древнегреческий поэт. До настоящего времени есть сомнения в реальности исторической фигуры Гомера. По античной традиции было принято представлять Гомера слепым странствующим певцом-аэдом, за честь называться его родиной спорили семь городов. Вероятно, он был родом из Смирны (Малая Азия), либо с острова Хиос. Можно предположить, что Гомер жил приблизительно в VIII в. до н. э. Ему приписывают авторство двух величайших произведений древнегреческой литературы – поэм «Илиада» и «Одиссея». В античные времена Гомер признавался автором и других произведений: поэмы «Батрахомахия» и сборника «гомеровских гимнов». Современная наука закрепляет за Гомером только «Илиаду» и «Одиссею», причем существует мнение, что эти поэмы созданы разными поэтами и в различное историческое время. Еще в античные времена встал «гомеровский вопрос», который ныне понимается как совокупность проблем, связанных с происхождением и развитием древнегреческого эпоса, в т. ч. соотношения в нем фольклора и собственно литературного творчества. Биографические сведения о Гомере, приводимые античными авторами, противоречивы и малоправдоподобны. «Семь городов, пререкаясь зовутся отчизной Гомера: Смирна, Хиос, Колофон, Пилос, Аргос, Итака, Афины» – говорится в одной греческой эпиграмме (на самом деле список этих городов был более обширен). Относительно времени жизни Гомера античные ученые приводили различные даты, начиная с XII в. до н. э. (после Троянской войны) и кончая VII в. до н. э.; широко бытовала легенда о поэтическом состязании между Гомером и Гесиодом. Как полагает большинство исследователей, гомеровские поэмы были созданы в Малой Азии, в Ионии в VIII в. до н. э. на основании мифологических сказаний о Троянской войне. Существуют поздние античные свидетельства об окончательной редакции их текстов при афинском тиране Писистрате в середине VI в. до н. э., когда их исполнение было включено в празднества Великих Панафиней. В древности Гомеру приписывали комические поэмы «Маргит» и «Война мышей и лягушек», цикл произведений о Троянской войне и возвращении героев в Грецию: «Киприи», «Эфиопида», «Малая Илиада», «Взятие Илиона», «Возвращения» (т. н. «киклические поэмы», сохранились лишь небольшие фрагменты). Под названием «Гомеровские гимны» существовало собрание из 33 гимнов богам. Огромную работу по собиранию и уточнению рукописей поэм Гомера проделали в эпоху эллинизма филологи Александрийской библиотеки Аристарх Самофракийский, Зенодот из Эфеса, Аристофан из Византии (они же разделили каждую поэму на 24 песни по числу букв греческого алфавита). Стало нарицательным имя софиста Зоила (IV в. до н. э.), прозванного за критические высказывания «бичом Гомера». Ксенон и Гелланик, высказали мысль о возможной принадлежности Гомеру только одной «Илиады»; они, однако, не сомневались ни в реальности Гомера, ни в том, что каждая из поэм имеет своего автора. Вопрос об авторстве «Илиады» и «Одиссеи» был поставлен в 1795 г. немецким ученым Ф. А. Вольфом в предисловии к изданию греческого текста поэм. Вольф считал невозможным создание большого эпоса в бесписьменный период, полагая, что созданные различными аэдами сказания были записаны в Афинах при Писистрате. Ученые разделились на «аналитиков», последователей теории Вольфа (немецкие ученые К. Лахман, А. Кирхгоф, Г. Герман и английский историк Дж. Грот, в России – Ф. Ф. Зелинский), и «унитариев», сторонников строгого единства эпоса (переводчик Гомера И. Г. Фосс и филолог Г. В. Нич, Ф. Шиллер, И. В. Гете, Гегель в Германии, Н. И. Гнедич, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин в России). В XIX в. «Илиада» и «Одиссея» сравнивались с былинами славян, скальдической поэзией, финским и германским эпосом. В 1930-х гг. американский филолог-классик Мильман Пэрри, сопоставляя поэмы Гомера с живой эпической традицией, еще существовавшей в то время у народов Югославии, обнаружил в гомеровских поэмах отражение поэтической техники народных певцов-аэдов. Созданные ими поэтические формулы из устойчивых сочетаний и эпитетов («быстроногий» Ахиллес, «пастырь народов» Агамемнон, «многоумный» Одиссей, «сладкоречивый» Нестор) давали возможность сказителю «импровизируя» исполнять эпические песни, состоявшие из многих тысяч стихов. «Илиада» и «Одиссея» всецело принадлежат многовековой эпической традиции, но из этого не следует, что устное творчество анонимно. «До Гомера мы не можем назвать ничьей поэмы подобного рода, хотя, конечно, поэтов было много» (Аристотель). Главное отличие «Илиады» и «Одиссеи» от всех остальных эпических произведений Аристотель усматривал в том, что Гомер не развертывает свое повествование постепенно, а строит его вокруг одного события, – в основе поэм лежит драматическое единство действия. Другая особенность, на которую также обратил внимание Аристотель: характер героя раскрывают не описания автора, а речи, произносимые самим героем. Язык гомеровских поэм – исключительно поэтический, «наддиалектный» – никогда не был тождествен живой разговорной речи. Он складывался из соединения эолийских (Беотия, Фессалия, остров Лесбос) и ионийских (Аттика, островная Греция, побережье Малой Азии) диалектных черт с сохранением архаического строя более ранних эпох. Метрически оформлял песни «Илиады» и «Одиссеи» уходящий корнями в индоевропейское эпическое творчество гекзаметр – стихотворный размер, в котором каждый стих состоит из шести стоп с правильным чередованием долгих и кратких слогов. Необычность поэтического языка эпоса подчеркивали вневременной характер событий и величие образов героического прошлого. Сенсационные открытия Г. Шлимана в 1870-80-х гг. доказали, что Троя, Микены и Ахейские цитадели не миф, а реальность. Современников Шлимана поразили буквальные соответствия ряда его находок в четвертой шахтовой гробнице в Микенах с описаниями Гомера. Впечатление было столь сильным, что эпоха Гомера надолго стала ассоциироваться с периодом расцвета Ахейской Греции в XIV-XIII вв. до н. э. В поэмах, однако, прослеживаются также многочисленные археологически засвидетельствованные черты культуры «героического века», как например, упоминание о железных орудиях и оружии или обычай кремации умерших. Сопоставление свидетельств гомеровского эпоса с данными археологии подтверждают выводы многих исследователей о том, что в своей окончательной редакции он сложился в VIII в. до н. э., причем древнейшей частью эпоса многие исследователи считают «Каталог кораблей» («Илиада», 2-я песнь). Очевидно, поэмы созданы не одновременно: «Илиада» отражает представления о человеке «героического периода», «Одиссея» стоит как бы на рубеже иной эпохи – времени Великой греческой колонизации, когда расширялись границы освоенного греческой культурой мира. Для человека эпохи античности поэмы Гомера были символом эллинского единства и героизма, источником мудрости и познания всех сторон жизни – от военного искусства до практической морали. Гомера наравне с Гесиодом считали создателем всеобъемлющей и упорядоченной мифологической картины мироздания: поэты «составили для эллинов родословные богов, снабдили имена богов эпитетами, поделили между ними достоинства и занятия, начертали их образы» (Геродот). По мнению Страбона, Гомер был единственным из поэтов древности, кто знал почти все об ойкумене, о народах, ее населяющих, их происхождении, образе жизни и культуре. Данными Гомера как подлинными и заслуживающими доверия пользовались Фукидид, Павсаний, Плутарх. Отец трагедии Эсхил называл свои драмы «крохами от великих пиров Гомера». Греческие дети учились читать по «Илиаде» и «Одиссее». Гомера цитировали, комментировали, объясняли иносказательно. Чтением избранных мест из поэм Гомера призывали исправлять души философы-пифагорейцы. Плутарх сообщает, что Александр Македонский всегда имел при себе список «Илиады», который хранил под подушкой вместе с кинжалом. В III в. до н. э. римский поэт Ливий Андроник перевел «Одиссею» на латинский язык. В средневековой Европе Гомера знали только по цитатам и ссылкам у латинских писателей и Аристотеля, поэтическую славу Гомера затмевала слава Вергилия. Лишь в конце XV в. появились первые переводы Гомера на итальянский язык (А. Полициано и др.). Событием в европейской культуре XVIII в. стали переводы Гомера на английский язык А. Попа и на немецкий язык И. Г. Фосса. Впервые фрагменты «Илиады» на русский язык перевел сложным силлабическим – т. н. александрийским – стихом М. В. Ломоносов. В конце XVIII в. Е. Костров перевел ямбом первые шесть песен «Илиады» (1787); были изданы прозаические переводы «Илиады» П. Екимова и «Одиссеи» П. Соколова. Титаническая работа по созданию русского гекзаметра и адекватному воспроизведению образной системы Гомера была проделана Н. И. Гнедичем, чей перевод «Илиады» (1829) до сих пор остается непревзойденным по точности филологического прочтения и исторической интерпретации. Высочайшим художественным мастерством отличается перевод «Одиссеи» В. А. Жуковского (1842-1849). В ХХ в. «Илиада» и «Одиссея» были переведены В. В. Вересаевым.
Досье личности
ГОМЕР
Другое имя: Омирос
Имя латиницей: Homer
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.780 до н.э.
Дата смерти: реконструировано 00.00.712 до н.э. Возраст (68)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Обезьяна
География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, МАЛАЯ АЗИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.
Ключевые слова: автор, знание, историк, литература, наука, основатель, поэт.
Anno: -0730
ГОМЕР
- АБОВЯН Хачатур (1805 - 1848)
- АЛЕКСАНДР Македонский (356 до н.э. - 323 до н.э.)
- АММИАН Марцеллин (330 - 395)
- АНАХАРСИС (607 до н.э. - 544 до н.э.)
- АНТИМАХ из Колофона (430 до н.э. - 340 до н.э.)
- АПИОН (грамматик) (30 до н.э. - 48)
- АРИСТАРХ Самофракийский (216 до н.э. - 144 до н.э.)
- АРИСТОТЕЛЬ (384 до н.э. - 322 до н.э.)
- АРИСТОФАН (драматург) (446 до н.э. - 386 до н.э.)
- АРИСТОФАН Византийский (257 до н.э. - 180 до н.э.)
- АРХИЛОХ (660 до н.э. - 610 до н.э.)
- БАТЮШКОВ Константин Николаевич (1787 - 1855)
- БЕТХОВЕН Людвиг ван (1770 - 1827)
- ВЕРГИЛИЙ (70 до н.э. - 19 до н.э.)
- ВЕРЕСАЕВ Викентий Викентьевич (1867 - 1945)
- ВОЛЬФ Фридрих Август (1759 - 1824) (Фридрих ВОЛЬФ ставил вопрос об авторстве произведений ГОМЕРА)
- ГАЛАТОН (260 до н.э. - 200 до н.э.)
- ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих (1770 - 1830)
- ГЕЛЛАНИК (485 до н.э. - 400 до н.э.)
- ГЕРМЕСИАНАКТ из Колофона (357 до н.э. - 281 до н.э.)
- ГЕРЦ Генрих Рудольф (1857 - 1894)
- ГЕСИОД (750 до н.э. - 680 до н.э.) (ГОМЕР участвовал в поэтическом состязании с ГЕСИОДОМ)
- ГЕТЕ Иоганн Вольфганг (1749 - 1832)
- ГИППОНАКТ (580 до н.э. - 520 до н.э.)
