древнеримский поэт, знаменитый своими произведениями о любви, автор многих крылатых слов и выражений, которые вошли в русский и другие европейские языки. Родившись в богатой провинциальной семье всадника, он получил прекрасное образование в Риме, обучаясь у известных риторов эпохи Августа Марка Порция Латрона и Ареллия Фуска. Завершив свое образование в Афинах и Малой Азии, вернулся в Рим и по настоянию отца пошел на государственную службу. Отчасти по состоянию здоровья, отчасти от нежелания участвовать в политической жизни, полностью посвятил себя поэзии и быстро вошел в литературный кружок Марка Валерия Мессалы, где подружился с другими поэтами его поколения – Альбием Тибуллом и Секстом Проперцием. Посвященные любовной теме, стихи поэта отличались изяществом и остроумием и потому быстро распространились среди римской молодежи и получили широкую известность. Первый сборник «Любовные элегии» в 5 книгах появился в 14 г. до н. э. и оказался столь популярен, что был переиздан автором в 1 г. до н. э. в том сокращенном варианте в 3-х книгах, в каком он дошел до нашего времени. Вскоре он выпустил в свет следующий сборник «Героини», где с использованием мифологического материала рассказал о женщинах, причитающих о покинувших их мужьях и возлюбленных. Следующим и самым известным его поэтическим произведением стали 3 книги шутливо-эротической поэмы «Наука любви», к которой сюжетно примыкают «Лекарство от любви» и «Притирания для лица». «Наука любви» – это настоящее руководство по ухаживанию, где в первых 2-х книгах подробно рассказано о том, как отыскать любовницу и как ее удержать, а в 3-й приведены аналогичные советы девушкам. Монументальным произведением поэта считаются «Метаморфозы», написанные характерным для эпической поэзии гекзаметром. В 15 песнях изложены 246 мифов, рассказывающих о создании всего сущего: от превращения Хаоса в Космос и до превращения божественного Цезаря в звезду. Так метаморфозы греческих и римских мифов, тщательно связанные между собой в единой композиции, переплетаются у него с героическом прошлым и настоящим Рима. Одновременно с «Метаморфозами» приступил к написанию еще одной большой поэмы – «Фасты», посвященной праздникам и обрядам римского календаря. До своей ссылки, последовавшей по приказу Августа в 8 г. н. э., он успел завершить только 6 песен, остальные, видимо, так и не были написаны. Причина его высылки нам неизвестна: возможно он был фаворитом внучки Августа, Юлии, которую тогда же сослали за развратный образ жизни, или же стал свидетелем чего-то, что касалось императрицы Ливии Друзиллы, но формально ему в вину был поставлен непристойный характер его сочинений. Сам поэт так объясняет причину ссылки: «два преступленья сгубили меня – стихи и проступок». Для только что вновь женившегося 50-летнего поэта отъезд на окраину империи в варварский край даков оказался для него настоящей катастрофой. До конца своих дней он так и не смог оправиться от этого удара. В написанных в последние годы «Скорбных элегиях» и «Письмах с Понта» поэт жаловался на свою судьбу и просил друзей похлопотать за него перед Августом. Однако даже преемники покойного императора не сжалились над высланным поэтом.
Досье личности
ОВИДИЙ
Другое имя: Публий Овидий Назон
Имя латиницей: Ovidius Naso
Пол: мужской
Дата рождения: 00.00.43 до н.э.
Дата смерти: приблизительно 00.00.18 Возраст (61)
Знак зодиака: Неизвестно
География: ДРЕВНИЙ РИМ, РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ.
Ключевые слова: автор, литература, ЛИЧНОСТИ журнал, любовь, педагог, поэт.
Anno: 0008
ОВИДИЙ
- Искусство –это умение скрыть искусство. (перефразированный Овидий)
- Средний путь – самый безопасный.
- Добродетель сама себе награда.
- Пусть о себе мнит каждый, что хочет.
- Он от советов лишь злей; раздражается, будучи сдержан.
- Длань я его возбудил и храброго к храбрым направил. Значит, деянья его – и мои.
- [миф об Андромеде] …Отец опечаленный с матерью рядом – оба несчастны они, но матери горе законней.
- Пусть не хватает сил, но желание похвально.
- [циклоп Полифем о себе] Муж красив бородой и колючей щетиной на теле.
- Учиться дозволено и у врага.
- Рада барану овца, быком наслаждается телка; для плосконосой козы сладок нечистый козел.
- Что тебе, резвый шалун, с могучим оружием делать? – ...Нашим плечам пристала подобная ноша.
- Если ты в здравом уме, не мечтай, что верна тебе будет та, что в объятья твои пала с такой быстротой.
- Мало суметь уйти – сумей, уйдя, не вернуться.
- Книга – не оттиск души, но просто дозволенный отдых.
- Плохи, согласен, стихи; но кто их читать заставляет?
- А притворившись таким, скоро и станешь таков.
- На вопрос, откуда он, Диоген сказал: «Я – гражданин мира» ...Узнаешь рожденных от крови!
- Не погибает ничто – поверьте! – в великой вселенной.
- Кто неприметен – безвестен; а разве безвестное любят?
- Все же надежда смутна, – настолько к советам небесным мало доверья у них. Но что за беда попытаться!
- Кто постоянно с больным, кто верно ему услужает, тот умирает скорей.
- Полноте, люди, сквернить несказанными яствами тело.
- Множество всяческих игр (не все я здесь перечислил) Время, бесценную вещь, нам помогает убить.
- Выгодны боги для нас – коли выгодны, будем в них верить!
- Мало хвалить, – подумалось ей, – и нас да похвалят! Без наказанья презреть не позволим божественность нашу!
- Плакать готова как раз от того, что не над чем плакать.
- Смертного рок у тебя, а желанье твое не для смертных.
- В красоте милей простота.
- Быть побежденным нередко выгодно людям, когда победитель и мягок и кроток.
- Нетрудно быть добродетельным там, где ничто этому не препятствует.
- Если бы можно назад воротить совершенное, – лучше было бы не начинать, – но начатое должно докончить!
- Все ж чаще бы сон возвращался с видением тем же! Нет свидетеля сну, но есть в нем подобье блаженства.
- Если бы нам сговориться о том, чтобы женщин не трогать, – женщины сами, клянусь, трогать бы начали нас.
- То, что дает красоту, само по себе некрасиво: то, что в работе – претит, то, что сработано, – нет. развернуть
ОВИДИЙ в фотографиях:
- АЛЬБИЙ ТИБУЛЛ (54 до н.э. - 19 до н.э.)
- АММИАН Марцеллин (330 - 395)
- АНТОНИН Либерал (180 - 250)
- АРИСТИД Милетский (180 до н.э. - 110 до н.э.)
- АРТЮШКОВ Алексей Владимирович (1874 - 1937)
- БАЛЬДЕРИК (1046 - 1130)
- БОККАЧЧО Джованни (1313 - 1375)
- БУШЕ Франсуа (1703 - 1770)
- ВАЛЕРИЙ МАКСИМ (30 - 90)
- ВОЛЬПИН Надежда Давыдовна (1900 - 1998)
- ГАЙ Валерий Катулл (87 до н.э. - 54 до н.э.)
- ГАЙ Лициний Макр Кальв (82 до н.э. - 46 до н.э.)
- ГУСТАЙТИС Мотеюс (1870 - 1927)
- ДОВАТУР Аристид Иванович (1897 - 1982)
- ДОРА Жан (1508 - 1588)
- ЗЕЛИНСКИЙ Фаддей Францевич (1859 - 1944)
- КАЛЛИМАХ (поэт) (310 до н.э. - 240 до н.э.)
- КВИНТ Смирнский (380 до н.э. - 320 до н.э.)
- КВИНТ ЭННИЙ (239 до н.э. - 169 до н.э.)
- КИНО Филипп (1635 - 1688)
- КЛАВДИАН Клавдий (370 - 410)
- КРИЧ Томас (1659 - 1700) (Томас КРИЧ переводил на английский произведения ОВИДИЯ)
- ЛИВИЯ ДРУЗИЛЛА (императрица) (58 до н.э. - 29)
- ЛУКАН Марк Анней (39 - 65)
- ЛУЦИЙ Элий Цезарь (101 - 138)
- МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич (1891 - 1938)
- МАРК Валерий Мессала Корвин (64 до н.э. - 8)
- МУРЗАЛИЕВ Кадыр Гинаятович (1935 - 2011)
- НИКАНДР Колофонский (170 до н.э. - 110 до н.э.)
- ОКТАВИАН АВГУСТ (63 до н.э. - 14)
- ПАННАРЦ Арнольд (1423 - 1476)
- ПРИСЦИАН (480 - 545)
- ПРОПЕРЦИЙ (50 до н.э. - 15 до н.э.)
- САНУДО Марино (1466 - 1536)
- САПФО (610 до н.э. - 580 до н.э.)
- СВЕЙНХЕЙМ Конрад (1430 - 1477)
- СТАЦИЙ Публий Папиний (40 - 96)
- ШЕЙКОВСКИЙ Каленик Васильевич (1835 - 1903)
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.wisdoms.ru
- http://www.vokrugsveta.ru
- http://www.krugosvet.ru