русский композитор, пианист, дирижер. В 1888-1895 гг. руководил концертами Русского хорового общества (Москва), в 1895-1901 гг. был директором Придворной певческой капеллы. Оперы «Сон на Волге» (1888), «Рафаэль» (1894), «Наль и Дамаянти» (1903), балет «Ночь в Египте» («Египетские ночи», 1900), произведения для фортепиано, романсы и др. Учебники гармонии, анализа музыкальных форм. Профессор Московской консерватории (с 1889).
Первым его учителем теории музыки был профессор Зикке, дальнейшее образование получил в Петербургской консерватории по классу композиции Н. Римского-Корсакова. По окончании консерватории в 1882 г. получил приглашение в Московскую консерваторию на должность преподавателя. С 1889 г., получив звание профессора, вел в ней классы музыкально-теоретических дисциплин (инструментовки, фуги и свободного сочинения). Выступал в России и за рубежом как пианист и дирижер. Уже начиная с двадцатипятилетнего возраста, преподавая в московской консерватории курс полифонии и свободного сочинения, стал широко известен своим разгульным образом жизни. После окончания Петербургской консерватории и возвращения в Москву горячее участие в судьбе музыканта принял Чайковский. Переписка, личные встречи и беседы с Чайковским оказали громадное влияние на формирование его творческого почерка. Кроме того, Чайковский много сделал для продвижения на сцену опер музыканта, хлопотал о включении его произведений в программы концертов. Тот, в свою очередь, переложил для фортепиано в четыре руки Сюиту из балета «Щелкунчик» (издана в 1892), а затем и весь балет (издан в 1894). В 1888-1895 гг. наряду с работой в консерватории руководил концертами Русского хорового общества, в 1895 г. покинул консерваторию и до 1901 г. был директором Придворной певческой капеллы. Выйдя в отставку с этого поста, до конца жизни занимался исключительно композицией.
В своем творчестве тяготел к лирическим элегически-созерцательным образам, ему была близка русская народная песенность. Не избежал также и влияния фортепианной музыки Роберта Шумана. Его музыку высоко ценил Л. Толстой. Среди учеников – С. Рахманинов, А. Скрябин, Р. Глиэр, Г. Конюс, А. Корещенко.