китайский художник, причисляемый к четырем отцам-основателям китайской живописи (наряду с Гу Кайчжи, Чжан Сэнъяо и У Даоцзы). Примерно между 460 и 465 гг. был приглашен ко двору сунского императора Мин-ди. Наибольший расцвет мастера приходится именно на 460-480 гг. Значительную часть жизни провел в свите правителей Лю Сун как придворный художник. Живший в V в. художник и теоретик Се Хэ, сформулировавший знаменитые «Шесть законов живописи» (люфа), отмечает, что «в применении всех шести законов наиболее искусными были Лу Таньвэй и Вэй Се». Один из самых ранних китайских художественных теоретиков и критиков, Чжан Яньюань, в своих «Записках о художниках разных эпох» посвятил отдельную главу творчеству четырех мастеров древности: «Об искусстве письма кистью Гу, Лу, Чжана и У», в которой односложно характеризует различие в стиле трех из них: «Чжан Сэнъю в портрете передает плоть, Лу Таньвэй – остов, Гу Кайчжи – дух». Другой танский теоретик, Чжу Цзинсюань в трактате «Заметки о прославленных мастерах периода Тан» причисляет произведения Лу Таньвэя к высшей категории живописи – «ипинь» наряду с работами Гу Кайчжи. Для более поздней китайской критики Лу Таньвэй был уже легендарным художником древности. Китайская культурная традиция приписывала созданным им портретам способность передать душу изображаемого человека. Современные исследователи считают Лу Таньвэя основателем целой художественной школы, манера которой оказывала влияние на китайских художников раннего Средневековья довольно длительное время.
Считается мастером живописи «одним штрихом», то есть использовал тот же метод, что и каллиграфы, работающие в стиле скорописи – мог одной линией обрисовать предмет, а рука художника не отрывалась до тех пор, пока картина не была закончена. Согласно древним источникам, главными темами его творчества были изображения исторических персонажей и буддийская религиозная живопись. Влияние «школы Лу» отмечено даже в росписях скульптуры Майцзишаня и Дуньхуана. Также художник раскрашивал глиняный манекен, прорисовывая черты лица и одежду. Характерными особенностями скульптуры периода правления императора Мин-ди были худощавые, безмятежные лица, прописанные острой линией, и эту манеру изображения современные исследователи связывают с именем Лу Таньвэя. По всей вероятности в основном расписывал стены храмов, однако все его работы погибли. Среди сохранившихся картин упоминается картина «Семь мудрецов из бамбуковой рощи» а также портрет древнего культурного героя, имевшего статус «бессмертного», Жуна Цици с Конфуцием и его любимым учеником Янь Хуэем. Некоторые исследователи высказывают предположение, что знаменитое и самое древнее изображение «Семи мудрецов из бамбуковой рощи и Жуна Цици», которое обнаружено в кирпичной стене гробницы Сишаньцяо (Наньцзин, провинция Цзянсу), также является произведением Лу Таньвэя. Во всяком случае, манера, в которой эти рельефы выполнены, находится в русле творчества мастера.