римский оратор и теоретик ораторского искусства. В пятидесятых годах учился в Риме, где его учителями был ритор Домиций Афр, оратор и историк Сервилий Нонниан и грамматик Реммий Палемон. По окончании учебы он возвратился в Испанию, где своей деятельностью адвоката и учителя риторики обратил на себя внимание будущего императора Гальбы, в то время римского наместника в Тараконе в Испании. По его пожеланию в 68 г. переехал в Рим и там оставался до конца жизни. Вероятно, был первым учителем риторики, который получал жалованье из императорской казны (при Веспасиане), Домициан доверил ему воспитание сыновей своей племянницы, в которых видел своих преемников. Квинтилиан был прежде всего учителем риторики. Наряду с этим он выступал в суде, специализируясь на защитных речах. Как судебного оратора его отличало умение ясно представить дело. Из своих речей он сам прочел только одну, но и она, как и другие, до нас не дошла. Квинтилиан был автором изданной ок. 90 г. работы о причинах упадка красноречия (De causis corruptae eloquentiae). В конце жизни, после того как он оставил преподавательскую работу, Квинтилиан написал, опираясь на свой многолетний опыт, произведение Воспитание оратора (Institutio oratoria) в 12 книгах. Это учебник античного красноречия. В нем он систематически изложил теорию риторики и, принимая во внимание потребности школы, рассмотрел некоторые вопросы, тесно связанные с обучением красноречию. Он также изложил (в основном в кн. XII) свои взгляды на воспитание будущих адептов риторики с детства и до зрелого возраста, а также на нравственные устои оратора и его внериторическое образование в области философии, истории и права. В значительной мере он основывался на произведениях Цицерона, Варрона, Дионисия Галикарнасского и стоика Хрисиппа. Цицерона он считал образцом красноречия. Во вступлении к кн. III Квинтилиан представил как бы обзор практической и теоретической литературы по греческой и римской риторике. В первом разделе кн. X он, перечисляя необходимые для воспитания оратора книги и кратко комментируя их, в некоторой степени выносит суждения, которые решили судьбу определенных произведений, приведя к их забвению или долговечности, а также некоторых латинских и греческих авторов. Под именем Квинтилиана до нас дошли два сборника декламаций, т. н. «Старшие декламации» (Declamationes maiores), которых было всего 19, и «Младшие декламации» (Declamationes minores), первоначально 388 декламаций, из которых до нас дошли только 145. Однако современная наука отрицает, что Квинтилиан был их автором. Считается, что эти декламации вышли из-под пера одного из его учеников. В числе учеников Квинтилиана были люди такого уровня, как Плиний Младший, а вероятно, и величайший римский историк Тацит. Педагогическая мысль Квинтилиана сыграла значительную роль в развитии педагогики эпохи Возрождения. Его произведение было сокровищницей знания для многих авторов педагогических трудов. Из него многое почерпнули Э. Б. С. Пикколомини и Эразм Роттердамский.
Досье личности
КВИНТИЛИАН
Другое имя: Марк Фабий Квинтилиан
Имя латиницей: Quintilianus Marcus Fabius
Пол: мужской
Дата рождения: приблизительно 00.00.35
Место рождения: Каллагурис, ныне Калаорра, Испания
Дата смерти: приблизительно 00.00.96 Возраст (61)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Коза
География: РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ.
Ключевые слова: знание, литература, педагог, писатель, политика.
Anno: 0070
КВИНТИЛИАН
- Люди с удовольствием слушают то, чего бы сами сказать не хотели.
- Почти во всем помогают не столько правила, сколько опыт.
- Учитель чем меньше имеет способностей, тем для ученика темнее.
- Чем меньше ума, тем напыщенней речь; так малорослые тянутся вверх на цыпочках.
- Кто хочет, тот и может.
- (Пусть бы) плохие учителя научили хоть не многому, да только не худому.
- Переучивать несравненно трудней, чем учить. Поэтому Тимофей, знаменитый флейтист, требовал двойной платы с тех, кто приходил к нему от других учителей.
- Ученики должны искать одобрения учителя, а не учитель – одобрения учеников.
- Во многих рождается отвращение к учению оттого, что выговоры в устах иных учителей походят на явную ненависть.
- Утомляет не столько сам труд, сколько мысли о нем.
- Легче заниматься многими предметами (попеременно), нежели одним продолжительно.
- Искусство [оратора] (...) прежде всего заключается в том, чтобы никто не замечал искусства.
- Частое подражание становится собственным нравом.
- Музыка неотделима от вещей божественных.
- Стихотворение не должно читать, как прозу, ибо оно есть «песнь» и поэты, по их собственному выражению, поют. Но чтение не должно переходить в доподлинное пение. (...) О таком роде чтения сохранилось меткое замечание Гая Цезаря, сделанное еще в бытность мальчиком: «Если это называется пением, то поешь ты скверно; а если чтение, зачем поешь?»
- (При чтении вслух) во всяком случае, необходимо одно предварительное условие: чтобы ученик понимал смысл.
- В грамматике вредно только то, что излишне.
- Из новых слов лучше те, что постарше, а из старых – что поновей.
- Грамматик не может быть совершенным без некоторого понятия о музыке, поскольку он должен объяснять звуки и размеры.
- Наказывать детей телесно (...) низко и свойственно только рабам. (...) Ребенок, которого не исправляют выговоры, привыкнет к побоям и будет переносить их с рабским упрямством.
- Быстрые умы, подобно преждевременным плодам, почти никогда совершенно не дозревают.
- Я предпочел бы, чтобы ребенок начинал говорить по-гречески, ибо латыни, на которой говорят все вокруг, он обучится даже в том случае, если бы мы этого не хотели.
- Невежество (...) вредит и нравам.
- Тупые и неспособные к ученью умы – вещь столь же противоестественная, как чудовищные телесные уродства; но ведь и встречаются они редко. (...) Подавляющее множество детей подает добрые надежды; если все это с возрастом угасает, ясно, что повинна в этом не природа, а воспитание.
- Пиша быстро, нельзя научиться писать хорошо. Хорошо пиша – можно научиться писать скоро.
- Сама природа не производит на свет быстро ничего великого. (...) Чем больше животное, тем дольше оно вынашивается.
- (О подражании:) Легче сделать более, нежели тоже.
- Кто идет следом, всегда должен отставать.
- История должна рассказывать, а не доказывать.
- Осуждают то, чего не могут понять.
- Оратор не должен слепо подражать поэтам. (...) Поэзией можно только любоваться издали.
- Необходимо быть свободным от предубеждения, что каждое слово великого писателя носит на себе печать совершенства. (...) Случается, (...) что те, кто считает законом для оратора все, что находят в великих писателях, подражают их ошибкам – что легче – и высшую степень сходства с великими людьми считают в том, что разделяют их недостатки.
- Излишнее старание в выборе слов заставляет усомниться в искренности чувств: где избыток искусства, там подозревают недостаток истины.
- Краткое известие (...) меньше трогает.
- Нужно стараться, чтобы нас не только понимали, но и не могли не понять.
- Есть даже такие, кто нарочно старается быть темным. (...) Отсюда родилась замечательная похвала: «Это прекрасно: я и сам ничего не понял».
- Лучшие выражения почти неразлучны с мыслями и находятся сами собой.
- Стилистические фигуры должны украшать, а не затмевать речь.
- Судья, который слушает нас с удовольствием, почти уже верит нам.
- Обвинять легче, чем защищать: легче наносить раны, чем исцелять их.
- Каждый судья охотнее подтверждает приговор другого судьи.
- Истинное часто неправдоподобно, и напротив, ложное нередко бывает правдоподобно.
- Искусство без материала ничто, материал даже без искусства имеет ценность; зато совершенное искусство прекрасней наилучшего материала.
- Кто сбился с прямой дороги, того вернуть на нее можно только окольным путем.
- Судьи часто бывают неопытны, и только обманом их можно удержать от ошибок.
- Кто, найдя лучшее, ищет иного, тот хочет худшего.
- Неученые кажутся богаче словами, ведь у них что на уме, то и на языке.
- И в старости можно научиться всему, была бы охота.
- Только то дело кажется долгим, которое делаешь без охоты.
- Хорошо говорить и хорошо писать – одно и то же.
- Злоязычный от злодея отличается только тем, что первый не имеет случая злодействовать на самом деле.
- Лучше, чтобы одобрили дело, защищаемое оратором, нежели самого оратора.
- Притвориться философом можно, а оратором нет.
- Без содействия рук всякая речь слаба и недостаточна.
- Всякому приятно свое собственное пение.
- Людей распознают по выговору, как монету по звуку.
- Тверже запечатлевается в памяти то, над чем мы больше трудились.
- Ничто так не укрепляется старанием и ничто так не слабеет от нерадения, как память.
- Кто любит выказывать свою ученость среди глупцов, того сочтут глупцом люди ученые.
- Никогда не стану я восторгаться и стройной импровизацией, раз вижу, что этого не занимать стать даже у сварливых баб.
- Как кормчий меняет курс, смотря по направлению ветра, так адвокат меняет свой план в процессе, смотря по переменам в ходе этого процесса.
- Ум (...) должен выражаться в том, чтобы расширить тесное (...), увеличить – малое, разнообразить – похожее, возбудить интерес к обыкновенному и красиво говорить о малом.
- Работа пера не менее серьезна, когда оно стирает написанное.
- Неужели ты хочешь выражаться лучше, чем можешь?
- Учиться никогда не поздно.
- Уничтожь деньги – уничтожишь войны.
- Для великого государя нет другой, более достойной статьи расходов, как на расходы на подрастающее поколение. Ибо веским побуждением к воспитанию детей является надежда на поддержку государства. Если государь не поддерживает, не охраняет и не снабжает щедрой рукой детей, то лишь ускоряет гибель своей власти, гибель государства. развернуть
КВИНТИЛИАН в фотографиях:
- АЛЬБИЙ ТИБУЛЛ (54 до н.э. - 19 до н.э.)
- ВАЛЕРИЙ МАКСИМ (30 - 90)
- ВЕСПАСИАН (9 - 79)
- ГАЙ Валерий Катулл (87 до н.э. - 54 до н.э.)
- ГАЙ Лициний Макр Кальв (82 до н.э. - 46 до н.э.)
- ГАЛЬБА Сервий Сульпиций (3 - 69)
- ДИОНИСИЙ Галикарнасский (70 до н.э. - 10 до н.э.)
- ДОМИЦИАН I (51 - 96)
- ДОРА Жан (1508 - 1588)
- КАЦИЙ (95 до н.э. - 25 до н.э.)
- КВИНТ ЭННИЙ (239 до н.э. - 169 до н.э.)
- ЛУКАН Марк Анней (39 - 65)
- МАРК Валерий Мессала Корвин (64 до н.э. - 8)
- МАРК ПАКУВИЙ (221 до н.э. - 133 до н.э.)
- МАРК Теренций Варрон (116 до н.э. - 27 до н.э.)
- МАРЦИАЛ (40 - 104)
- МЕНАНДР (340 до н.э. - 290 до н.э.)
- НИГИДИЙ ФИГУЛ (98 до н.э. - 45 до н.э.)
- ПАННАРЦ Арнольд (1423 - 1476)
- ПИЙ II (1405 - 1464)
- ПЛИНИЙ Младший (61 - 113)
- РЕММИЙ ПАЛЕМОН (4 - 68)
- СВЕЙНХЕЙМ Конрад (1430 - 1477)
- СЕНЕКА (4 - 65)
- ТАЦИТ Публий Корнелий (56 - 117)
- ТИТ ЛИВИЙ (59 до н.э. - 17)
- ФИДИЙ (480 до н.э. - 431 до н.э.)
- ХРИСИПП из Сол (280 до н.э. - 204 до н.э.)
- ЦЕЗИЙ БАСС (30 - 79)
- ЦЕЦИЛИЙ Калактийский (60 до н.э. - 10 до н.э.)
- ЦИЦЕРОН Марк Туллий (106 до н.э. - 43 до н.э.)
- ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (1466 - 1536)
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- ru.wikipedia.org
- ancientrome.ru
- muzeigp.ru
- www.1s4.ru
- www.intratext.com
- society.polbu.ru