русский композитор, родоначальник русской классической музыки. Автор опер «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836) и «Руслан и Людмила» (1842), которые положили начало двум направлениям русской оперы – народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. Симфонические сочинения: «Камаринская» (1848), «Испанские увертюры» («Арагонская хота», 1845, и «Ночь в Мадриде», 1851), заложили основы русского симфонизма. Классик русского романса. Его «Патриотическая песня» стала музыкальной основой государственного гимна Российской Федерации. Учреждены Глинкинские премии (М. П. Беляевым; 1884-1917), Государственная премия РСФСР им. Глинки (в 1965-1990); проводится конкурс вокалистов им. Глинки (с 1960). Родился в семье смоленских помещиков И. Н. и Е. А. Глинок (бывших троюродными братом и сестрой). Начальное образование получил дома. Слушая пение крепостных крестьян и звоны колоколов местной церкви, рано проявил тягу к музыке. Увлекался игрой оркестра крепостных музыкантов в имении дяди, А. А. Глинки. Музыкальные занятия – игра на скрипке и фортепиано – начались довольно поздно (1815-1816) и носили любительский характер. Однако музыка оказывала на него столь сильное влияние, что однажды на замечание о рассеянности он заметил: «Что же делать?... Музыка – душа моя!». В 1818 г. поступил в Петербурге в Благородный пансион при Главном Педагогическом институте (в 1819 г. переименован в Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете), где учился вместе с младшим братом А. С. Пушкина Львом, тогда же познакомился и с самим поэтом, который «хаживал к нам в пансион к брату своему». Гувернером Глинки был В. К. Кюхельбекер, преподававший в пансионе русскую словесность. Параллельно с учебой Глинка брал уроки игры на фортепиано (сначала у английского композитора Дж. Филда, а после его отъезда в Москву – у его учеников Омана, К. Цейнера и Ш. Майра – довольно известного музыканта). Закончил пансион в 1822 г. вторым учеником. В день выпуска с успехом сыграл публично фортепианный концерт И. Гуммеля.
После окончания пансиона Глинка не сразу поступил на службу. В 1823 г. он поехал лечиться на Кавказские минеральные воды, затем отправился в Новоспасское, где иногда «сам управлял оркестром дяди, играя на скрипке», тогда же начал сочинять оркестровую музыку. В 1824 г. был зачислен на службу помощником секретаря Главного управления путей сообщения (ушел в отставку в июне 1828). Основное место в его творчестве занимали романсы. Среди сочинений той поры «Бедный певец» на стихи В. А. Жуковского (1826), «Не пой, красавица, при мне» на стихи А. С. Пушкина (1828). Один из лучших романсов раннего периода – элегия на стихи Е. А. Баратынского «Не искушай меня без нужды» (1825). В 1829 г. Глинка и Н. И. Павлищев издали «Лирический альбом», где среди сочинений разных авторов были и пьесы Глинки. Весной 1830 г. Глинка отправился в длительное заграничное путешествие, целью которого было как лечение (на водах Германии и в теплом климате Италии), так и знакомство с западноевропейским искусством. Проведя несколько месяцев в Ахене и Франкфурте, он прибыл в Милан, где занимался композицией и вокалом, посещал театры, совершал поездки в другие итальянские города. В Италии композитор познакомился с В. Беллини, Ф. Мендельсоном и Г. Берлиозом. Среди композиторских опытов тех лет (камерно-инструментальные сочинения, романсы) выделяется романс «Венецианская ночь» на стихи И. И. Козлова. Зиму и весну 1834 г. провел в Берлине, посвятив себя серьезным занятиям теорией музыки и композицией под руководством известного ученого З. Дена. Тогда же у него зародилась мысль о создании национальной русской оперы.
Возвратившись в Россию, Глинка поселился в Петербурге. Посещая вечера у поэта В. А. Жуковского, он познакомился с Н. В. Гоголем, П. А. Вяземским, В. Ф. Одоевским и др. Композитор увлекся идеей, поданной В. А. Жуковским, написать оперу на сюжет об Иване Сусанине, о ком он узнал еще в юности, прочитав «Думу» К. Ф. Рылеева. Премьера сочинения, названного по настоянию дирекции театров «Жизнь за царя», 27 января 1836 г. стала днем рождения русской героико-патриотической оперы. Спектакль прошел с большим успехом, на нем присутствовала царская семья, а в зале среди многих друзей Глинки был и А. С. Пушкин. Вскоре после премьеры Глинка был назначен руководителем Придворной певческой капеллы. В 1835 г. Глинка женился на М. П. Ивановой. Этот брак оказался крайне неудачным и омрачил жизнь композитора на многие годы. Весну и лето 1838 г. он провел на Украине, отбирая певчих для капеллы. Среди новичков оказался и С. С. Гулак-Артемовский – впоследствии не только известный певец, но и композитор, автор популярной украинской оперы «Запорожец за Дунаем». По возвращении в Петербург Глинка часто посещал дом братьев Павла и Н. В. Кукольников, где собирался кружок, состоявший большей частью из людей искусства. Там бывали И. К. Айвазовский и К. П. Брюллов, оставивший много замечательных карикатур на членов кружка, в т. ч. и на Глинку. На стихи Н. В. Кукольника Глинкой был написан цикл романсов «Прощание с Петербургом» (1840). Впоследствии он переселился в дом братьев из-за невыносимой домашней атмосферы. Еще в 1837 г. вел беседы с А. С. Пушкиным о создании оперы на сюжет «Руслана и Людмилы». В 1838 г. началась работа над сочинением, премьера которого состоялась 27 ноября 1842 г. в Петербурге. Несмотря на то, что царская семья покинула ложу до окончания спектакля, передовые деятели культуры встретили сочинение с восторгом (хотя единства мнений на этот раз не было – из-за глубоко новаторского характера драматургии). На одном из представлений «Руслана» побывал Ф. Лист, чрезвычайно высоко оценивший не только эту оперу Глинки, но и его роль в русской музыке в целом.
В 1838 г. Глинка познакомился с Е. Керн, дочерью героини известного пушкинского стихотворения, и посвятил ей свои вдохновеннейшие произведения: «Вальс-фантазию» (1839) и дивный романс на стихи А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» (1840). Весной 1844 г. Глинка отправился в новое заграничное путешествие. Пробыв несколько дней в Берлине, он остановился в Париже, где встретился с Г. Берлиозом, который включил в свою концертную программу несколько сочинений Глинки. Выпавший на их долю успех натолкнул композитора на мысль дать в Париже благотворительный концерт из собственных произведений, что и было осуществлено 10 апреля 1845 г. Концерт был высоко оценен прессой. В мае 1845 г. Глинка отправился в Испанию, где пробыл до середины 1847 г. Испанские впечатления легли в основу двух блестящих оркестровых пьес: «Арагонской хоты» (1845) и «Воспоминаний о летней ночи в Мадриде» (1848, 2-ая редакция – 1851). В 1848 г. композитор провел несколько месяцев в Варшаве, где была написана «Камаринская» – сочинение, о котором П. И. Чайковский заметил, что в ней, «как дуб в желуде, заключена вся русская симфоническая музыка». Зиму 1851-1852 гг. Глинка провел в Петербурге, где сблизился с группой молодых деятелей культуры, а в 1855 г. произошло его знакомство с М. А. Балакиревым, ставшим позже главой «Новой русской школы» (или «Могучей кучки»), творчески развившей традиции, заложенные Глинкой. В 1852 г. композитор вновь уехал на несколько месяцев в Париж, с 1856 г. жил в Берлине, где скончался в феврале 1857 г. и был похоронен на лютеранском кладбище. В мае того же года его прах был перевезен в Петербург и погребен на кладбище Александро-Невской лавры. Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. В творчестве Глинки определились два важнейших направления русской оперы: народная музыкальная драма и опера-сказка; он заложил основы русского симфонизма, стал первым классиком русского романса. Все дальнейшие поколения русских музыкантов считали его своим учителем, а для многих толчком к выбору музыкальной карьеры стало знакомство с сочинениями великого мастера, глубоко нравственное содержание которых сочетается с совершенной формой.