Досье личности

Ценность: 4 (18)

Симпатия: 4,056 (18)

дата обновления - 2016-10-31

просмотров - 12

ШУМАН Роберт Александер

Имя латиницей: Schumann Robert Alexander

Пол: мужской

Дата рождения: 08.06.1810

Место рождения: Цвиккау, Германия

Дата смерти: 29.07.1856 Возраст (46)

Место смерти: Эндених, предместье Бонна, Германия

Знак зодиака: Близнецы

По восточному: Лошадь

География: ГЕРМАНИЯ, ЕВРОПА.

Ключевые слова: дирижер, искусство, композитор, критик, ЛИЧНОСТИ журнал, музыка, педагог.

Anno: 1840

Роберт Александер ШУМАН

немецкий (саксонский) композитор, дирижер, музыкальный критик, педагог. Один из самых значительных композиторов эпохи романтизма. Первые уроки музыки брал у местного органиста; в возрасте 10 лет начал сочинять, в частности, хоровую и оркестровую музыку. Посещал гимназию в родном городе, где познакомился с произведениями Дж. Байрона и Жан Поля, став их страстным поклонником. Настроения и образы этой романтической литературы со временем отразились в его музыкальном творчестве. В детстве он приобщился к профессиональной литературной работе, составляя статьи для энциклопедии, выходившей в издательстве его отца. Серьезно увлекался филологией, выполнял предыздательскую корректуру большого латинского словаря. А школьные литературные сочинения Шумана написаны на таком уровне, что были посмертно изданы в качестве приложения к собранию его зрелых журналистских трудов. В определенный период юности он даже колебался, избрать ли ему поприще литератора или музыканта. В 1828 г. поступил в Лейпцигский университет, а в следующем году перешел в университет Гейдельберга. Он по настоянию матери планировал стать юристом, но музыка все больше затягивала юношу. Его влекла идея стать концертирующим пианистом. В 1830 г. он получил разрешение матери полностью посвятить себя музыке и вернулся в Лейпциг, где надеялся найти подходящего наставника. Там он начал брать уроки фортепиано у Ф. Вика и композиции у Г. Дорна. Стремясь стать настоящим виртуозом, он занимался с фанатичным упорством, но именно это и привело к беде: форсируя упражнения с механическим устройством для укрепления мышц руки, он повредил правую руку. Средний палец перестал действовать и, несмотря на длительное лечение, рука навсегда сделалась неспособной к виртуозной игре на фортепиано. Мысль о карьере профессионального пианиста пришлось оставить. Тогда он серьезно занялся композицией и одновременно музыкальной критикой. Найдя поддержку в лице Фридриха Вика, Людвига Шунке и Юлиуса Кнорра, смог в 1834 г. основать одно из влиятельнейших в дальнейшем музыкальных периодических изданий – «Новую музыкальную газету», которое на протяжении нескольких лет редактировал и регулярно публиковал в нем свои статьи. Он зарекомендовал себя приверженцем нового и борцом с отжившим в искусстве, с т. н. филистерами, то есть с теми, кто своей ограниченностью и отсталостью тормозил развитие музыки и представлял собой оплот консерватизма и бюргерства. В октябре 1838 г. композитор переехал в Вену, однако уже в начале апреля 1839 г. вернулся в Лейпциг. В 1840 г. Лейпцигский университет присвоил Шуману звание доктора философии. В том же году, 12 сентября, в церкви в Шенфельде состоялось бракосочетание Шумана с дочерью его учителя, выдающейся пианисткой – Кларой Вик. В год бракосочетания им было создано около 140 песен. Несколько лет совместной жизни Роберта и Клары протекли счастливо. У них родилось восемь детей. Шуман сопровождал жену в концертных поездках, а она, в свою очередь, часто исполняла музыку мужа. Он преподавал в Лейпцигской консерватории, учрежденной в 1843 г. Ф. Мендельсоном. В 1844 г. вместе с супругой отправился в гастрольную поездку в Санкт-Петербург и Москву, где их принимали с большим почетом. В том же году он переезжает из Лейпцига в Дрезден. Там впервые проявились признаки нервного расстройства. Лишь в 1846 г. он поправился настолько, что был в состоянии снова сочинять. В 1850 г. получил приглашение на должность городского директора музыки в Дюссельдорфе. Однако вскоре там начались размолвки, и осенью 1853 г. контракт не был возобновлен. В ноябре 1853 г. вместе с женой отправляется в путешествие по Голландии, где его и Клару принимали «с радостью и с почестями». Однако в том же году вновь стали проявляться симптомы болезни. В начале 1854 г. после обострения болезни он попытался покончить жизнь самоубийством, бросившись в Рейн, но был спасен. Его пришлось поместить в психиатрическую лечебницу в Энденихе около Бонна. В больнице он почти не сочинял, эскизы новых сочинений утеряны. Интеллектуал и эстет, в своей музыке он больше, чем любой другой композитор, отразил глубоко личностную природу романтизма. Его ранняя музыка, интроспективная и зачастую причудливая, была попыткой порвать с традицией классических форм и структур, по его мнению, слишком ограниченных. Во многом родственное поэзии Г. Гейне, творчество композитора бросало вызов духовной убогости Германии 1820-40-х гг., звало в мир высокой человечности. Наследник Ф. Шуберта и К. М. Вебера, он развивал демократические и реалистические тенденции немецкого и австрийского музыкального романтизма. Мало понятая при жизни, большая часть его музыки теперь расценивается как смелое и оригинальное явление в гармонии, ритме и форме. Его произведения тесно связаны с традициями немецкой музыкальной классики. Большая часть фортепианных произведений Шумана – это циклы из небольших пьес лирико-драматического, изобразительного и «портретного» жанров, связанных между собой внутренней сюжетно-психологической линией. Один из самых типичных циклов – «Карнавал» (1834), в котором пестрой вереницей проходят сценки, танцы, маски, женские образы (среди них Киарина – Клара Вик), музыкальные портреты Паганини, Шопена. Близки к «Карнавалу» циклы «Бабочки» (1831, по мотивам произведения Жан Поля) и «Давидсбюндлеры» (1837). Цикл пьес «Крейслериана» (1838, названный по имени литературного героя Э. Т. А. Гофмана – музыканта-фантазера Иоганнеса Крейслера) принадлежит к высшим достижениям Шумана. Мир романтических образов, страстная тоска, героический порыв отображены в таких его произведениях для фортепиано, как «Симфонические этюды» («Этюды в форме вариаций», 1834), сонаты (1835, 1835-1838, 1836), Фантазия (1836-1838), концерт для фортепиано с оркестром (1841-1845). Вместе с произведениями вариационного и сонатного типов у него есть фортепьянные циклы, построенные по принципу сюиты или альбома пьес: «Фантастические отрывки» (1837), «Детские сцены» (1838), «Альбом для юношества» (1848) и др. В вокальном творчестве развивал тип лирической песни Ф. Шуберта. В тонко разработанном рисунке песен отобразил детали настроений, поэтические подробности текста, интонации живого языка. Значительно возросшая у него роль фортепьянного сопровождения дает богатое очерчивание образа и нередко досказывает смысл песен. Наиболее популярный из его вокальных циклов – «Любовь поэта» на стихи Г. Гейне (1840). Он состоит из 16 песен, в частности, «О, если б цветы угадали», или «Слышу песни звуки», «Я утром в саду встречаю», «Я не сержусь», «Во сне я горько плакал», «Вы злые, злые песни». Другой сюжетный вокальный цикл – «Любовь и жизнь женщины» на стихи А. Шамиссо (1840). Разнообразные по смыслу песни входят в циклы «Мирты» на стихи Ф. Рюккерта, И. В. Гете, Р. Бернса, Г. Гейне, Дж. Байрона (1840), «Вокруг песен» на стихи Й. Эйхендорфа (1840). В вокальных балладах и песнях-сценах затронул весьма широкий круг сюжетов. Яркий образец его гражданской лирики – баллада «Два гренадера» (на стихи Г. Гейне). Некоторые песни композитора – это простые сценки или бытовые портретные зарисовки: музыка их близка к немецкой народной песне («Народная песенка» на стихи Ф. Рюккерта и др.). В оратории «Рай и Пэре» (1843, на сюжет одной из частей «восточного» романа «Лалла Рук» Т. Мура), равно как в «Сценах из Фауста» (1844-1853, по И. В. Гете), близко подошел к осуществлению своей давней мечты о создании оперы. Единственная законченная опера Шумана «Геновева» (1848) на сюжет средневековой легенды не завоевала признания на сцене. Творческим успехом явилась музыка Шумана к драматической поэме «Манфред» Дж. Байрона (увертюра и 15 музыкальных номеров, 1849). В 4 симфониях композитора (т. н. «Весенняя», 1841; Вторая, 1845-1846; т. н. «Рейнская», 1850; Четвертая, 1841-1851) преобладают светлые, жизнерадостные настроения. Значительное место в них занимают эпизоды песенного, танцевального, лирико-картинного характера. Внес большой вклад в музыкальную критику. Пропагандируя на страницах своего журнала творчество музыкантов-классиков, борясь против антихудожественных явлений современности, он поддерживал новую европейскую романтическую школу. Бичевал виртуозное франтовство, равнодушие к искусству, которое прячется под маской благонамеренности и фальшивой учености. Его идеалы были близки передовым музыкантам XIX в. Его высоко ценили Феликс Мендельсон, Гектор Берлиоз, Ференц Лист. В России творчество композитора пропагандировали А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, Г. А. Ларош, деятели «Могучей кучки».

Афоризмы (13)
Медиа (4)

Роберт Александер ШУМАН в фотографиях:

Связи (120)
Источники (11)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх