немецкий философ, создавший на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Ее центральное понятие – развитие – есть характеристика деятельности абсолюта (мирового духа), его сверхвременного движения в области чистой мысли в восходящем ряду все более конкретных категорий (бытие, ничто, становление; качество, количество, мера; сущность, явление, действительность, понятие, объект, идея, завершающаяся абсолютной идеей), его перехода в отчужденное состояние инобытия – в природу, его возвращения к себе в человеке в формах психической деятельности индивида (субъективный дух), сверхиндивидуального «объективного духа» (право, мораль и «нравственность» – семья, гражданское общество, государство) и «абсолютного духа» (искусство, религия, философия как формы самосознания духа). Противоречие – внутренний источник развития, описываемого в виде триады. История – «прогресс духа в сознании свободы», последовательно реализуемый через «дух» отдельных народов. Осуществление демократических требований мыслилось Гегелем в виде компромисса с сословным строем, в рамках конституционной монархии. Основные сочинения: «Феноменология духа», 1807; «Наука логики», ч. 1-3, 1812-1816; «Энциклопедия философских наук», 1817; «Основы философии права», 1821; лекции по философии истории, эстетике, философии религии, истории философии (опубликованы посмертно).
Досье личности
ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих
Имя латиницей: Hegel Georg Wilhelm Friedrich
Пол: мужской
Дата рождения: 27.08.1770
Место рождения: Штутгарт, Германия
Дата смерти: 14.11.1830 Возраст (60)
Место смерти: Берлин, Германия
Знак зодиака: Дева
По восточному: Тигр
География: ГЕРМАНИЯ.
Ключевые слова: знание, наука, основатель, философ.
Anno: 1810
Георг Вильгельм Фридрих ГЕГЕЛЬ
- Если факты противоречат моей теории, тем хуже для фактов.
- Когда философия начинает рисовать своей серой краской по серому, тогда некая форма жизни стала старой, но серым по серому ее омолодить нельзя, а можно только понять. Сова Минервы вылетает только с наступлением сумерек.
- Только один человек меня понял; да и тот меня, по правде сказать, не понял.
- Истина рождается как ересь и умирает как заблуждение.
- Ирония – есть синтез абсолютных антитез, а потому через нее скорее всего познается истина.
- Рука есть тот великий орган, которым не обладает животное, и то, что я охватываю им, может само стать средством, которым я хватаю дальше.
- Благодаря войнам сохраняется нравственное здоровье народов.
- Настоящее правительство возникает лишь тогда, когда уже существует различие сословий, когда богатство и бедность становятся очень велики, и когда возникают такие отношения, при которых огромная масса не может удовлетворять свои потребности так, как она привыкла.
- Существование государства, – это – шествие бога в мире; его основанием служит сила разума, осуществляющего себя как волю.
- Человек есть не что иное, как череда своих поступков.
- Дурной человек следует своим склонностям и из-за них забывает свои обязанности.
- Человек не станет господином природы, пока он не станет господином самого себя.
- Дурной человек считал бы нужным выполнить свои обязанности, но у него нет воли, чтобы управлять своими склонностями и привычками.
- Честь человека заключается в том, чтобы в отношении удовлетворения своих потребностей он зависел только от своего трудолюбия, от своего поведения и от своего ума.
- Человек вынужден бороться с необходимостью, установленной природой. Его нравственный долг – завоевать самостоятельность посредством своей деятельности и рассудка.
- Все действительное разумно, все разумное действительно.
- Изучить – значит понять правильность того, что думали другие. Но нельзя познать вещи, если изначально исходить из их ложности.
- Что человек делает, таков он и есть.
- Кто хочет достигнуть великого, тот должен уметь ограничивать себя. Кто же, напротив, хочет всего, тот на самом деле ничего не хочет и ничего не достигнет.
- Талант без гения не намного возвышается над уровнем голой виртуозности.
- Ответ на вопросы, которые оставляет без ответа философия, заключается в том, что они должны быть иначе поставлены.
- Опыт и история учат, что народы и правительства никогда ничему не научились из истории.
- Искусство имеет своей задачей раскрывать истину в чувственной форме.
- Кто не смотрит на мир разумно, на того и он не смотрит разумно.
- Жизнь и мнения раньше считалось хорошим заглавием, ибо у некоторых из людей есть жизнь, но нет мнений; у других лишь мнения, но никакой жизни.
- В религии страдания человек презирает свою радость и отбрасывает осознание ее.
- Истина состоит в осознании, а не в инстинктивном non aridet (не подходит).
- Вреднее всего желание предохранить себя от ошибок.
- Утреннее чтение газеты – своего рода утренняя молитва реалиста.
- Педантичному моралисту можно сказать, что совесть – это моральный светильник, озаряющий хороший путь; но когда сворачивают на плохой, то его разбивают.
- Любовь к жизни вооружит смерть против вас страхом, а страх смерти похитит у вас жизнь.
- Гражданское общество дает нам пример как необычайной роскоши, излишеств, так и пример нищеты, и их общую черту физического и нравственного вырождения.
- Все действительно всемирно-исторические события происходят дважды: первый раз в виде великой трагедии, во второй – в виде жалкого фарса.
- История учит лишь тому, что она никогда ничему не научила народы.
- Нравственный человек сознает содержание своей деятельности чем-то необходимым... и этим так мало наносится ущерб его свободе, что последняя даже, наоборот, лишь благодаря этому сознанию становится действительной и содержательной свободой в отличие от произвола, который есть ещё бессодержательная и лишь возможная свобода.
- Человек есть не что иное, как ряд его поступков.
- Моральный принцип преимущественно относится к умонастроению или намерению. Но здесь существенно также и то, чтобы не только намерение, но и поступок был хорошим.
- Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера.
- Человечество было освобождено не столько от порабощения, сколько посредством порабощения. Ведь грубость, жадность, несправедливость суть зло; человек, не освободившийся от него, не способен к нравственности, и дисциплина освободила его именно от этого хотения.
- Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со свободной волей.
- В любви все вертится вокруг того, что этот любит именно ту. а эта любит этого.
- Государство есть обладающая самосознанием нравственная субстанция – соединение принципа семьи и гражданского общества; то самое единство, которое в семье проявляется как чувство любви, есть его сущность - имеет обладающую знанием субъективность, которая своим содержанием стремиться к разумному. Сущность государства есть разумность воли. Его дело сводится к тому, чтобы сохранить индивидуумов в качестве лиц, содействовать их благу, охранять семью и руководить гражданским обществом. Государство как живой дух существует как организованное целое, расчленённое на особые функции, которые порождают результат. развернуть
Георг Вильгельм Фридрих ГЕГЕЛЬ в фотографиях:
- АННИНСКИЙ Лев Александрович (1934 - )
- БАУЭР Бруно (1809 - 1882)
- БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич (1811 - 1848) (Георг ГЕГЕЛЬ оказал влияние на становление идей Виссариона БЕЛИНСКОГО)
- ВИКО Джанбатиста (1668 - 1744)
- ГАНКЕВИЧ Климентий Николаевич (1842 - 1924)
- ГЕГЕЛЬ Карл (1813 - 1901)
- ГЕЙЗЕ Карл (1797 - 1855)
- ГЕЛЬДЕРЛИН Иоганн Кристиан Фридрих (1770 - 1843)
- ГЕРДЕР Иоганн Готфрид (1744 - 1803)
- ГОМЕР (780 до н.э. - 712 до н.э.)
- ГРАНОВСКИЙ Тимофей Николаевич (1813 - 1855)
- ГРИН Томас Хилл (1836 - 1882)
- ГУЛИАН Константин Йонеску (1914 - 1992)
- ГУЛЫГА Арсений Владимирович (1921 - 1996)
- ЕВБУЛИД (395 до н.э. - 340 до н.э.)
- ИЛЬИН Иван Александрович (1883 - 1954)
- КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич (1806 - 1856)
- КОНЕВСКОЙ Иван (1877 - 1901)
- КОНФУЦИЙ (551 до н.э. - 479 до н.э.)
- КРОНЕР Рихард (1884 - 1974) (Рихард КРОНЕР противопоставлял религиозно ориентированных философов Георгу ГЕГЕЛЮ)
- КРОЧЕ Бенедетто (1866 - 1952)
- КУЗЕН Виктор (1792 - 1867) (Георг ГЕГЕЛЬ оказал влияние на философские взгляды Виктора КУЗЕНА)
- КЬЕРКЕГОР Серен (1813 - 1855) (Серен КЬЕРКЕГОР противопоставил диалектике Георга ГЕГЕЛЯ субъективную диалектику личности)
- ЛАССОН Георг (1862 - 1931)
- ЛИБЕРТ Артур (1878 - 1946) (Артур ЛИБЕРТ был последователем Георга ГЕГЕЛЯ)
- ЛОСЕВ Алексей Федорович (1893 - 1988)
- МАКСИМОВ Александр Александрович (философ) (1891 - 1976)
- МОДЕРАТ из Кадиса (45 - 100)
- НАНСИ Жан Люк (1940 - )
- ОЙЗЕРМАН Теодор Ильич (1914 - 2017)
- ПАРМЕНИД (535 до н.э. - 445 до н.э.)
- РАДЛОВ Эрнест Леопольдович (1854 - 1928)
- РАЦИН Кочо (1908 - 1943)
- САРТР Жан-Поль (1905 - 1980) (Георг ГЕГЕЛЬ оказал влияние на становление философских взглядов Жана САРТРА)
- СНЕГИРЕВ Вениамин Алексеевич (1841 - 1889)
- СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (1853 - 1900) (Владимир СОЛОВЬЕВ изучал труды Георга ГЕГЕЛЯ)
- СТАНКЕВИЧ Николай Владимирович (1813 - 1840)
- СТИРЛИНГ Джеймс Хатчисон (1820 - 1909)
- ТРОИЦКИЙ Матвей Михайлович (1835 - 1899)
- УХТОМСКИЙ Алексей Алексеевич (1875 - 1942)
- ФЕЙЕРБАХ Людвиг Андреас (1804 - 1872) (Георг ГЕГЕЛЬ оказал влияние на становление философских взглядов Людвига ФЕЙРЕРБАХА)
- ФИХТЕ Иммануэль Герман (1796 - 1879)
- ФУКО Мишель Поль (1926 - 1984)
- ФЭН Юлань (1895 - 1990)
- ХАЙДЕГГЕР Мартин (1889 - 1976)
- ЦЕШКОВСКИЙ Август (1814 - 1894) (Август ЦЕШКОВСКИЙ был последователем Георга ГЕГЕЛЯ)
- ЧИЧЕРИН Борис Николаевич (1828 - 1904) (Борис ЧИЧЕРИН был последователем Георга ГЕГЕЛЯ)
- ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм Йозеф (1775 - 1854) (Фридрих ШЕЛЛИНГ был близко знаком с Георгом ГЕГЕЛЕМ)
- ШЛЕЙХЕР Август (1821 - 1868) (Август ШЛЕЙХЕР применял законы диалектики Георга ГЕГЕЛЯ)
- ШМАКОВ Владимир Алексеевич (1880 - 1929)
- ШУЛЬЦЕ Иоганесс (1786 - 1869) (Иоганесс ШУЛЬЦЕ проводил идеи Георга ГЕГЕЛЯ)
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- http://ru.wikipedia.org
21.02.2011 Ю.А.Белецкий
Гегель был весьма необычным человеком. С трудом подбирая слова при разговоре на обыденные темы, он интересно рассуждал о сложнейших вещах. Размышляя, он мог часами стоять на месте, не обращая внимания на происходящее. В рассеянности он мог не заметить башмаков, оставшихся в грязи и продолжать прогулку босиком. При этом он был "душой компании" и любил женское общество. Мещанская скупость сочеталась у него с широтой души, осторожность с авантюризмом. Гегель долго шел к своей философской системе, но стартовав, сразу далеко обогнал своих учителей и преследователей. Философия Гегеля двойственна. С одной стороны, это сложнейшая и порой искусственно запутанная сеть спекулятивных дедукций, с другой - афористичные примеры и пояснения, резко отличающие стиль Гегеля от эзотеричного философствования Ф. Й. Шеллинга. Философия Гегеля, так же как и система его агрессивного соперника А. Шопенгауэра, имеет в каком-то смысле "переходный" характер, проявляющийся в сочетании приемов классической философии и новых веяний популярной и практически-ориентированной метафизики, захватившей ведущие позиции в Европе в середине 19 в. Главный пафос философии Гегеля состоит в признании логической "прозрачности" мира, вере в силу рационального начала и мировой прогресс, диалектичность бытия и истории. При этом Гегель часто избегал прямых ответов на принципиальные вопросы, что затруднило истолкование онтологического статуса важнейших понятий его философии, таких как абсолютная идея или абсолютный дух, и породило множество самых разнообразных интерпретаций структуры и смысла его системы. Определяющее воздействие на философские взгляды Гегеля оказали идеи И. Г. Фихте и Ф. Й. Шеллинга. Он испытал также серьезное влияние Ж. Ж. Руссо и И.Канта.