913 г. – в эмиграции: ведущий танцовщик и балетмейстер труппы «Русский балет Дягилева». Родился в семье польских танцовщиков, крещен в католичестве. После развода родителей с матерью, братом и сестрой основались в Петербурге. Учился в Петербургской балетной школе, где быстро обратил на себя внимание педагога Н. Легата. С 1906 по январь 1911 гг. выступал в Мариинском театре. Из Мариинского театра был уволен с большим скандалом по требованию императорской семьи, так как выступил в балете «Жизель» в костюме, который сочли неприличным. Почти сразу по окончании училища приглашен С. П. Дягилевым для участия в балетном сезоне 1909 г., где снискал огромный успех. За способность к высоким прыжкам и длительной элевации его назвали человеком-птицей, вторым Вестрисом. В Париже танцевал репертуар, опробованный на сцене Мариинского театра («Павильон Армиды», 1907; «Шопениана или Сильфиды», 1907; «Египетские ночи или Клеопатра», 1909; «Жизель», 1910; «Лебединое озеро», 1911), а также дивертисмент «Пир» на музыку русских композиторов (1909); и партии в новых балетах М. Фокина, «Карнавал» на музыку Р. Шумана (1910); «Шехерезада» Н. А. Римского-Корсакова (1910); «Ориенталии» А. Глазунова (1910); «Видение розы» К. М. Вебера (1911), в котором поразил парижскую публику фантастическим прыжком в окно; «Петрушка» И. Ф. Стравинского (1911); «Голубой бог» Р. Гана (1912); «Дафнис и Хлоя» М. Равеля (1912). Поощряемый Дягилевым, он попробовал свои силы как хореограф и втайне от Фокина репетировал свой первый балет – «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (1912). Он построил свою хореографию на профильных позах, заимствованных из древнегреческой вазописи. Как и Дягилев, был увлечен ритмопластикой и эуритмикой Далькроза, в эстетике которой он поставил в 1913 г. свой следующий и наиболее значительный балет, «Весна священная». «Весна священная», написанная Стравинским со свободным использованием диссонанса, хоть и с опорой на тональность, и хореографически построенная на сложных комбинациях ритмов, стала одним из первых экспрессионистских балетов. Балет был не сразу принят, и его премьера закончилась скандалом, как и «Послеполуденный отдых фавна», шокировавший публику финальной эротической сценой. В том же году осуществил бессюжетный балет «Игры» К. Дебюсси. Для этих постановок Нижинского был характерен антиромантизм и противостояние привычному изяществу классического стиля. Парижскую публику очаровал несомненный драматический талант артиста, его экзотическая внешность. Он оказался смелым и оригинально мыслящим хореографом, открывшим новые пути в пластике, вернувшим мужскому танцу былой приоритет и виртуозность. Своими успехами был обязан и Дягилеву, который верил и поддерживал его в дерзких экспериментах. Разрыв близких отношений с Дягилевым из-за женитьбы на танцовщице из Австро-Венгрии Ромоле Пульской привел к уходу артиста из труппы и фактически к концу его короткой головокружительной карьеры. Уйдя от Дягилева, он оказался в сложных условиях. Нужно было добывать средства к существованию. Гений танца, он не обладал способностями продюсера. Предложение возглавить балет «Гранд Опера» в Париже отверг, решив создать собственную антрепризу. Удалось собрать труппу из 17 человек (в нее вошла сестра Бронислава с мужем, также оставившие Дягилева) и заключить контракт с лондонским театром «Палас». Репертуар составили постановки Нижинского и, частично, – М. Фокина («Призрак розы», «Карнавал», «Сильфиды», которые он переделал заново). Однако гастроли не имели успеха и закончились финансовым крахом, что повлекло за собой нервный срыв и начало душевной болезни артиста. Неудачи преследовали его. Первая мировая война 1914 г. застала супругов, возвращавшихся в Петербург, с новорожденной дочерью в Будапеште, где они оказались интернированы до начала 1916 г. Артист мучительно переживал и свой арест, и вынужденное творческое бездействие. Между тем Дягилев возобновил контракт с ним для гастролей «Русского балета» в Северной и Южной Америке. 12 апреля 1916 г. он станцевал свои коронные партии в «Петрушке» и «Видении розы» на сцене нью-йоркской «Метрополитен-опера». В том же году 23 октября в нью-йоркском театре «Манхэттен Опера» была показана премьера последнего балета Нижинского – «Тиль Уленшпигель» Р. Штрауса, в котором он исполнил главную партию. Спектакль, создававшийся в лихорадочной спешке, несмотря на ряд интересных находок, провалился. Пережитые волнения сильно травмировали слабую психику танцовщика. Роковую роль в его судьбе сыграло увлечение толстовством, популярным в эмигрантских кругах русской художественной интеллигенции. 26 сентября 1917 г. он в последний раз вышел на сцену в балете «Видение розы» и вместе с семьей обосновался в Швейцарии. Здесь ему стало легче, он размышлял о новой системе записи танца, мечтал о собственной школе, в 1918 г. написал книгу «Дневник Нижинского» (издана в Париже в 1953). Вскоре он был помещен в клинику для душевнобольных, где ему был поставлен диагноз шизофрения. Все последующие годы, до конца жизни, находился в разных психиатрических клиниках, где лечился с переменным успехом. В 1945 г. был внезапно обнаружен корреспондентом «Life» в послевоенной Вене, танцующим среди советских солдат. После смерти его тело было перевезено в Париж и похоронено на кладбище Монмартр рядом с могилами легендарного танцовщика Г. Вестриса и драматурга Т. Готье, одного из создателей романтического балета. На его надгробии из серого камня сидит грустный бронзовый шут.

Медиа (4)

НИЖИНСКИЙ Вацлав Фомич в фотографиях:

Связи (21)
Источники (5)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх