российский композитор, пианист и дирижер, народный артист СССР (1947). С раннего детства начал сочинять фортепианные пьесы, в девять стал автором детской оперы. После подготовительных занятий с Р. М. Глиэром, в возрасте 13 лет поступил в Петербургскую консерваторию (окончил по классу композиции в 1909, по классу фортепиано – в 1914). Его учителями были А. К. Лядов, Н. А. Римский-Корсаков, Н. Н. Черепнин, А. Н. Есипова и др. В 1914 г. сыграл с оркестром свой Первый фортепианный концерт и получил почетную премию им. А. Г. Рубинштейна. Его музыка всегда была предметом ожесточенных споров в музыкальных кругах. Для его ранних сочинений характерны гротесковость, сатирические мотивы; это музыка принципиально антиромантическая, зачастую – жестко звучащая, пронизанная диссонансами, очень энергичная в ритмическом отношении (фортепьянных сочинения «Отчаяние», «Наваждение», токката, 1-й концерт с оркестром, «Сарказмы»). Заметна близость молодого композитора антиромантическим идеям раннего русского авангарда. Наиболее примечательны в этом периоде балет «Шут» («Сказка про шута, семерых шутов перешутившего, 1915), опера «Игрок» по одноименному роману Ф. М. Достоевского (1915-1916), несколько инструментальных концертов и сонат, Скифская сюита (1915) и кантата Семеро их (1917).
Один из ранних шедевров – его Классическая симфония (1917), образец «новой простоты». В 1918 г. отправляется на гастроли в США, где в 1919 г. завершил комическую оперу «Любовь к трем апельсинам» (поставлена в 1921 г. Чикагским оперным театром). К этому времени относится Третий фортепианный концерт. В 1922 г. переезжает в Германию, а в 1923 г. перебирается в Париж, где провел десять, выезжая в длительные концертные турне по странам Европы и по Америке (как пианист и как дирижер). В Париже антреприза С. П. Дягилева «Русский балет», которая еще в 1921 г. показала прокофьевского «Шута», поставила его следующие балеты – «Стальной скок» (1927) и «Блудный сын» (1928). В 1925-1931 гг. появились Вторая, Третья и Четвертая симфонии и Четвертый и Пятый фортепианные концерты, в которых стиль Прокофьева достиг пика напряженности и остроты. В 1933 г. вернулся в СССР. В последующие годы он много работал в разных жанрах; среди сочинений этого периода – балеты «Ромео и Джульетта» (1935) и «Золушка» (1944); детская сказка для чтеца и оркестра «Петя и волк» (1936); музыка к кинофильмам «Поручик Киже» (1934), «Александр Невский» (1938) и «Иван Грозный» (1945). Во время Великой отечественной войны и после нее он создал ряд патриотических произведений, а также оперы «Обручение в монастыре» по комедии Р. Шеридана (1940-1941) и «Война и мир» по роману Л. Н. Толстого (1941-1942), несколько камерно-инструментальных ансамблей, много фортепианной музыки разных жанров. После войны состоялись премьеры Пятой (1945), Шестой (1947) и Седьмой (1952) симфоний. В 1948 г. подвергся нападкам за «формалистический» стиль музыки и симпатии к «вырождающемуся» искусству Запада. Лауреат Ленинской премии (1957, посмертно), Сталинской премии (1943, 1946 – трижды, 1947, 1951).