древнеримский политический деятель, философ, оратор и писатель. Сторонник республиканского строя. Из сочинений сохранились 58 судебных и политических речей, 19 трактатов по риторике, политике, философии и более 800 писем. Сочинения Цицерона – источник сведений об эпохе гражданских войн в Риме. С 90 г. до н. э. жил в Риме, обучаясь красноречию у правоведа Муция Сцеволы Авгура. В качестве консула подавил антисенатский заговор Катилины, получив в виде признания своих заслуг почетное звание Отца Отечества (впервые в истории Рима присвоенное не за воинские подвиги). С середины 50-х гг. до н. э. все больше погружался в занятия теорией государства и права и теорией красноречия: «О государстве» (53 г. до н. э.), «Об ораторе» (52 г. до н. э.), «О законах» (52 г. до н. э.), «Гортензий» (45 г. до н. э.), «Учения академиков» и «Тускуланские беседы» (все – в 45 г. до н. э.); к 44 г. до н. э. относятся два произведения особого жанра – «Катон, или О старости» и «Лелий, или О дружбе», где он создал идеализованные и стоящие на грани художественного изображения образы духовно ему особенно близких великих римлян предшествующего. В марте 44 г. до н. э. был убит Цезарь; в декабре Цицерон возвратился в Рим, чтобы попытаться убедить сенат защитить республиканский строй от наследников диктатуры Цезаря – триумвиров Октавиана, Антония и Лепида. Речи и действия его оказались безуспешны. По настоянию Антония имя его было включено в проскрипционные списки, и 7 декабря 43 г. до н. э. он был убит.
Досье личности
ЦИЦЕРОН Марк Туллий
Имя латиницей: Cicero Marcus Tullius
Пол: мужской
Дата рождения: 03.01.106 до н.э.
Место рождения: Арпинум, ныне Арпино, Италия
Дата смерти: 07.12.43 до н.э. Возраст (62)
Место смерти: около Кайеты, ныне Гаэта, Италия
Знак зодиака: Козерог
География: ДРЕВНИЙ РИМ, РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ.
Ключевые слова: автор, власть, знание, литература, ЛИЧНОСТИ журнал, наука, писатель, политика, философ.
Anno:
Марк Туллий ЦИЦЕРОН
- Не быть жадным - уже богатство, не быть расточительным - доход.
- Я (...) доблестью своей освещал путь своим предкам, так что они, если и не были известны ранее, памятью о себе обязаны мне.
- Наши слезы высыхают быстро, особенно если мы льем их над чужою бедой.
- Граждан (...) следует оценивать по их весу, а не по их числу.
- Не понимаю, почему понятие государства (...) применимо к владычеству толпы; (...) для меня народом является только такой, который удерживает вместе согласие относительно прав.
- Где существует тиран, там не просто дурное государство, (...) а (...) вообще не существует никакого государства.
- Наш народ, защищая своих союзников, (...) покорил весь мир.
- Не прочна судьба народа, когда она (...) зависит от воли, вернее, от нрава одного человека.
- Величайшая свобода порождает тиранию и несправедливейшее и тяжелейшее рабство.
- Мы обычно не верим лжецу, даже когда он говорит правду. Но (...) если какой-то один сон оправдался, то вместо того, чтобы отказать в вере одному, поскольку множество других не оправдались, поступают наоборот: считают нужным верить в бесчисленное множество, ссылаясь на то, что один оправдался.
- Даже из видений безумцев или пьяных можно путем толкования извлечь много такого, что будет выглядеть как относящееся к будущему. Если человек целый день бросает в цель копье, он когда-нибудь да попадет.
- Право же, какую можно высказать еще нелепость, которая бы уже не была высказана кем-нибудь из философов!
- Когда богатейшему царю Азии Крезу был выдан оракул: «Крез, через Галис проникнув, великое царство разрушит», то этот царь посчитал, что ему суждено разрушить вражеское царство, а разрушил он свое.
- (По поводу астрологии:) Неужели все погибшие в битве при Каннах родились под одной и той же звездой?
- То, что не может произойти, никогда не происходит; то, что может, – не чудо. Следовательно, чуда вовсе не бывает.
- Чего хотят бессмертные боги, во-первых, посылая нам предзнаменования, которые мы без толкователей и понять не можем, и предвещая то, чего мы все равно не можем избежать? Так даже порядочные люди не поступают, не пророчат своим друзьям надвигающееся на них несчастье, которого те никоим образом не смогут избежать. (...) Всякое предсказывание зла только тогда – доброе дело, когда оно сопровождается советом, как это зло отвести. (...) Если считать, что знамения посылаются богами, то почему они были такими темными? Если боги действительно хотели открыть нам будущее, надо было возвестить его вполне ясным образом; если хотели скрыть, то не надо было об этом сообщать даже в туманной форме.
- В каждом куске мрамора (…) заключаются (…) головы, достойные резца хоть самого Праксителя. (…) То, что изваялось, (уже) находилось внутри.
- Для нас знание будущих событий даже и не является полезным. (…) Или, ты считаешь, Гней Помпей, трижды избираемый консулом, трижды получив триумф, покрытый славой своих великих подвигов, мог бы всему этому радоваться, если б знал, что он, потеряв свое войско, будет однажды зарезан на пустынном берегу Египта?
- Сам бог не может знать того, что произойдет случайно и произвольно. Ибо если знает, то это определенно произойдет, а если определенно произойдет, то не случайно.
- Справедливы слова, которые любил повторять, кажется, тарентинец Архит (...): «Если бы кто, взойдя один на небо, охватил взором изобилие вселенной и красоту тел небесных, то созерцание это не принесло бы ему никакой радости; и оно же исполнило бы его восторгом, если бы было кому рассказать обо всем увиденном». Природа не выносит одиночества.
- Надо судить человека, прежде чем полюбил его, ибо, полюбив, уже не судят.
- Существует (...) множество людей, одержимых странным – чтобы не сказать бесстыдным – желанием иметь другом такого человека, каким сами стать не в силах, и получать от него все, чего ему дать не могут.
- Все прекрасное редко.
- Давать же каждому можно лишь в меру сил – и собственных, и того, кому стремишься помочь. (...) Если ты и в силах оказать другому любую услугу, взвесь прежде, по плечу ли она ему.
- Есть (...) такие, дружить с которыми (...) тягостно из-за постоянства их опасения, будто их презирают; но случается это (...) лишь с теми, кто в глубине души уверен, что их и следует презирать.
- Тот, кому она (услуга) оказана, должен о ней помнить, а оказавший – не напоминать о ней.
- Самое трудное в дружбе – быть вровень с тем, кто ниже тебя.
- Дружбе неведомо пресыщение, столь свойственное другим чувствам, она как выдержанное вино – чем старше, тем слаще.
- Подлинная дружба встречается реже всего среди вечно занятых государственными делами и борьбой за почести, и где тот человек, который откажется от высокой должности в пользу друга?
- Самое постыдное требование: во сколько каждый сам себя ценит, во столько же пусть ценят его и друзья. Разве редко бывает, что человек и духом слаб, и надежд на успех в жизни у него немного, но не следует ведь отсюда, что друг должен относиться к нему так же, как он относится к себе сам; скорее напротив – дело друга напрячь все силы и добиться, чтобы он воспрял душой, пробудить в нем надежду, заставить его думать о себе лучше.
- Требовать в дружбе равенства услуг и чувств (...) – значит подчинить дружбу самому черствому и жалкому расчету: расход должен равняться приходу. Подлинная дружба (...) богаче и щедрее, она не подсчитывает постоянно, не отдано ли больше, чем получено.
- Как часто идем мы ради друга на то, на что ради самих себя никогда не пошли бы!
- Фортуна не только сама слепа, но и ослепляет каждого, кого заключит в объятья.
- Неужели найдется человек, который согласится жить в богатстве и проводить дни во всяческом довольстве, но притом и самому никого не любить, и ответной любви не знать? Так ведь живут одни тираны – не ведая ни доверия, ни любви (...). Можно и полюбить того, кого сам боишься или подозреваешь, что он боится тебя?
- Не стремление к пользе порождает дружбу, а дружба приносит пользу с собой.
- Дружба может соединять лишь достойных людей.
- Только ученые люди да еще греки привыкли рассуждать без подготовки на заданную тему.
- Высшим законом для них (консулов) да будет благо народа.
- Магистрат (выборная власть) – это закон говорящий, а закон – это безмолвный магистрат.
- У всех (...) две родины: одна по рождению, другая по гражданству. (...) Никогда не откажу я первой в названии родины, даже если вторая будет более обширной, а первая будет только входить как часть в ее состав.
- ...Человек обозрит небо, землю, моря и всю природу, (...) воспримет, можно сказать, существование самого божества, правящего и царящего над всем этим, а себя самого признает не жителем какого-то ограниченного места, окруженного городскими стенами, а гражданином всего мира, как бы единого града.
- Самая большая несправедливость – желать платы за справедливость.
- Мы, если нас побуждает быть честными мужами не стремление к доблести, а та или иная польза и выгода, хитры, а не честны.
- Славна гибель полководца. Философы же обычно умирают в своей постели. Однако важно, как умирают.
- От самой глубокой древности едва ли найдутся три пары истинных друзей.
- Я (…) уверен, что, хотя и существует великолепно написанная Софоклом «Электра», я (как римлянин) должен читать «Электру», плохо переведенную Атилием.
- О поразительное правосудие богов! Разве потерпело бы любое государство такого законодателя, который бы внес такой закон, чтобы за преступление, совершенное отцом или дедом, был осужден сын или внук?
- Счастье следует просить у бога, мудрость – приобретать самому.
- Боги, если и рассматривают человеческие дела, то, судя по их приговорам, не видят между добродетелью и злодейством никакой разницы.
- С помощью разума совершаются как добрые дела, так и злые. Причем добрые дела совершаются немногими и редко, а злодеяния – и часто, и многими. (...) Если бы боги хотели причинить вред людям, то лучшего способа, чем подарить им разум, они бы не смогли найти.
- Часто даже не полезно знать, что произойдет в будущем: ведь это несчастье – сокрушаться о том, чему нельзя помочь, и не иметь последнего и, однако, всеобщего утешения – надежды.
- Доказательствами только ослабляется очевидность.
- Боги пекутся о великом, но малым пренебрегают.
- Наши руки как бы создают в природе вторую природу.
- (Об эпикурейском учении о сотворении мира из случайного движения атомов:) Почему бы (...) не поверить также, что если изготовить (...) в огромном количестве все двадцать одну букву (латинского алфавита), а затем бросить эти буквы на землю, то из них сразу получатся «Анналы» Энния, так что их можно будет тут же и прочитать.
- Провидение правит миром. (мнение стоиков)
- Добродетель деятельна.
- Не боги имеют человеческий облик, а люди – божественный. (Мнение стоиков)
- Я не знаю никого другого, кто бы больше боялся того, чего, как он (Эпикур) утверждает, вовсе не следует бояться: я имею в виду смерти и богов. Он провозглашает, что страх перед ними владеет умами всех людей, между тем как среднего человека это вовсе так сильно не волнует. Сколько тысяч людей разбойничают, хотя за это полагается смертная казнь. Другие грабят все храмы, какие только могут; не очень-то страшит одних страх перед смертью, а других – перед богами.
- Не так легко приходят в голову доводы в защиту истинного, как в опровержение ложного.
- Вы обычно говорите, бог все это (мироздание) устроил ради людей. Ради мудрецов? В таком случае он затратил столь много усилий для весьма малою числа людей. Или для глупцов? (...) Чего же он этим достиг, если все глупцы, без сомнения, несчастнейшие люди больше всего оттого, что они глупы (...)?
- Почему создатели мира внезапно проснулись, после того как проспали бесчисленные века? Ведь, если не было никакого мира, века то были? (...) Потому что и в сознании не вмещается, что было какое-то время, когда никакого времени не было.
- Ко всему истинному присоединено нечто ложное, и притом (...) подобное истинному.
- Со смертью людей не погибают (...) их мнения, им, может быть, только недостает того сияния, которое исходило от их авторов.
- По большей части, желающим научиться авторитет учителя приносит даже вред, потому что они перестают сами рассуждать (...). Я не одобряю того, что известно о пифагорейцах, которые, когда что-то утверждают при обсуждении и при этом у них спросишь: «Почему так?» – обычно отвечают: «Сам сказал» «Сам» – это значит – Пифагор.
- Причиной и началом философии должно быть незнание.
- Если я (...) заблуждаюсь, веря в бессмертие души человеческой, то заблуждаюсь охотно и не хочу, чтобы у меня отнимали мое заблуждение, услаждающее меня, пока я живу; если же я по смерти ничего не буду чувствовать, как думают некие ничтожные философы, то мне нечего бояться насмешек умерших философов. Если нам не суждено стать бессмертными, то для человека все-таки лучше угаснуть в свой срок; ведь природа устанавливает меру для жизни, как и для всего остального, старость же – последняя сцена в драме жизни.
- Если бы кто-нибудь из богов подарил мне возможность возвратиться из моего возраста в детский и плакать в колыбели, то, конечно, я отказался бы и, конечно, не пожелал бы, чтобы меня, как бы пробежавшего все ристалище, отвели бы вспять от конечной черты к начальной.
- Предел старости не положен, не существует, и жизнь стариков оправдана, покуда они могут нести бремя долга и презирать смерть. Поэтому старость даже мужественнее и сильнее молодости. Потому-то, когда тиран Писистрат спросил Солона, что дает ему силы столь храбро сопротивляться, – Солон, говорят, ответил: «Старость».
- Молодые умирают, как мощное пламя, на которое обрушились с силой воды, а старики – как догоревший костер, который тухнет и сам.
- Все, что имеет конец, уже недолговечно. Конец наступает – и оказывается, что прошлое уже утекло. (...) Какой век отпущен каждому, тем он и должен быть доволен. Ведь актер может иметь успех и не играя от начала до конца драмы, достаточно ему понравиться в тех выходах, какие у него есть; так же и мудрым нет надобности доходить до последнего «Рукоплещите!»
- Не всякое вино и не всякий нрав портится с возрастом.
- Венец старости – всеобщее уважение и влияние. (...) Те, кто блистательно удостоился этих наград, мне кажется, до конца доиграли драму жизни и в последнем действии не осрамились, как бывает с неискушенными актерами.
- (В старости) душа, словно отбыв свой срок на службе у похоти, честолюбия, соперничества, вражды, всяческих страстей, может побыть наедине с собой и, как говорится, жить ради себя!
- Как Турпион Амбивий (известный актер) больше удовольствия приносит зрителям, сидящим в первых рядах, но получают удовольствие и сидящие к последнем, так молодость, глядя на наслаждения вблизи, пожалуй, больше радуется им; но ими услаждается в достаточной мере и старость, глядящая на них издали.
- Отсутствием того, чего не желаешь, не тяготишься.
- Тело от излишних упражнений устает – ум же от упражнения укрепляется.
- Даже и теперь я не более завидую силе молодых (...), чем прежде завидовал силе быка или слона. Что у тебя есть, тем и подобает пользоваться, и что бы ты ни делал, делай в меру своих сил.
- Никто (...) не стар настолько, чтобы не рассчитывать прожить еще год.
- Ни разу я не слыхал, чтобы кто-либо от старости позабыл, где закопал клад.
- Трудно поверить, чтобы она (природа), правильно распределив прочие части нашей жизни, могла, подобно неискусному поэту, пренебречь последним действием.
- Достигнуть ее (старости) желают все, а достигнув, ее же винят.
- Позорное не полезно никогда.
- В делах государственных (...) ничто жестокое не бывает полезным.
- Государство больше, чем на чем бы то ни было, держится на кредите.
- Всякий раз как люди, раздавая, начинают нуждаться в средствах, они оказываются вынужденными забирать себе чужое имущество.
- Дело судьи – при разборе дел всегда следовать правде; дело защитника – иногда защищать правдоподобное, даже если это не вся правда.
- Те, кто захочет, чтобы их боялись, сами неминуемо будут бояться именно тех, кто будет бояться их.
- Люди приносят людям и величайшую пользу, и величайший вред.
- Что делать не позорно, (...) называть непристойно. (о «зазорных» частях тела)
- Пусть каждый знает свои возможности и будет проницательным судьей своим хорошим и дурным качествам, дабы не показалось, что актеры проницательней нас. Ведь они выбирают себе не наилучшие, но наиболее подходящие им трагедии. (...) Итак, актер поймет это на сцене, но этого не поймет мудрый человек в жизни?
- Надо стараться воздавать каждому по его заслугам; это – основа справедливости.
- Войну с кимврами мы вели как войну (...) из-за того, кто из противников будет существовать, а не из-за того, кто из них будет повелевать.
- Войны надо начинать с целью (...) жить в мире.
- Самое длительное сочетание слов (в ораторской речи) – это то, какое может быть произнесено на одном дыхании.
- Наибольшая польза обыкновенно несет в себе и наибольшее величие, и даже наибольшую красоту.
- Чрезмерное наслаждение граничит с отвращением.
- Легче всего подвергается насмешке то, что не заслуживает ни сильной ненависти, ни особенного сострадания.
- Смех исключительно или почти исключительно вызывается тем, что обозначает или указывает что-нибудь непристойное без непристойности.
- Однажды мне случилось познакомиться с некоторыми греческими книгами под заглавием «О смешном». (...) Однако те, кто пытался подвести под это остроумие какие-то научные основы, сами оказались настолько неостроумны, что впору было смеяться над их тупостью. Вот почему мне и кажется, что остроумию никоим образом нельзя научиться.
- Никто не может быть хорошим поэтом (...) без душевного горения и как бы некоего вдохновенного безумия.
- История – свидетельница времени, свет истины, жизнь памяти, учительница жизни, вестница старины.
- Только тот человек вправе зваться свободным, который хоть изредка бывает без дел.
- Молнии блистали бы слабее, не будь они напряжены ритмом.
- Если ты возьмешь хорошо слаженное построение тщательного оратора и нарушишь его перестановкой слов – развалится вся фраза. (...) Малейшее перемещение слов, хотя бы слова оставались те же, превращает все в ничто, когда заменяет складность беспорядком.
- (О речи, не учитывающей требования ритма:) Уму этого достаточно, а слуху недостаточно.
- Сначала в уме намечается мысль, тотчас затем сбегаются слова, и ум с несравненной быстротой рассылает их на свои места, чтобы каждое откликаюсь со своего поста. Этот намеченный строй в разных случаях замыкается по-разному, но все слова – и начальные, и срединные – всегда должны равняться на концовку.
- Проза (...) труднее поэзии, ибо там есть известный твердо определенный (ритмический) закон, которому необходимо следовать, в речи же ничего не установлено наперед.
- Пусть каждый (...) идет по тому пути, по какому может, ибо если стремиться стать первым, то не позорно быть и вторым, и третьим.
- Если актер хотя бы чуть-чуть нарушит ритм в своих движениях или произнесет стих, ошибившись в краткости или долготе хотя бы одного слога, он будет освистан или ошикан, а в жизни, которая требует больше меры, чем любое движение, которая должна быть слаженнее любого стиха, ты полагаешь возможным допустить ошибку хотя бы в едином слоге?
- Изгнание страшно для тех, кто как бы огородил для себя место, где должно жить, но не для тех, кто считает весь мир единым градом.
- Никогда не было ни поэта, ни оратора, который считал бы кого-нибудь лучше, чем он сам; это удел даже дурных.
- Я всегда полагал, что друзей (наших) недругов не надо преследовать, особенно друзей, стоящих ниже, и лишать самого себя этого оплота.
- Несчастье склонно к обвинению.
- Долго бояться – большее зло, нежели то самое, чего боишься.
- Тот, кто господствует на море, хозяин положения.
- Лучше погибнуть в отечестве, нежели повергнуть отечество, спасая его.
- Вершина всех зол – это победа в гражданской войне.
- После того как Тираннион привел мои книги в порядок, мне кажется, что мое жилище получило разум.
- Теперь ничто не пользуется таким признанием у народа, как ненависть к народным вождям.
- Хотя твое изложение (...) показалось мне несколько взъерошенным и непричесанным, но его украшает именно пренебрежение к украшениям, подобно тому как женщины кажутся хорошо пахнущими именно оттого, что они ничем не пахнут.
- Сулла, суждение которого мы должны одобрить, когда увидел, что философы не согласны во мнениях, не спросил, что такое добро, но скупил все добро.
- Приятно то прославление, которое исходит от тех, кто сам прожил со славой.
- Если то, что обозначается словом, не позорно, то слово, которое обозначает, быть позорным не может. Задний проход ты называешь чужим именем; почему не его собственным! Если оно позорно, не называй даже чужим; если нет – лучше его собственным.
- Я предпочитал даже самый несправедливый мир самой оправданной войне.
- Государство не может пасть, пока стою я.
- Пока я буду существовать, я не буду тревожиться ни из-за чего, если буду свободен от всякой вины; а если не буду существовать, то буду совершенно лишен чувства.
- Утешение на основании несчастий других (...) – самое слабое утешение.
- Каждый считает самым несчастным свое положение и каждый менее всего хочет быть там, где он находится.
- Не существует никакого великого зла, кроме чувства вины.
- Никому не следует особенно скорбеть из-за того, что случается со всеми.
- Непозволительно назвать несчастным того, кто может поддержать себя сознанием правоты своих наилучших намерений.
- Воспоминание о былых страданиях, когда находишься в безопасности, доставляет удовольствие.
- Ничто не может доставить читателю большего удовольствия, чем разнообразие обстоятельств и превратности судьбы.
- Тому, кто однажды перешел границы скромности, надлежит быть вполне бесстыдным до конца.
- При встречах я давно делал попытки говорить с тобой об этом, но меня пугал какой-то почти деревенский стыд; на расстоянии я изложу это более смело: письмо ведь не краснеет.
- В гражданских войнах все является несчастьем (...) Но нет ничего несчастнее, чем сама победа. (...) Победителю, уступая тем, с чьей помощью он победил, многое приходится делать даже против своего желания.
- (О правлении Юлия Цезаря:) Говорить то, что думаешь, пожалуй, нельзя; молчать вполне дозволяется.
- Знаю я вас, великих защитников (т. е. адвокатов:) тому, кто захочет воспользоваться вашей помощью, надо, по крайней мере, убить человека.
- Стыдливому человеку тяжело просить о чем-нибудь большом того, кого он считает в долгу у себя, чтобы не показалось, что того, чего он просит, он больше требует, чем испрашивает, и рассматривает скорее в качестве платы, чем благодеяния.
- Он (...) не имеет соперника в любви к самому себе. (о Помпее Великом)
- Чем лучше человек, тем труднее ему подозревать других в бесчестности.
- Люди почему-то легче оказываются благосклонными, когда они в страхе, нежели благодарными после победы.
- При столь тяжкой ране следует скорбеть, во избежание того, чтобы самая свобода от всякого чувства скорби не была большим несчастьем, чем скорбь.
- Их молчание – громкий крик.
- Недолог путь жизни, назначенный нам природой, но беспределен путь славы.
- (Римская) свобода не внушает страха жестокостью казней, а ограждена милосердием законов.
- Цезарь не забывает ничего, кроме обид.
- Кто остался доволен, забывает, кто обижен, помнит.
- Никто (...) не станет плясать (...) в трезвом виде, разве только если человек не в своем уме.
- Занятия другими предметами основываются на изучении, на наставлениях и на науке; поэт же обладает своей мощью от природы, он возбуждается силами своего ума и как бы исполняется божественного духа.
- Эти занятия (науками) воспитывают юность, веселят старость, при счастливых обстоятельствах служат украшением, при несчастливых – прибежищем и утешением.
- Природные качества без образования вели к славе чаще, чем образование без природных качеств.
- Природа велела мне быть сострадательным, отчизна – суровым; быть жестоким мне не велели ни отчизна, ни природа.
- Будем надеяться на то, чего мы хотим, но то, что случится, перенесем.
- На людей известных ссылаться не следует, так как мы не знаем, хотят ли они быть названными по имени.
- Собаки (...) не могут отличить воров от честных людей, но все же дают знать, если кто-нибудь входит в Капитолий ночью. И так как это вызывает подозрение, то они – хотя это только животные, – залаяв по ошибке, своей бдительностью приносят пользу. Но если собаки станут лаять и днем, когда люди придут поклоняться богам, им, мне думается, перебьют лапы за то, что они проявляют бдительность и тогда, когда для подозрений оснований нет. Вполне сходно с этим и положение обвинителей.
- Если возможно применить законы, то преступного гражданина, вернее внутреннего врага, надо сломить судом, но если насилие препятствует правосудию или его уничтожает, то наглость надо побеждать доблестью, бешенство – храбростью, дерзость – благоразумием, шайки – войсками, силу – силой.
- Выдающийся император (полководец) должен обладать следующими четырьмя дарами: знанием военного дела, доблестью, авторитетом, удачливостью.
- Мы всегда считали подати жилами государства.
- Если нашей жизни угрожают какие-либо козни, насилие, оружие разбойников или недругов, то всякий способ самозащиты оправдан. Ибо молчат законы среди лязга оружия.
- Жил довольно для славы, но для отчизны мало.
- Я (...) скорблю из-за того, что в то время как государство должно быть бессмертно, оно держится на дыхании одного человека (т. е. Юлия Цезаря).
- Каждому человеку свойственно заблуждаться, упорствовать в заблуждениях свойственно только глупцу.
- (Цезарь), то внушая страх, то проявляя терпение, приучил свободных граждан к рабству.
- Различие между миром и рабством огромно. Мир – это спокойная свобода, рабство же – это худшее из всех зол, от которого мы должны отбиваться не только войной, но и ценой жизни.
- Если есть любовь на свете – а она есть! – то она недалека от безумия. Думают даже, будто старую любовь, как клин клином, можно выбить новой любовью.
- Соперник томится о чужом добре, которого у него нет, а завистник – о чужом добре, потому что оно есть и у другого.
- Мужество не нуждается в помощи гнева: оно и само приучено, готово, вооружено ко всякому отпору. Иначе можно сказать, что и пьянство, а то и безумие тоже полезно мужеству, так как и пьяные и безумные тоже отличаются силою.
- Мужество бывает и без ярости, а гнев, напротив, есть черта легкомыслия. Ибо нет мужества без разума.
- Искать меры в пороке – это все равно что броситься с Левкадской скалы и надеяться удержаться на середине падения.
- Непредвиденное поражает сильнее.
- Гай Гракх, вконец опустошивший казну даровыми раздачами, на словах всегда был защитником казны.
- Единственное зло в нашей жизни – это вина, а вины не бывает там, где случившееся не зависит от человека.
- Тиран Дионисий, изгнанный из Сиракуз, в Коринфе учил малых детей – так не хотелось ему расставаться хоть с какой-то властью!
- Сострадание есть горе о чужом несчастье, (...) зависть есть горе о чужом счастье.
- Душе приходится судить о своей болезни лишь тогда, когда то, что судит, само уже больное.
- Для полководца и солдата одни и те же труды тяжелы по-разному – полководцу они легче, потому что ему за них выше честь. (свободное изложение мысли Ксенофонта)
- Стенать мужчине иногда позволительно, хоть и редко; вопить непозволительно даже и женщине. (…) Если и случится вскрикнуть мужу сильному и мудрому, то разве лишь затем, чтобы усилить свое напряжение, – так бегуны, состязаясь, кричат что есть сил, так, упражняясь, подают голос атлеты, так кулачные бойцы, ударяя противника, вскрикивают, (...) – это не потому, что им больно или что они струсили, а потому, что при крике все тело напрягается и удар получается сильнее.
- Старушки часто не едят по два-три дня – а отними на один день еду у атлета, и он с криком восплачется к Юпитеру Олимпийскому, которому служит, что он так больше не может. Велика сила привычки!
- Труд как бы создает некую мозолистую преграду против боли.
- (Достойный человек в смерти не) обретет ни малейшего зла. Он даже предпочтет умереть, пока все дела его идут на лад, ибо не так отрадно накопление благ, как горько их лишение. Именно это, думается мне, имелось в виду в словах одного спартанца: когда знаменитый олимпийский победитель Диагор Родосский в один день увидел олимпийскими победителями двух своих сыновей, тот спартанец подошел к старику и поздравил его так: «Умри, Диагор, живым на небо тебе все равно не взойти!»
- Если толпа и судит порой справедливо о достойных людях, то это больше к чести для самой толпы, чем к счастью для таких людей.
- Какую же жизнь считать долгой? и что вообще может быть долгого в жизни человека? (...) Долгим и коротким мы называем все на свете только по сравнению с тем, что людям дано и на что они рассчитывают. На реке Гипанисе, что течет в Понт с европейской стороны, живут, по словам Аристотеля, существа-однодневки: так вот, кто из них прожил восемь часов, тот умирает уже в преклонном возрасте, а кто дожил до заката, тот достигает глубокой дряхлости, – особенно если это было в день летнего солнцестояния. Сравни человеческую долговечность с вечностью – и окажется, что мы почти все такие же поденки, как и эти твари.
- Итак, долой этот бабий вздор, будто умереть раньше времени – несчастье! Раньше какого времени? Данного нам природою? Но она дала нам жизнь, как деньги, только в пользование, не оговорив, до которого дня. Что же ты жалуешься, если она требует свое обратно по первому желанию? Таково было ее условие с самого начала.
- Смерть не имеет отношения ни к мертвым, ни к живым – одних уж нет, а других она не касается.
- Надеяться разумнее, чем бояться.
- «Душа так бессильна, что не видит и самой себя!» – Точно так же, как и глаз: душа, не видя себя, видит все остальное.
- Я охотнее готов заблуждаться вместе с Платоном, чем разделять истину с нынешними знатоками.
- В учености и словесности всякого рода Греция всегда нас превосходила, – да и трудно ли здесь одолеть тех, кто не сопротивлялся?
- Красивые слова, пустое колебание воздуха.
- Глуховат был Марк Красе, но глуховат несчастливо: то, что против него говорилось дурного, он слышал.
- Для человека ученого и образованного жить – значит мыслить.
- Где хорошо, там и отечество.
- Из всех поэтов, которых я знал, (...) каждый считал себя лучше всех.
- Слава – суд толпы, состоящей из глупцов и подлецов.
- Когда я вижу, как тщательно уложены его волосы и как он (Юлий Цезарь) почесывает голову одним пальцем, мне всегда кажется, что этот человек не может замышлять такое преступление, как ниспровержение римского государственного строя.
- Победив Помпея, Цезарь приказал с честью восстановить его поверженные статуи. Цицерон сказал: «Восстанавливая статуи Помпея, Цезарь укрепляет свои собственные».
- Гирций (...) в речи своей против Пансы сказал об одной женщине, что она десять месяцев носила сына своего «в утробе». «Как? – подхватил он (Цицерон), – неужели другие носят в кармане?»
- Цицерон, увидя, что его зять Лентул, человек маленького роста, опоясан длинным мечом, сказал: «Кто привязал моего зятя к мечу?»
- Однажды, когда Цицерон ужинал у Дамасиппа, тот, угощая его посредственным вином, сказал: «Выпей этого фалернского, ему сорок лет». – «Право, – сказал Цицерон, – оно не по летам молодо».
- Я сделал что мог, кто может, пусть сделает лучше.
- Наука об исцелении души есть философия.
- И в мыслях даже не вмещается, чтобы было когда-нибудь время, когда никакого времени не было.
- Каждому своё.
- Справедливость не может быть отделена от полезности.
- Если ты стремишься прийти к достойной и великой цели, а у тебя не хватает природных дарований, то всё равно иди по тому пути, который выбрал, ибо, если стремишься стать первым, то не позорно быть и вторым, и третьим.
- Очевидность умалится доказательствами (Perspicuitas enip argumentatione elevatur) развернуть
- АВЛ Геллий (130 - 180)
- АВЛ Гирций (86 до н.э. - 43 до н.э.)
- АЛЕКСАНДР Полигистор (100 до н.э. - 40 до н.э.)
- АЛКЕЙ (626 до н.э. - 580 до н.э.)
- АММИАН Марцеллин (330 - 395)
- АНДРОНИК Родосский (50 до н.э. - 10)
- АНТИОХ из Аскалона (130 до н.э. - 68 до н.э.)
- АНТИПАТР из Кирены (395 до н.э. - 330 до н.э.)
- АППИЙ Клавдий Пульхр (консул 38 г. до н. э.) (75 до н.э. - 21 до н.э.)
- АППИЙ Клавдий Пульхр (консул 54 г. до н. э.) (97 до н.э. - 48 до н.э.)
- АРИЙ Дидим (70 до н.э. - 10)
- АРИСТИД Квинтилиан (170 - 245)
- АРИСТОН Кеосский (270 до н.э. - 200 до н.э.)
- АРХИЙ Лициний Авл (140 до н.э. - 80 до н.э.)
- АРХИМЕД (287 до н.э. - 212 до н.э.)
- АСКЛЕПИАД Вифинский (129 до н.э. - 40 до н.э.)
- АТТ Навий (640 до н.э. - 570 до н.э.)
- БЕРГАМО Гаспарен де (1360 - 1431)
- БИОН Борисфенит (325 до н.э. - 250 до н.э.)
- БОГОМОЛЕЦ Франтишек (1720 - 1784)
- БОЭЦИЙ Аниций Манлий Торкват Северин (475 - 524)
- БРУТ Марк Юний (сын) (85 до н.э. - 42 до н.э.)
- ВАЛЕРИЙ МАКСИМ (30 - 90)
- ВАЛЛА Джорджо (1447 - 1500)
- ВЕРОНА Гуарино да (1370 - 1460)
- ГАЙ Аврелий Котта (консул 75 г. до н. э.) (124 до н.э. - 73 до н.э.)
- ГАЙ Антистий Вет (консул-суффект 30 г. до н. э.) (82 до н.э. - 25 до н.э.)
- ГАЙ Антоний Гибрида (106 до н.э. - 35 до н.э.)
- ГАЙ Валерий Катулл (87 до н.э. - 54 до н.э.)
- ГАЙ Клавдий Марцелл (консул 50 г. до н. э.) (93 до н.э. - 40 до н.э.)
- ГАЙ Клавдий Марцелл (претор) (125 до н.э. - 50 до н.э.)
- ГАЙ Клавдий Пульхр (консул 92 г. до н. э.) (130 до н.э. - 90 до н.э.)
- ГАЙ Лициний Макр (110 до н.э. - 66 до н.э.)
- ГАЙ Лициний Макр Кальв (82 до н.э. - 46 до н.э.)
- ГАЙ МАНИЛИЙ (100 до н.э. - 60 до н.э.)
- ГАЙ Марций Фигул (105 до н.э. - 45 до н.э.)
- ГАЙ Скрибоний Курион (консул) (125 до н.э. - 60 до н.э.)
- ГАЙ Флавий Фимбрия (консул 104 г. до н. э.) (165 до н.э. - 100 до н.э.)
- ГАЙ Юлий Цезарь (сын) (100 до н.э. - 44 до н.э.)
- ГАЙ Юний Бубульк Брут (350 до н.э. - 290 до н.э.)
- ГЕКАТОН Родосский (145 до н.э. - 75 до н.э.)
- ГЕРМАРХ (326 до н.э. - 248 до н.э.)
- ГЕРМАХ (325 до н.э. - 250 до н.э.)
- ГЕРОДОТ (490 до н.э. - 425 до н.э.)
- ГНЕЙ Домиций Агенобарб (консул 96 г. до н. э.) (139 до н.э. - 89 до н.э.)
- ГНЕЙ Корнелий Лентул Марцеллин (105 до н.э. - 50 до н.э.)
- ГНЕЙ Октавий (консул 87 г. до н. э.) (135 до н.э. - 87 до н.э.)
- ГНЕЙ Помпей Магн Младший (77 до н.э. - 45 до н.э.)
- ГУСТАЙТИС Мотеюс (1870 - 1927)
- ДАРДАН Афинский (160 до н.э. - 85 до н.э.)
- ДЕМЕТРИЙ Фалерский (365 до н.э. - 285 до н.э.)
- ДЕМОКРИТ (460 до н.э. - 370 до н.э.)
- ДИАГОР Мелосский (485 до н.э. - 425 до н.э.)
- ДИДИМ Халкентер (63 до н.э. - 10)
- ДИКЕАРХ из Мессины (350 до н.э. - 290 до н.э.)
- ДИОДОТ (философ) (140 до н.э. - 59 до н.э.)
- ДОРА Жан (1508 - 1588)
- ЗЕЛИНСКИЙ Фаддей Францевич (1859 - 1944)
- ЗЕНОН Сидонский (165 до н.э. - 90 до н.э.)
- ИСОКРАТ (436 до н.э. - 338 до н.э.)
- КАРНЕАД из Кирены (214 до н.э. - 129 до н.э.) (ЦИЦЕРОН Марк Туллий описывал философские идеи КАРНЕАДА)
- КАСТОР Родосский (90 до н.э. - 20 до н.э.)
- КАТИЛИНА Луций Сергий (108 до н.э. - 62 до н.э.)
- КАЦИЙ (95 до н.э. - 25 до н.э.)
- КВИНТ АВРЕЛИЙ СИММАХ (340 - 402)
- КВИНТ Гортензий Гортал (114 до н.э. - 50 до н.э.)
- КВИНТ Кассий Лонгин (трибун) (85 до н.э. - 47 до н.э.)
- КВИНТ Лутаций Катул Капитолин (121 до н.э. - 60 до н.э.)
- КВИНТ Муций Сцевола (консул 117 г. до н. э.) (160 до н.э. - 110 до н.э.)
- КВИНТ Муций Сцевола (консул 95 г. до н. э.) (140 до н.э. - 82 до н.э.)
- КВИНТ Помпей (консул 141 г. до н. э.) (174 до н.э. - 111 до н.э.)
- КВИНТ Фабий Максим (консул-суффект 45 г. до н. э.) (110 до н.э. - 45 до н.э.)
- КВИНТ Фабий Максим Аллоброгик (175 до н.э. - 110 до н.э.)
- КВИНТ ЭННИЙ (239 до н.э. - 169 до н.э.)
- КВИНТИЛИАН (35 - 96)
- КЛИТОМАХ (145 до н.э. - 70 до н.э.)
- КЛОДИЯ Пульхра Терция (95 до н.э. - 40 до н.э.)
- КНАБЕ Георгий Степанович (1920 - 2011)
- КОРНЕЛИЙ НЕПОТ (100 до н.э. - 29 до н.э.)
- КРАНТОР (330 до н.э. - 280 до н.э.) (ЦИЦЕРОН Марк Туллий дал описание трудов КРАНТОРА)
- КРАТЕТ Афинский (философ) (315 до н.э. - 268 до н.э.)
- КРАТИПП (философ) (100 до н.э. - 40 до н.э.)
- ЛИБАНИЙ (314 - 393)
- ЛИКОН (310 до н.э. - 225 до н.э.)
- ЛУЦИЙ Аврелий Котта (консул 65 г. до н. э.) (125 до н.э. - 40 до н.э.)
- ЛУЦИЙ Валерий Флакк (претор 63 г. до н. э.) (108 до н.э. - 50 до н.э.)
- ЛУЦИЙ Домиций Агенобарб (консул 54 г. до н. э.) (98 до н.э. - 48 до н.э.)
- ЛУЦИЙ Кальпурний Бестия (консул 111 г. до н. э.) (154 до н.э. - 109 до н.э.)
- ЛУЦИЙ Кальпурний Пизон Фруги (консул) (178 до н.э. - 110 до н.э.)
- ЛУЦИЙ Кальпурний Пизон Цезонин (консул 58 г. до н. э.) (101 до н.э. - 43 до н.э.)
- ЛУЦИЙ Кассий Лонгин Равилла (171 до н.э. - 108 до н.э.)
- ЛУЦИЙ Корнелий Лентул Крус (98 до н.э. - 48 до н.э.)
- ЛУЦИЙ Корнелий Цинна (претор) (95 до н.э. - 40 до н.э.)
- ЛУЦИЙ Лициний Красс (140 до н.э. - 91 до н.э.)
- ЛУЦИЙ Лициний Мурена (120 до н.э. - 50 до н.э.)
- ЛУЦИЙ Манлий Торкват (консул 65 г. до н. э.) (130 до н.э. - 47 до н.э.)
- ЛУЦИЙ Манлий Торкват (претор 49 г. до н. э.) (90 до н.э. - 46 до н.э.)
- ЛУЦИЙ Марций Филипп (консул 91 г. до н. э.) (141 до н.э. - 73 до н.э.)
- ЛУЦИЙ Сауфей (100 до н.э. - 40 до н.э.)
- ЛУЦИЙ Стаций Мурк (100 до н.э. - 39 до н.э.)
- ЛУЦИЙ Эмилий Лепид Павел (консул 50 г. до н. э.) (92 до н.э. - 41 до н.э.)
- ЛУЦИЙ Юлий Цезарь (консул 64 г. до н. э.) (107 до н.э. - 40 до н.э.)
- МАКРОБИЙ Амвросий Феодосий (360 - 410)
- МАНИЙ Ацилий Глабрион (консул 67 г. до н. э.) (110 до н.э. - 55 до н.э.)
- МАНУЦИО Паоло (1512 - 1574)
- МАРК АНТОНИЙ (83 до н.э. - 30 до н.э.)
- МАРК Антоний Оратор (143 до н.э. - 87 до н.э.)
- МАРК Атий Бальб (107 до н.э. - 59 до н.э.)
- МАРК Валерий Мессала Корвин (64 до н.э. - 8)
- МАРК Валерий Мессала Нигер (104 до н.э. - 50 до н.э.)
- МАРК Геренний (143 до н.э. - 85 до н.э.)
- МАРК Клавдий Марцелл (заговорщик) (110 до н.э. - 63 до н.э.)
- МАРК Клавдий Марцелл (консул 51 г. до н. э.) (94 до н.э. - 45 до н.э.)
- МАРК МИНУЦИЙ ФЕЛИКС (200 - 250)
- МАРК ПАКУВИЙ (221 до н.э. - 133 до н.э.)
- МАРК Порций Катон Младший (95 до н.э. - 46 до н.э.)
- МАРК Порций Катон Старший (234 до н.э. - 149 до н.э.)
- МАРК Пупий Пизон Фруги Кальпурниан (114 до н.э. - 55 до н.э.)
- МАРК Туллий Тирон (103 до н.э. - 4 до н.э.)
- МАРК Целий Руф (88 до н.э. - 48 до н.э.)
- МАРК Эмилий Лепид (триумвир) (89 до н.э. - 13 до н.э.)
- МАРК Эмилий Лепид Порцина (180 до н.э. - 123 до н.э.)
- МАРК Эмилий Скавр (претор 56 г. до н. э.) (96 до н.э. - 52 до н.э.)
- МАХАЧЕК Симеон Карел (1799 - 1846)
- МЕТРОДОР Стратоникейский (170 до н.э. - 100 до н.э.)
- МИТРИДАТ Пергамский (88 до н.э. - 46 до н.э.)
- МНЕСАРХ (160 до н.э. - 85 до н.э.)
- МУЦИЯ ТЕРЦИЯ (95 до н.э. - 25 до н.э.)
- НАВСИФАН (360 до н.э. - 300 до н.э.)
- НЕВИЙ Гней (270 до н.э. - 201 до н.э.)
- НИГИДИЙ ФИГУЛ (98 до н.э. - 45 до н.э.)
- НИКАНДР Колофонский (170 до н.э. - 110 до н.э.)
- ОКТАВИАН АВГУСТ (63 до н.э. - 14)
- ОПОРИН Иоганн (1507 - 1568)
- ОРЛИК Григорий (1702 - 1759)
- ПАНЕТИЙ Родосский (180 до н.э. - 120 до н.э.)
- ПАННАРЦ Арнольд (1423 - 1476)
- ПАПИРИЙ ФАБИАН (40 до н.э. - 30)
- ПАТРОН (95 до н.э. - 40 до н.э.)
- ПОЛЕМОН (схоларх) (330 до н.э. - 270 до н.э.)
- ПОРЦИЯ Катона (94 до н.э. - 45 до н.э.)
- ПОСИДОНИЙ (135 до н.э. - 51 до н.э.)
- ПРИСЦИАН (480 - 545)
- ПУБЛИЙ Автроний Пет (105 до н.э. - 40 до н.э.)
- ПУБЛИЙ Ватиний (90 до н.э. - 40 до н.э.)
- ПУБЛИЙ Вентидий Басс (100 до н.э. - 30 до н.э.)
- ПУБЛИЙ Клодий Пульхр (93 до н.э. - 52 до н.э.)
- ПУБЛИЙ Корнелий Долабелла (консул-суффект 44 г. до н. э.) (76 до н.э. - 43 до н.э.)
- ПУБЛИЙ Корнелий Сулла (107 до н.э. - 46 до н.э.)
- ПУБЛИЙ Лициний Красс (сын триумвира) (82 до н.э. - 53 до н.э.)
- ПУБЛИЙ Муций Сцевола (консул 133 г. до н. э.) (165 до н.э. - 115 до н.э.)
- ПУБЛИЙ Рутилий Руф (158 до н.э. - 78 до н.э.)
- ПУБЛИЙ Сервилий Исаврийский (94 до н.э. - 35 до н.э.)
- ПУБЛИЙ СИТТИЙ (110 до н.э. - 44 до н.э.)
- РАМЕ Пьер де ла (1515 - 1572)
- САЛЛЮСТИЙ (86 до н.э. - 35 до н.э.)
- СВЕЙНХЕЙМ Конрад (1430 - 1477)
- СВЕТОНИЙ (70 - 140)
- СЕМПРОНИЙ Азеллион (160 до н.э. - 90 до н.э.)
- СЕНЕКА Старший (55 до н.э. - 40)
- СЕРВИЙ Сульпиций Руф (106 до н.э. - 43 до н.э.)
- СИЗЕННА (118 до н.э. - 67 до н.э.)
- СТРАТОН (340 до н.э. - 269 до н.э.)
- ТИТ Альбуций (140 до н.э. - 90 до н.э.)
- ТИТ Анний Милон (95 до н.э. - 48 до н.э.)
- ТИТ ЛИВИЙ (59 до н.э. - 17)
- ТИТ ПОМПОНИЙ Аттик (110 до н.э. - 32 до н.э.)
- ФЕДР (философ) (138 до н.э. - 69 до н.э.)
- ФЕОДОР Газа (1370 - 1475)
- ФЕОДОР из Кирены (математик) (430 до н.э. - 360 до н.э.)
- ФЕОДОР из Кирены (философ) (340 до н.э. - 250 до н.э.)
- ФЕОДОСИЙ из Триполи (160 до н.э. - 110 до н.э.)
- ФИЛОН из Лариссы (154 до н.э. - 83 до н.э.)
- ФРОНТОН (100 - 170)
- ФУЛЬВИЯ (77 до н.э. - 40 до н.э.)
- ХАРМАД (168 до н.э. - 95 до н.э.)
- ЦЕЛЬС (ученый) (23 до н.э. - 51)
- ЦИЦЕРОН Квинт Туллий (102 до н.э. - 43 до н.э.)
- ШПЕЙЕР Венделин фон (1430 - 1480)
- ШПЕЙЕР Иоганн фон (1420 - 1470)
- ЮБА I (90 до н.э. - 46 до н.э.)
- ЮНИЯ Секунда (75 до н.э. - 30 до н.э.)
- ЯМВЛИХ I (100 до н.э. - 31 до н.э.)
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- ЖУРНАЛ «ЛИЧНОСТИ» №10 (2007)
- Большая советская энциклопедия. 3-е издание
- http://ru.wikipedia.org
- http://ancientrome.ru
- http://www.sno.pro1.ru
- http://www.echo.msk.ru
- http://www.thelatinlibrary.com