американский дирижер венгерского происхождения. В 15 лет он поступил в Будапештскую академию музыки им. Листа, где учился у Белы Бартока (фортепиано) и Ганса Кесслера (композиция и дирижирование), изучал также право в Будапештском университете. Как дирижер дебютировал в возрасте 19 лет, заменив заболевшего капельмейстера Будапештской оперы на представлении оперы Бизе «Кармен». В 1910-1914 гг. работал в оперном театре в Лайбахе (ныне Любляна), в 1914-1921 гг. был одним из двух главных капельмейстеров Дрезденской придворной (позднее – Государственной) оперы. Во время работы в этом театре познакомился с Рихардом Штраусом, ставшим на многие годы его близким другом. Штраус, наряду с Артуром Никишем, оказал на развитие его творческих взглядов существенное влияние. В 1921 г. эмигрировал в США, где возглавлял ведущие оркестры страны: Симфонический оркестр Цинциннати (1922-1931), Питтсбургский симфонический оркестр (1938-1948), наконец, Чикагский симфонический оркестр (1953-1963), подняв исполнительский уровень этих коллективов до мировых стандартов и заслужив себе блестящую репутацию. Выступал в качестве приглашенного дирижера с Нью-Йоркским и Филадельфийским оркестрами, а также в Будапеште, Стокгольме, Вене, Манчестере, Риме, Барселоне и других европейских городах. Среди осуществленных им премьер – «Ода Аполлону» Артура Блисса (1927), опера Джанкарло Менотти «Амелия идет на бал» (1937) и посвященный дирижеру Концерт для двух фортепиано, ударных и оркестра Белы Бартока (1943; переработка более известной Сонаты для двух фортепиано и ударных). В 1931-1941 гг. он преподавал в Кертисовском институте музыки, среди его учеников – Леонард Бернстайн и Лукас Фосс. С 1948 по 1953 гг. работал в Метрополитен-опера, где осуществил знаковые постановки «Саломеи» Рихарда Штрауса и «Кармен» Бизе, а также продирижировал американской премьерой оперы Игоря Стравинского «Похождения повесы». Незадолго до смерти он планировал возвращение в этот театр и готовил к постановке оперу Вагнера «Гибель богов». За время работы с Чикагским симфоническим оркестром сделал ряд записей на фирме «RCA Victor», среди которых наиболее выделяются сочинения Бартока (Концерт для оркестра и Музыка для струнных, ударных и челесты), Дебюсси, Равеля, Хованесса, Римского-Корсакова, Рихарда Штрауса. На компакт-дисках изданы также более ранние записи музыканта с радиопередач (в т. ч. премьера Концерта для кларнета Аарона Копленда с Бенни Гудменом) и оперных спектаклей.
Досье личности
РАЙНЕР Фриц
Другое имя: Рейнер Фридьеш; Райнер Фредерик Мартин
Имя латиницей: Reiner Fritz; Reiner Frederick Martin
Пол: мужской
Дата рождения: 19.12.1888
Место рождения: Будапешт, Австро-Венгрия
Дата смерти: 15.11.1963 Возраст (74)
Место смерти: Нью-Йорк, США
Знак зодиака: Стрелец
По восточному: Крыса
География: АВСТРО-ВЕНГРИЯ, ГЕРМАНИЯ, США.
Ключевые слова: дирижер, искусство, музыка.
Anno: 1920
Фриц РАЙНЕР
Фриц РАЙНЕР в фотографиях:
- БАРТОК Бела (1881 - 1945)
- БЕРНСТАЙН Леонард (1918 - 1990)
- БИЗЕ Жорж (1838 - 1875)
- БЛИСС Артур (1891 - 1975)
- ВАГНЕР Рихард (1813 - 1883)
- ГУДМЕН Бенни (1909 - 1986)
- ДЕБЮССИ Клод (1862 - 1918)
- КЕССЛЕР Ганс фон (1853 - 1926)
- КОПЛЕНД Аарон (1900 - 1990)
- МЕНОТТИ Джан Карло (1911 - 2007)
- НИКИШ Артур (1855 - 1922)
- РАВЕЛЬ Морис (1875 - 1937)
- РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич (1844 - 1908)
- СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович (1882 - 1971)
- ТЕМЯНКА Генри (1906 - 1992)
- ФОСС Лукас (1922 - 2009)
- ХОВАНЕСС Алан (1911 - 2000)
- ШТРАУС Рихард (1864 - 1949)
- Б. С. Штейнпресс. Энциклопедический музыкальный словарь. - Москва, Советская энциклопедия, 1966
- ru.wikipedia.org
- www.classic-music.ru
- www.allmusic.com