немецкий философ, ведущий деятель позднего Просвещения, создатель одной из первых версий естественного исторического развития природы и человеческой культуры. Учился в Кенигсбергском университете (слушал лекции Канта, дружил с Гаманом). В своем интеллектуальном становлении испытал влияние Д. Бруно, Спинозы, Лейбница. В 1764-1769 гг. преподавал в церковной школе Риги, где выходят его первые работы: «Фрагменты о новейшей немецкой литературе» и «Критические леса». В 1769 г. предпринимает путешествие в Париж, где знакомится с Дидро и Д`Аламбером. Возвращаясь в Германию, он провел две недели в Гамбурге в обществе Лессинга, оказавшего на него огромное влияние. В 1770 г. жил несколько месяцев в Страсбурге, где знакомится с Гете и создает трактат «О происхождении языка» (изд. 1772). В 1771-1776 гг. — советник консистории в Бюкебурге. В этот период он становится деятельным участником движения «Буря и натиск». В 1776 г. переезжает в Веймар, где становится генерал-суперинтендантом протестантской общины. Вместе с Гете возглавляет веймарское содружество ученых и писателей. В этот период интенсивно занимается естественными и историческими науками, создает свой шедевр – «Идеи к философии истории человечества» (опубликован в 1784-1791). В начале 1770-х гг. разрабатывает проблемы эстетики и языкознания. Его учение о «духе народа», который выражается в искусстве и народной поэзии, стоит у истоков фольклористики. Работа о происхождении языка дает одну из первых моделей естественного становления языка в ходе истории. Отрицает генетическую субординацию языка и мышления, полагая, что они развиваются во взаимообусловленном единстве. Он не только отвергает богоданность языка, но и, полемизируя с Кондильяком и Руссо, утверждает его собственно человеческую специфику, находимую в мысли, практике и общественности. Во 2-й половине 1780-х гг. вовлекается в «спор о пантеизме» и публикует трактат «Бог» (1787), в котором выказывает себя радикальным сторонником спинозизма. В «Идеях к философии истории человечества» реализует свой проект универсальной философской истории человечества. В этом грандиозном труде, включающем 20 книг (и плана заключительных 5 книг), он, суммируя достижения современных ему космологии, биологии, антропологии, географии, этнографии, истории, дает изображение поэтапного становления человечества. В центре внимания автора — процесс мирового развития. Общий порядок природы он понимает как ступенчатое поступательное развитие совершенствующихся организмов от неорганической материи через мир растений и животных к человеку и в будущем – к сверхчувственной «мировой душе». Как свободная и разумная сущность человек представляет собой вершину сотворенной божественным духом природы. Критикуя телеологию, подчеркивает значение воздействия внешних факторов (совокупность которых он называет «климатом») и считает достаточным для понимания истории ответить на вопрос «почему?», не задаваясь вопросом «для чего?». В то же время он признает ведущей силой истории внутренние, «органические» силы, главная из которых — стремление к созиданию общества. Основной сплачивающей силой общества он считает культуру, внутренней сущностью которой является язык. Проблеме происхождения и развития языка Гердер уделяет особое внимание. В отличие от своей ранней критики цивилизации, близкой по духу Руссо, он возвращается в «Идеях к историческому оптимизму Просвещения» и видит в прогрессирующем развитии человечества нарастание гуманизма, который понимается им как расцвет принципа личности и обретение индивидом душевной гармонии и счастья. Поздний Гердер разрабатывает своеобразную культурную антропологию и политическую философию в «Письмах для поощрения гуманности» (1793-1797), где, в частности, выдвигает свою версию учения о «вечном мире», к которому должны привести не договоры властей, а гуманистическое воспитание народа, торговля и здоровый прагматизм. В работах «Метакритика чистого разума» (1799) и «Каллигона» (1800) вступает в ожесточенную, но довольно поверхностную полемику с Кантом. «Каллигона» содержит одну из первых формулировок позитивистской эстетики. В рамках зрелого немецкого Просвещения его учение оказалось в изоляции. Будучи близким по настроению к пантеистической натурфилософии Гете, оно противоречило ему рационалистическим доктринерством и религиозным духом. Его идеи вступили в конфликт с кантовской версией природы человека и смысла истории. Его мысль о счастье индивидуума оказалась несовместимой с представлением Канта о благоденствии общества в государстве. Ранних романтиков отталкивал наивный оптимизм Гердера. Вместе с тем его мировоззрение стало арсеналом тем, идей и творческих импульсов для самых разных направлений немецкой мысли: для романтической эстетики и натурфилософии, гумбольдтианского языкознания, диалектической историософии Фихте и Гегеля, антропологии Фейербаха, герменевтики Дильтея, философии жизни, либеральной протестантской теологии.
Досье личности
ГЕРДЕР Иоганн Готфрид
Имя латиницей: Herder Johann Gottfried von
Пол: мужской
Дата рождения: 25.08.1744
Место рождения: Морунген, Германия
Дата смерти: 18.12.1803 Возраст (59)
Место смерти: Веймар, Германия
Знак зодиака: Дева
По восточному: Крыса
Ключевые слова: знание, литература, поэт, просветитель, философ.
Anno: 1776
Иоганн Готфрид ГЕРДЕР
- Если язык человека вял, тяжел, сбивчив, бессилен, неопределен, необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве языка.
- Кто видит лишь недостатки, не видя их причин, тот видит лишь наполовину; если же он видит их причины, то гнев его может порой обратиться в самое нежное сострадание.
- В ошибке любой женщины есть вина мужчины.
- Красивое не нуждается в дополнительных украшениях — больше всего его красит отсутствие украшений.
- Два величайших тирана на земле: случай и время.
Иоганн Готфрид ГЕРДЕР в фотографиях:
- БРУНО Джордано (1548 - 1600)
- ВИКО Джанбатиста (1668 - 1744)
- ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих (1770 - 1830)
- ГЕТЕ Иоганн Вольфганг (1749 - 1832) (Иоганн ГЕРДЕР был знаком и сотрудничал с Иоганном ГЕТЕ)
- ГЛЕЙМ Иоганн Вильгельм Людвиг (1719 - 1803)
- ГРИС Иоганн Дитрих (1776 - 1842)
- ГУЛЫГА Арсений Владимирович (1921 - 1996)
- Д`АЛАМБЕР Жан Ле Рон (1717 - 1783)
- ДАХ Симон (1605 - 1659)
- ДИДРО Дени (1713 - 1784)
- ДИЛЬТЕЙ Вильгельм (1833 - 1911)
- ЗОРГЕНФРЕЙ Вильгельм Александрович (1882 - 1938)
- КАНТ Иммануил (1724 - 1804)
- КОНФУЦИЙ (551 до н.э. - 479 до н.э.)
- КОТТЕНДОРФ Иоганн Фридрих Котта фон (1764 - 1832)
- КЮГЕЛЬГЕН Франц Герхардт фон (1772 - 1820)
- ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм (1646 - 1716)
- ЛЕССИНГ Готхольд Эфраим (1729 - 1781) (Иоганн ГЕРДЕР был знаком и испытал влияние Готхольда ЛЕССИНГА)
- МАРИЯ ПАВЛОВНА (герцогиня Саксен-Веймар-Эйзенахская) (1786 - 1859)
- МИХАЙЛОВ Александр Викторович (1938 - 1995)
- РУССО Жан-Жак (1712 - 1778)
- СПИНОЗА Бенедикт (1632 - 1677)
- ФЕЙЕРБАХ Людвиг Андреас (1804 - 1872)
- ФИХТЕ Иоганн Готлиб (1762 - 1814)
- ШЕФТСБЕРИ Антони Эшли Купер (1671 - 1713)
- ЭЙНЗИДЕЛЬ Иоганн Август фон (1754 - 1837)
- http://persons-aforism.ru/
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- ru.wikipedia.org