российский дирижер, композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1951), народный артист РСФСР (1955). Специальное образование получил в Полтавском музыкальном училище (окончил в 1914 г. по классу скрипки). В 1920 г. окончил Государственный институт музыкальной драмы в Москве по классу скрипки и по классу композиции А. Н. Корещенко. В 1916-1917 гг. играл в оркестре С. А. Кусевицкого. С 1920 г. – хормейстер, с 1922 г. – дирижер Большого театра. Под его управлением ставились преимущественно оперы русского классического репертуара – «Иван Сусанин» М. И. Глинки, «Борис Годунов» и «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова. Также дирижировал балетными спектаклями, а с 1928 г. – симфоническими концертами Московской филармонии, где помимо прочего руководил концертными исполнениями опер русского и зарубежного репертуара. В 1940-1945 гг. преподавал дирижирование в Московской консерватории.
Среди сочинений: балеты – «Шутка нимфы» (1919), «Крепостная муза»; для симфонического оркестра – симфонии: I (1920), II («Челюскин», 1934), сюиты: I (1922), II (1925), Два прелюда (1925), Героическое действо (к 10-летию Октября, 1927), поэма «От мрака к свету» (1944), Испанский танец (1955); для струннного квартета – сюиты: I (1942), II (1955); фортепианное трио – I (1920), II (1923); для скрипки и фортепиано – Соната (1919); для виолончели и фортепиано – Поэма (1939); для фортепиано – Соната (1920). Государственная премия СССР (1950).