российская певица (лирико-колоратурное сопрано) и вокальный педагог. Народная артистка СССР (1965). Брала уроки пения у И. Прянишникова. В 1909 г. окончила Петербургскую консерваторию (класс Н. Ирецкой). В том же году дебютировала на сцене Мариинского театра. В 1910-1913 гг. неоднократно выступала с Великорусским оркестром под управлением В. Андреева (ныне Государственный академический русский оркестр им. В. Андреева). Исполняла русские народные песни, романсы М. Глинки, А. Алябьева, А. Гурилева. В 1913-1946 гг. – ведущая солистка Большого театра, параллельно в 1918-1922 гг. занималась актерским мастерством под руководством К. Станиславского. В 1913-1917 гг. участвовала в московских концертах под управлением С. Кусевицкого, «Исторических концертах», организованных С. Василенко. После 1917 г. выступала в симфонических концертах с оркестрами под управлением Н. Голованова, М. Ипполитова-Иванова, Э. Купера и др. С середины 1920-х гг. записывалась на грампластинки (свыше 200 произведений), выступала на радио. Камерный репертуар певицы включал свыше 700 произведений. За годы работы в Большом театре, она спела около 50-ти ведущих партий в операх русских и итальянских композиторов: Снегурочка («Снегурочка» Н. Римского-Корсакова), Марфа («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), Татьяна («Евгений Онегин» П. Чайковского), Чио-Чио-сан («Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини), Джильда («Риголетто» Дж. Верди), Розина («Сивильский цирюльник» Дж. Россини), Виолетта («Травиата» Дж. Верди), Недда («Паяцы» Р. Леонкавалло), Панночка («Майская ночь» Н. Римского-Корсакова), Шемаханская царица («Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова) и др.
Занималась педагогической деятельностью: с 1935 г. преподавала в Оперной студии Большого театра, в 1944-1951 гг. – старший консультант по повышению вокального мастерства его солистов. С 1948 г. преподавала в Московской консерватории, с 1950 г. – профессор. Среди учеников: Т. Милашкина, А. Масленников, Л. Гриценко, Го Шучжэнь, Джэн Синьли и др. Автор ряда статей о вокальном мастерстве и методике преподавания техники классического вокала: «Расцвет народного творчества» (1938), «Серьезная концертная работа» (1940), «Воспитание молодого оперного певца» (1951), воспоминания о Л. Собинове, И. Козловском, А. Неждановой, Л. Савранском, Н. Обуховой, С. Мигае. Является также редактором 11-ти вокальных сборников из произведений русской, итальянской и французской классики. Государственная премия СССР (1950).