Досье личности

Ценность: 1,583 (12)

Симпатия: 1 (11)

дата обновления - 2014-10-19

просмотров - 6

ЛЕПЕШИНСКАЯ Ольга Васильевна

Имя латиницей: Lepeshinskaya Ol`ga Vasil`evna

Пол: женский

Дата рождения: 28.09.1916

Место рождения: Киев, Украина

Дата смерти: 20.12.2008 Возраст (92)

Место смерти: Москва, Россия

Знак зодиака: Весы

По восточному: Дракон

География: РОССИЯ, СССР.

Ключевые слова: артист, балет, искусство, театр.

Anno: 1933

Ольга Васильевна ЛЕПЕШИНСКАЯ

российская балерина, педагог. Народная артистка СССР (1951). Государственная премия СССР (1946, 1947, 1950, 1981). Член-корреспондент Академии искусств ГДР (1970). Окончила Московское хореографическое училище (1933). Работала в Большом театре (1933–1963). Первая исполнительница партий: Суок («Три толстяка» В. А. Оранского), Светлана («Светлана» Д. Л. Клебанова), Оксана («Тарас Бульба» В. П. Соловьева-Седого), Золушка («Золушка» С. С. Прокофьева), Параша («Медный всадник» Р. М. Глиэра), Фадетта («Фадетта» Л. Делиба), Сари («Тропою грома» К. Кара-Караева), Мирандолина («Мирандолина» С. Н. Василенко). Среди других партий – Лиза («Тщетная предосторожность» П. Гертеля), Китри («Дон Кихот» Л. Минкуса), Сванильда («Копеллия» Делиба), Аврора («Спящая красавица»), Маша («Щелкунчик», оба П. И. Чайковского), Ассоль («Алые паруса» В. М. Юровского), Жанна («Пламя Парижа»), Лиза («Барышня-крестьянка», оба Б. В. Асафьева), Тао Хоа («Красный мак» Глиэра). Исполнила роль Наталии Павловны в первом советском телевизионном балете «Граф Нулин» Асафьева (1959). Выступала с концертными программами на фронте в период Великой Отечественной войны. Виртуозный, броский, эмоционально насыщенный танец балерины был полон жизнерадостной энергии и раскрепощенности. Ее движения сочетали угловатость и ритмическую четкость. Предпочитала стремительные темпы вариаций, динамику прыжков и вращений, заражая всех своим безудержным темпераментом. Обаятельным, непосредственным героиням актрисы был присущ оптимизм, бесстрашие, волевая устремленность к цели. Ей особенно удавались комедийные женские характеры, наделенные озорством и лукавством. С 1963 г. вела педагогическую работу за границей: в Римской академии танца, в оперно-балетных театрах Будапешта, Мюнхена, Берлина, Стокгольма, Вены, Милана, Лондона, Осло, Токио, Белграда. С 1991 г. – Президент Российской хореографической ассоциации.

Медиа (0)
Связи (13)
Источники (2)
Факты (1 )

21.02.2011 Ю.А.Белецкий

"Но главное - никогда больше я не встречал балерины, для которой танец был бы таким наслаждением… О Лепешинской с самого начала ее сценической карьеры говорили, что она актриса ярко выраженного комедийного дарования. А много ли в балетном репертуаре комедийных партий? И она танцевала всё - "Лебединое озеро", "Красный мак"... При ее виртуозной, совершенной технике недоступного не было. Но, конечно, самой великолепной и до сих пор не превзойденной осталась ее Китри в "Дон Кихоте". И единственная была она в "Хозяйке гостиницы" ("Мирандолине" - ред.). После премьеры этого балета наш замечательный драматический актер Анатолий Кторов сказал: "Это невероятно, но я слышал сегодня весь текст Гольдони". Петр Гусев - танцовщик, хореограф, педагог и партнер Ольги Лепешинской Ольга Васильевна Лепешинская родилась в Киеве 15 (28 сентября) 1916 г. В 1933 г. по окончании Московского хореографического училища (педагог Александр Чекрыгин) поступила в Большой театр и сразу же выдвинулась в ряды ведущих танцовщиц труппы. В 21 год получила свой первый орден, в 24 была избрана депутатом Моссовета. И в дальнейшем ее успешной балетной карьере сопутствовала кипучая общественная деятельность. Она была заместителем председателя Комитета советских женщин, заместителем председателя правления Центрального дома работников искусств (ЦДРИ), с 1996 г. - председателем ЦДРИ, с 2003 г. - почетным председателем. Активно работала в Союзе советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами, в частности, была членом правления или вице-президентом "обществ дружбы и связей" с Японией, США, Швецией, Венгрией. В 1997 г. стала профессором Российской академии театрального искусства (РАТИ), в последние годы неоднократно возглавляла государственную экзаменационную комиссию на балетмейстерском факультете РАТИ. В годы войны была одним из самых активных членов фронтовых бригад Большого театра. Карьеру танцовщицы закончила в 1962 г. и начала заниматься педагогической деятельностью. Как педагог "дебютировала" в Риме. Затем по инициативе Вальтера Фельзенштейна создавала совместно с Томом Шиллингом балетную труппу в берлинском театре Комише опер. Преподавала в Италии, ГДР, Швеции, Венгрии, Австрии, Югославии, Японии, Филиппинах и других странах. В течение долгих лет была председателем оргкомитета Международного конкурса артистов балета в Москве, затем - почетным председателем. С 1991 г. являлась президентом Российской хореографической ассоциации. Репертуар Фея Драже ("Щелкунчик" П.Чайковского в постановке В.Вайнонена, 1933 г.) Лиза ("Тщетная предосторожность" П. Гертеля, хореография А. Горского, 1933 г.) Амур ("Пламя Парижа" Б.Асафьева в постановке В.Вайнонена, 1933 г.) - первая исполнительница в Большом театре солистка ("Шопениана" на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина, 1934 г.) Суок ("Три толстяка" В. Оранского, хореография И. Моисеева, 1935 г.) - первая исполнительница Зина ("Светлый ручей" Д.Шостаковича в постановке Ф. Лопухова, 1935 г.) Жанна ("Пламя Парижа", 1936 г.) Принцесса Аврора ("Спящая красавица" П.Чайковского в постановке А. Мессерера, А. Чекрыгина, 1936 г.) Полина ("Кавказский пленник" Б.Асафьева в постановке Р.Захарова, 1938 г.) Нимфа (опера "Иван Сусанин" М. Глинки, хореография Р.Захарова, 1939 г.) Маша-принцесса ("Щелкунчик", 1939 г.) Светлана ("Светлана" Д. Клебанова, хореография Н. Попко, Л. Поспехина и А. Радунского, 1939 г.) - первая исполнительница Китри ("Дон Кихот" Л.Минкуса, хореография А.Горского, 1940 г.) Оксана ("Тарас Бульба" В. Соловьева-Седого хореография Р.Захарова, 1941 г.) Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро" П.Чайковского, постановка Е.Долинской по А.Горскому, Л.Иванову, хореография 4-го акта А.Мессерера, 1941 г.) Сванильда ("Коппелия" Л. Делиба, хореография А. Горского, 1943 г.) Ассоль ("Алые паруса" В. Юровского, хореография А. Радунского, Н. Попко и Л. Поспехина, 1943 г.) Чага (картина "Половецкие пляски" в опере "Князь Игорь" А. Бородина, хореография К. Голейзовского, 1944 г.) Золушка ("Золушка" С. Прокофьева, хореография Р.Захарова, 1945 г.) - первая исполнительница Лиза Муромская "Барышня-крестьянка" Б.Асафьева в постановке Р.Захарова, 1946 г.) солистка (балетная картина в опере "Руслан и Людмила" М. Глинки, постановка и хореография Р. Захарова, 1948 г.) Мирандолина ("Мирандолина" С.Василенко в постановке В.Вайнонена, 1949 г.) - первая исполнительница в Большом театре Вакханка (картина "Вальпургиева ночь" в опере "Фауст" Ш.Гуно, хореография Л.Лавровского, 1949 г.) - первая исполнительница в Большом театре Параша ("Медный всадник" Р.Глиэра в постановке Р.Захарова, 1949 г.) - первая исполнительница в Большом театре Тао Хоа ("Красный мак" Р.Глиэра, хореография Л. Лавровского, 1950 г.) Персидка (опера "Хованщина" М.Мусоргского, хореография С.Кореня, 1950 г.) Фадетта ("Фадетта" на музыку Л. Делиба, хореография Л.Лавровского, 1952 г.) - первая исполнительница в Большом театре Лауренсия ("Лауренсия" А. Крейна, хореография В. Чабукиани, 1956 г.) Сари ("Тропою грома" К. Караева, хореография К. Сергеева, 1959 г.) - первая исполнительница в Большом театре Снималась в первом поставленном в стране оригинальном телебалете "Граф Нулин" на музыку Б. Асафьева (ЦТ, постановка В. Варковицкого, 1959 г.) Имела обширный концертный репертуар, созданный специально для нее. Награды 1937 г. - орден "Знак почета". 1941 г. - стала лауреатом только что учрежденной Сталинской (Государственной) премии - I степени, "за выдающиеся заслуги в области балетного искусства". 1942 г. - получила звание "Заслуженная артистка РСФСР" (Российской Федерации). 1946 г. - Сталинская (Государственная) премия I степени (за исполнение заглавной партии в балете "Золушка"). 1947 г. - получает Сталинскую (Государственную) премию I степени (за исполнение партии Жанны в балете "Пламя Парижа"); I премию I Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Праге и звание "Народная артистка РСФСР". 1950 г. - Сталинская (Государственная) премия II степени (за исполнение партии Тао Хоа в балете "Красный мак"). 1951 г. - получает звание "Народная артистка СССР" и орден Трудового Красного знамени. 1966 г. - еще один орден Трудового Красного знамени. 1971 г. - орден Ленина. 1986 г. - орден Октябрьской революции. 1996 г. - удостоена ордена "За заслуги перед Отечеством" III степени. 2000 г. - приз "Душа танца" журнала "Балет" (номинация "Мэтр танца"). Кроме того, была награждена медалями "За оборону Москвы", "За доблестный труд в Великой Отечественной войне", орденами и медалями Германии, Швеции, Венгрии, Румынии, Югославии, Албании, высшим орденом Филиппин. Являлась членом множества иностранных и российских академий. Умерла 20 декабря 2008 г. в Москве. http://www.bolshoi.ru/ru/theatre/people/detail.php?act26=info&id26=844
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх