Досье личности

Ценность: 1,5 (12)

Симпатия: 1,417 (12)

дата обновления - 2006-12-11

просмотров - 6

БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич

Имя латиницей: Balakirev Milij Alekseevich

Пол: мужской

Дата рождения: 02.01.1837

Место рождения: Нижний Новгород, Россия

Дата смерти: 29.05.1910 Возраст (73)

Место смерти: Петербург, Россия

Знак зодиака: Козерог

По восточному: Петух

География: РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ.

Ключевые слова: дирижер, искусство, композитор, музыка, пианист.

Anno: 1862

Милий Алексеевич БАЛАКИРЕВ

русский композитор, пианист, дирижер, музыкально-общественный деятель. Брал уроки у пианиста А. Дюбюка и дирижера К. Эйзриха (Нижний Новгород). Его музыкальному развитию способствовало сближение с писателем и музыкальным критиком А. Д. Улыбышевым. В 1853-1855 гг. состоял вольнослушателем математического факультета Казанского университета. В 1856 г. дебютировал в Петербурге как пианист и дирижер. Большое влияние на формирование его идейно-эстетических позиций оказала его дружба с критиком В. В. Стасовым. В начале 60-х гг. под его руководством складывается музыкальный кружок, известный как «Новая русская музыкальная школа», «Балакиревский кружок», «Могучая кучка». В 1862 г. совместно с хоровым дирижером Г. Я. Ломакиным организует в Петербурге Бесплатную музыкальную школу ставшую очагом массового музыкального образования, а также центром пропаганды русской музыки. В 1867-1869 гг. был главным дирижером Русского музыкального общества. Способствовал популяризации опер М. И. Глинки: в 1866 г. дирижировал в Праге оперой «Иван Сусанин», в 1867 г. руководил пражской постановкой оперы «Руслан и Людмила». К сочинениям конца 1850-х - 60-е гг. относятся «Увертюра на три русские темы» (1858; 2-я редакция 1881), вторая увертюра на три русские темы «1000 лет» (1862, в поздней редакции – симфоническая поэма «Русь», 1887, 1907), чешская увертюра (1867, во 2-й редакции – симфоническая поэма «В Чехии», 1906) и др. В 1866 г. был опубликован его сборник «40 русских народных песен для голоса с фортепьяно», явившийся первым классическим образцом обработки народных песен. В 70-е гг. уходит из Бесплатной музыкальной школы, перестаёт писать, концертировать, порывает с членами кружка. В начале 80-х гг. он вернулся к музыкальной деятельности, но она утратила боевой «шестидесятнический» характер. В 1881-1908 гг. вновь возглавлял Бесплатную музыкальную школу и одновременно (1883-1894) состоял директором Придворной певческой капеллы. Центральная тема его творчества – тема народа. Также характерен интерес к теме Востока (Кавказа) и музыкальным культурам других стран (польской, чешской, испанской). Основная сфера творчества – инструментальная (симфоническая и фортепьянная) музыка. Лучший образец симфонической поэмы – «Тамара» (около 1882, по одноименному стихотворению Лермонтова). С именем Б. связано рождение жанра русской эпической симфонии. К 60-м гг. относится замысел 1-й симфонии (наброски появились в 1862, первая часть – в 1864, окончена симфония в 1898). В 1908 г. написана 2-я симфония. Один из создателей оригинального русского фортепьянного стиля. Лучшее из фортепьянных произведений – восточная фантазия «Исламей» (1869). Видное место в русской камерно-вокальной музыке занимают его романсы и песни.

Медиа (7)

Милий Алексеевич БАЛАКИРЕВ в фотографиях:

Связи (39)
Источники (3)
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
  • Большая советская энциклопедия. 3-е издание
  • http://ru.wikipedia.org
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх