Досье личности

Ценность: 1 (11)

Симпатия: 1 (11)

дата обновления - 2014-11-22

просмотров - 3

ТЕРЕНЦИЙ

Другое имя: Публий Теренций Арф

Имя латиницей: Publius Terentius Afer

Пол: мужской

Дата рождения: приблизительно 00.00.195 до н.э.

Место рождения: Карфаген

Дата смерти: 00.00.159 до н.э. Возраст (36)

Знак зодиака: Неизвестно

География: ДРЕВНИЙ РИМ, РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ.

Ключевые слова: драматург, литература, писатель.

Anno: -0166

ТЕРЕНЦИЙ

древнеримский комедиограф. Происходил из римской провинции в Африке, отсюда прозвище Афр. В Рим был доставлен как раб сенатора Теренция Лукана, который его воспитал и освободил, что обеспечило ему вступление в литературный кружок Сципионов. В 166-160 гг. до н. э. поставил 6 комедий, после чего, в 160 г. до н. э., уехал в путешествие на Восток, и больше о нем ничего не слышали. Возможно, он умер на обратном пути в Грецию в 159 г. до н. э. В то время он был уже состоятельным человеком и уважаемым поэтом. Сначала на сцене он терпел поражения, но впоследствии получил признание благодаря поддержке таких знаменитых нобилей, как например Сципион Африканский Младший. Пьесы Теренция, причисляемые к паллиатам, носят греческие названия. Но сравнение с греческими оригиналами доставляет много трудностей, поскольку от образцов сохранились только разрозненные отрывки. Несмотря на это, можно утверждать, что Теренций не просто переводил греческие оригиналы, но изменял последовательность сцен, меняя их местами или вставляя новые, а иногда объединяя в одну сцены из разных оригиналов. Он использовал т. н. контаминацию, встречавшуюся еще у Невия и Энния, не чуждую также Плавту, но, несмотря на это, плохо воспринимавшуюся некоторыми современниками. Сохранилось 6 комедий, образцом для которых послужили произведения новой комедии: Менандра (4 пьесы) и Аполлодора Карийского (2 пьесы). «Девушка с Андроса», поставленная в 166 г. до н. э., сработана из двух комедий Менандра с подобной фабулой, но отличавшихся стилем и характером диалогов. У Теренция фабула довольно проста: любовные перипетии двух молодых людей, заканчивающиеся соединением двух пар и признанием гетеры свободной девушкой. Теренций вводит здесь диалог двух особ, которых не было у Менандра. Он также сочинил другой любовный сюжет. «Свекровь» была доброжелательно принята публикой только с третьего раза, и то несколько лет спустя, в 160 г. до н. э. Это наиболее сатирическая комедия автора, в ней мало комических моментов, гораздо больше чувствительных и слезливых. Поэт порывает с комедийной традицией, выводя на сцену благородную свекровь, честную гетеру, ловкого, но не хитрого раба; здесь нет интриг, обмана, ошибок. Свекровь (самая короткая комедия Теренция, вместе с двумя прологами содержит всего 880 стихов) восходила к греческому оригиналу Аполлодора Карийского. Более подробных сведений об оригинале у нас нет. Комедия «Сам себя наказавший» была, как мы узнаем из пролога, основана на комедии Менандра. «Евнух» принес поэту необычайный успех: повторить представление потребовали в тот же день, а Теренций получил невероятно высокий гонорар в 8000 сестерциев. Эта комедия еще в древности была признана его лучшей пьесой, благодаря введению двух комических фигур: воина-бахвала и льстеца-паразита, которые оживили комедию. Пьеса является результатом контаминации двух произведений Менандра: «Евнух» и «Льстец». Название комедии «Формион» происходит от имени паразита-сикофанта (доносчика), который в отношении богатых, особенно старых людей не брезгует никакими средствами. «Формион» восходит к греческому оригиналу Аполлодора Карийского. Комедия «Братья», сработанная из пьесы Менандра с тем же названием, была поставлена во время погребальных игр в честь Эмилия Павла. В прологе поэт утверждает, что один из эпизодов он почерпнул в комедии Дифила «Умирающий», что должно было послужить доказательством контаминации. Комедия вновь посвящена проблемам воспитания молодежи. Представитель традиционного сурового метода воспитания своими максимами и поступками напоминает Катона Старшего, защитника старых обычаев. Не исключено, что постановка комедии с такой проблематикой происходила на соответствующем общественном фоне и находилась в связи с воззрениями и дискуссиями своего времени на тему положения греческих философов и риторов в Риме и новых методов воспитания и обучения. Эти дискуссии велись в Сенате и в окружении Сципиона Младшего, к которому принадлежал и Теренций. По сведениям Доната, комедии Теренция делились на 5 актов. Это разделение, однако, искусственно и исходит не от самого Теренция. Пьесы Теренция выстроены цельно и последовательно, а текст в меньшей степени отклоняется от греческих образцов, чем у Плавта. Зато прологи у него не являются экспозицией пьесы, они носят полемический характер, служа Теренцию для расправы с литературными противниками. Прологи, написанные до представления пьесы, содержали также информацию о греческом оригинале (или оригиналах). Тематика пьес Теренция – это любовные переживания молодых афинян, влюбленных в гетер, которые потом оказываются свободными девушками (постоянные мотивы: разлука, нахождение, узнавание). Персонажи Теренция выражаются манерным языком образованных слоев римского общества, старательно избегая всяческих вульгаризмов, грубости, двусмысленностей. Поэтому комедии Теренция находили ценителей чаще среди элиты, чем в народных массах. В античности его ценили за изобретательность, прекрасный язык, гуманизм, за выразительный рисунок характеров. За чистоту и правильность языка его еще в древности ввели в школьные программы, а с I в. до н. э. он стал предметом исследований ученых и комментаторов. Некоторые ставили в упрек Теренцию недостаток способности вызывать живой, спонтанный смех, в чем преуспел грубоватый Плавт. Комедии Теренция отличаются стилем и стихотворными размерами от пьес Плавта, которые значительно богаче лирическими музыкальными партиями. Он отказывается от лирических метров в пользу разговорного ямбического метра. В средние века был любимым автором в школах, но его пьесы не читались вслух. В эпоху Гуманизма возник большой интерес к его личности и творчеству, о чем свидетельствуют биографии, издания и переводы его произведений, равно как и сборники сентенций из его сочинений. Родившаяся в конце XVIII в. слезливая сентиментальная комедия, т. н. comedie larmoyante, восходила к Теренцию. Свое место в школьном чтении Теренций утратил только в XIX в. Его влияние заметно у Мольера; А. Н. Островский сделал перевод его «Свекрови».

Афоризмы (1)
Медиа (2)

ТЕРЕНЦИЙ в фотографиях:

Связи (32)
Источники (7)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх