древнеримский поэт и драматург. По происхождению был греком. В 204 г. до н. э. Марк Порций Катон привез его в Рим из Сардинии, где тот нес военную службу. В столице он занялся педагогической деятельностью и скоро, благодаря своему литературному таланту и общительному характеру, приобрел расположение многих знатных римлян, которые начали в то время сознавать силу поэзии. В 189 г. до н. э. Марк Фульвий Нобилиор, отправляясь в Этолию, пригласил с собой поэта, чтобы тот впоследствии мог воспеть его подвиги. Его сын Квинт добился для него в 184 г. до н. э. прав римского гражданина. Все произведения Энния дошли до нас только в отрывках. Пережитая им эпоха второй пунической войны побудила его воспеть славные подвиги гостеприимно приютившего его народа. На этой эпопее, названной им «Annales» (летопись; позднейшие грамматики дали ей заглавие «Roma?s»), была, главным образом, основана его литературная слава. По-видимому, он трудился над «Анналами» значительную часть своей жизни и выпускал их в свет неоднократно, дополняя каждое издание новейшими событиями. В целом виде «Анналы», предположительно, представляли собой 18 книг, с 1500-1800 стихов в каждой, и изображали историю римлян от прибытия Энея в Италию до событий 178-5 гг. до н. э. До нас дошло только 600 с небольшим стихов; поэтому при оценке поэмы и определении ее объема и содержания мы должны опираться, главным образом, на свидетельства древних писателей. Судя по всему, Энний собрал для своего труда обширные материалы, в виде общественных и частных летописей, фамильных преданий и т. п., и хотел создать художественную эпопею наподобие Гомера. Это последнее особенно явствует из предисловия к поэме, где он рассказывал, что видел во сне Гомера, раскрывшего ему тайны вселенной и загробной жизни и сообщившего, что душа его, Гомера, побывав в теле павлина, переселилась ныне в Энния. Подражание Гомеру выразилось и в том, что он написал свою поэму гексаметрами, впервые введя в римскую литературу этот размер. Эти первые попытки далеко не везде были удачными, чем отчасти объясняется суровое суждение Моммзена об «Анналах». Поэт пробовал свои силы и в разных других родах литературы. Из сохранившихся отрывков от 22 драм Энния видно, что сюжеты для трагедий он брал преимущественно из мифов о троянской войне и в обработке их примыкал, главным образом, к Еврипиду, скепсис которого находил себе много откликов в душе Энния. С греческими оригиналами он обращался очень свободно и, видимо, старался приспособить их к потребностям римской сцены; так, например, в «Ифигении» хор девушек, выведенный у Еврипида, заменен у него хором солдат. Из римской жизни нам достоверно известна только одна его пьеса – «Похищение сабинянок». От его комедий осталось только два заглавия; Теренций причисляет его к авторам, которые соединяли в своих произведениях сцены из нескольких греческих оригиналов. В дидактическом стихотворении «Epicharmus» поэт, примыкая к воззрениям названного сицилийского философа, изложил (в трохаических тетраметрах) его материалистическое натурфилософское учение. Подобным же рационалистическим направлением отличается и написанное, вероятно тем же размером, сочинение «Euhemerus – sacra historia», содержащее в себе известный взгляд на происхождение богов и сохранившееся, главным образом, в переработке Лактанция. Юмористическое дополнение к этой философии представляет дидактическая поэма (в гексаметрах) из кухонного мира: «Hedyphagetica» («лакомства»); уцелевший отрывок из нее перечисляет разные сорта рыб. Наконец, он писал сатиры и эпиграммы, причем в последних, по-видимому, впервые ввел в римскую литературу элегический дистих. Его произведениям не хватало художественной отделки, но он обладал несомненным талантом (ingenio maximus, arte rudis называет его Овидий) и потому оказал сильное влияние на последующих поэтов (например, на Вергилия), которые заимствовали у него и много красивых оборотов. Особенно его ценили Цицерон и Витрувий. По свидетельству Авла Геллия, еще во II в. н. э. отрывки из «Анналов» входили в программу публичных чтений, хотя в век империи за Эннием признавали скорее одно историческое значение: мы должны уважать Энния, говорит Квинтилиан, как уважаем древние священные рощи, огромные старинные дубы, которые не столько красивы, сколько почтенны. Умер поэт от подагры, так как, по свидетельству Горация, любил поощрять свой поэтический талант дарами Вакха. Был похоронен в гробнице Сципионов.
Досье личности
КВИНТ ЭННИЙ
Имя латиницей: Quintus Ennius
Пол: мужской
Дата рождения: 00.00.239 до н.э.
Место рождения: Рудии, Древний Рим
Дата смерти: 00.00.169 до н.э. Возраст (70)
Знак зодиака: Неизвестно
География: ДРЕВНИЙ РИМ, РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ.
Ключевые слова: драматург, литература, поэт.
Anno: -0189
ЭННИЙ КВИНТ
ЭННИЙ КВИНТ в фотографиях:
- АВЛ Геллий (130 - 180)
- ВЕРГИЛИЙ (70 до н.э. - 19 до н.э.)
- ВИТРУВИЙ (72 до н.э. - 11 до н.э.)
- ГОМЕР (780 до н.э. - 712 до н.э.)
- ГОРАЦИЙ (65 до н.э. - 8 до н.э.)
- ЕВГЕМЕР (340 до н.э. - 260 до н.э.)
- ЕВРИПИД (480 до н.э. - 406 до н.э.)
- КВИНТИЛИАН (35 - 96)
- ЛАКТАНЦИЙ Люций Целий Фирмиан (242 - 319)
- ЛУЦИЛИЙ (180 до н.э. - 102 до н.э.)
- МАКРОБИЙ Амвросий Феодосий (360 - 410)
- МАРК ПАКУВИЙ (221 до н.э. - 133 до н.э.)
- МАРК Порций Катон Старший (234 до н.э. - 149 до н.э.)
- МАРК Фульвий Нобилиор (215 до н.э. - 155 до н.э.)
- МОММЗЕН Теодор (1817 - 1903)
- НЕВИЙ Гней (270 до н.э. - 201 до н.э.)
- ОВИДИЙ (43 до н.э. - 18)
- ПРИСЦИАН (480 - 545)
- ПУБЛИЙ Корнелий Сципион Африканский Старший (235 до н.э. - 183 до н.э.)
- ПУБЛИЙ Корнелий Сципион Назика (консул 191 г. до н. э.) (230 до н.э. - 171 до н.э.)
- СОТАД (280 до н.э. - 220 до н.э.)
- ТЕРЕНЦИЙ (195 до н.э. - 159 до н.э.)
- ФЕДР (баснописец) (15 до н.э. - 70)
- ЦИЦЕРОН Марк Туллий (106 до н.э. - 43 до н.э.)
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- Большая советская энциклопедия. 3-е издание
- ru.wikipedia.org
- www.hrono.ru
- ГАЙ Клавдий Марцелл (претор)
- ГАЙ Клавдий Нерон
- ГАЙ Клавдий Пульхр
- ГАЙ Клавдий Пульхр (консул 92 г. до н. э.)
- ГАЙ Лициний Гета
- ГАЙ Лициний Красс
- ГАЙ Лициний Макр
- ГАЙ Лициний Макр Кальв
- ГАЙ МАНИЛИЙ
- ГАЙ МАРИЙ (полководец)
- ГАЙ Марий Младший (консул 82 г. до н. э.)
- ГАЙ Марций Рутил
- ГАЙ Марций Рутил Цензорин
- ГАЙ Марций Фигул
- ГАЙ Мений
- ГАЙ Муций Сцевола
- ГАЙ Октавий
- ГАЙ Петелий Либон Визол
- ГАЙ Секстий Кальвин
- ГАЙ Сервилий Гемин
- ГАЙ Скрибоний Курион (консул)
- ГАЙ Скрибоний Курион (трибун 50 г. до н. э.)
- ГАЙ Сульпиций Лонг
- ГАЙ Теренций Варрон
- ГАЙ Требоний
- ГАЙ Флавий Фимбрия (консул 104 г. до н. э.)
- ГАЙ Флавий Фимбрия (легат 86 г. до н. э.)
- ГАЙ ЦЕЗАРЬ
- ГАЙ Целий Кальд
- ГАЙ Юлий Цезарь (отец)
- ГАЙ Юлий Цезарь (сын)
- ГАЙ Юний Бубульк Брут
- ГАЛЕН Клавдий
- ГЕНТИЙ
- ГЕРОДИАН
- ГИГИН (писатель)
- ГНЕЙ Бебий Тамфил
- ГНЕЙ Домиций Агенобарб (брат консула 54 г. до н. э.)
- ГНЕЙ Домиций Агенобарб (консул 122 г. до н. э.)
- ГНЕЙ Домиций Агенобарб (консул 162 г. до н. э.)
- ГНЕЙ Домиций Агенобарб (консул 192 г. до н. э.)
- ГНЕЙ Домиций Агенобарб (консул 32 г. до н. э.)
- ГНЕЙ Домиций Агенобарб (консул 96 г. до н. э.)
- ГНЕЙ Домиций Кальвин
- ГНЕЙ Корнелий Долабелла (консул 159 г. до н. э.)
- ГНЕЙ Корнелий Долабелла (консул 81 г. до н. э.)
- ГНЕЙ Корнелий Лентул (квестор)
- ГНЕЙ Корнелий Лентул (консул 97 г. до н. э.)
- ГНЕЙ Корнелий Лентул Марцеллин
- ГНЕЙ Корнелий Сципион Азина
- ГНЕЙ Корнелий Сципион Кальв
- ГНЕЙ Корнелий Цинна Магн
- ГНЕЙ Маллий Максим
- ГНЕЙ Октавий (консул 87 г. до н. э.)
- ГНЕЙ Октавий Руф
- ГНЕЙ Папирий Карбон (консул 113 г. до н. э.)
- ГНЕЙ Помпей Магн Младший
- ГНЕЙ Помпей Страбон
- ГНЕЙ Сервилий Цепион (консул 141 г. до н. э.)
- ГНЕЙ Фульвий Центумал (консул 211 г. до н. э.)
- ГНЕЙ Фульвий Центумал (консул 229 г. до н. э.)
- ГОРАЦИЙ
- ГРАКХ Гай Семпроний
- ГРАКХ Тиберий Семпроний