китайский художник эпохи Тан. Старая китайская традиция причисляет У Даоцзы к четырём отцам-основателям китайской живописи (наряду с Гу Кайчжи, Лу Таньвэем и Чжан Сэнъяо). Рано осиротел, рос в бедности. Самостоятельно выучился живописи, следуя опыту прежних мастеров, в первую очередь – известного художника Гу Кайчжи. Примерно с 20 лет зарабатывал на жизнь, выполняя заказы на картины от частных лиц и храмов. Некоторое время прожил на востоке страны, затем поселился в пригороде Лояна. Благодаря славе о живописном таланте, по личному распоряжению императора Сюань-цзуна, художник был принят на службу в Департамент живописи при Академии Ханьлинь. Получил ученое звание «бо-ши» («ученый-эрудит») и дослужился до высшего из четырех возможных рангов – «гун-фэн» («придворный чиновник для личных услуг императора»).
Работал в станковой и монументальной живописи, создав более 300 стенописных композиций для дворцовых апартаментов, буддийских и даосских храмов, включая картины на религиозные темы и пейзажи. Считается основоположником пейзажной живописи «шань-шуй» («живопись/изображения гор и вод»). Наибольшую известность снискал себе как мастер сюжетной живописи, в китайской терминологии, жанра «жэнь-у» («живопись/ изображения фигур»). Утверждается, что он владел искусством исключительно реалистического изображения людей в динамике, использовал технические приемы, позволявшие добиваться оптической иллюзии трехмерности форм. Манера выписки одежды художника настолько поражала современников, что они дали ей отдельное название – «У дай дан фэн» («пояс, уподобленный ветру в рисунке мастера У»), превратившееся впоследствии в общепринятый живописный термин «У чжуан» («одеяния в стиле мастера У»). Написал портрет Конфуция. Стал героем легенд. Одну из них пересказывает в своих «Восточных новеллах» (1938) М. Юрсенар. По словам Го Жосюя, «произведения У стали образцом для десяти тысяч поколений, его называли "совершенным живописцем"». Ни одного оригинального произведения мастера до наших дней не дошло.