- ГНЕДИЧ Николай Иванович (1784 - 1833)
- ГРОТ Джордж (1794 - 1871)
- ДАВЕНПОРТ Гай Матисон (1927 - 2005)
- ДЖОЙС Джеймс (1882 - 1941) (Джеймс ДЖОЙС в своем творчестве опирался на произведения ГОМЕРА)
- ДИДИМ Халкентер (63 до н.э. - 10)
- ЕПИФАНОВ Геннадий Дмитриевич (1900 - 1985)
- ЖДАХА Амвросий Андреевич (1855 - 1927)
- ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич (1783 - 1852)
- ЗЕЛИНСКИЙ Фаддей Францевич (1859 - 1944)
- ЗЕНОДОТ Эфесский (325 до н.э. - 260 до н.э.)
- ЗОИЛ (370 до н.э. - 290 до н.э.)
- КАЛЛИН (660 до н.э. - 600 до н.э.)
- КАМЕРИНИ Марио (1895 - 1981)
- КВИНТ Смирнский (380 до н.э. - 320 до н.э.)
- КВИНТ ЭННИЙ (239 до н.э. - 169 до н.э.)
- КЛИСФЕН Старший (625 до н.э. - 565 до н.э.)
- КРАНТОР (330 до н.э. - 280 до н.э.) (КРАНТОР увлекался произведениями ГОМЕРА)
- КРАТЕТ Малльский (210 до н.э. - 145 до н.э.)
- КРОНИЙ (135 - 190)
- КСЕНОФАН Колофонский (570 до н.э. - 485 до н.э.)
- ЛЕСЯ УКРАИНКА (1871 - 1913) (ЛЫСЕНКО Николай Витальевич оказал влияние на становление личности ЛЕСИ УКРАИНКИ)
- ЛИВИЙ АНДРОНИК Луций (284 до н.э. - 204 до н.э.)
- ЛИКУРГ Лакедемонский (880 до н.э. - 820 до н.э.)
- ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711 - 1765)
- ЛОУРЕНС Томас Эдуард (1888 - 1935)
- МАКРОБИЙ Амвросий Феодосий (360 - 410)
- МЕНАНДР (340 до н.э. - 290 до н.э.)
- МЕНЕДЕМ Эретрийский (345 до н.э. - 260 до н.э.)
- МЕТРОДОР из Лампсака (младший) (330 до н.э. - 277 до н.э.)
- МЕТРОДОР из Лампсака (старший) (460 до н.э. - 400 до н.э.)
- МИМНЕРМ (680 до н.э. - 590 до н.э.)
- МИНСКИЙ Николай Максимович (1855 - 1937) (Николай МИНСКИЙ был переводчиком "Илиады" ГОМЕРА на русский язык)
- МОРИЦ Юнна Петровна (1937 - )
- ОНОМАКРИТ (530 до н.э. - 480 до н.э.)
- ПАВСАНИЙ (писатель) (145 - 199)
- ПИКОВ Михаил Иванович (1903 - 1973)
- ПИСИСТРАТ (607 до н.э. - 528 до н.э.)
- ПЛУТАРХ (46 - 127)
- ПОЛИБИЙ (200 до н.э. - 120 до н.э.)
- ПОЛИЦИАНО Анджело (1454 - 1494)
- ПОУП Александр (1688 - 1744)
- ПРОКЛ Диадох (412 - 485)
- ПТОЛЕМЕЙ VIII Фискон (170 до н.э. - 116 до н.э.)
- ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 - 1837)
- РАДИМОВ Павел Александрович (1887 - 1967)
- СИРИАН Александрийский (380 - 450)
- СОЛДАТЕНКОВ Козьма Терентьевич (1818 - 1901)
- СТАЙНЕР Джордж (1929 - )
- СТАСИН (690 до н.э. - 620 до н.э.)
- СТАЦИЙ Публий Папиний (40 - 96)
- СТЕСИХОР (640 до н.э. - 555 до н.э.)
- СТРАБОН (63 до н.э. - 23 до н.э.)
- СТЫКА Ян (1858 - 1925)
- ТЕЛЕФАН (370 до н.э. - 310 до н.э.)
- ТЕОДЕКТ (380 до н.э. - 334 до н.э.)
- ТИМОН из Флиунта (320 до н.э. - 230 до н.э.) (ТИМОН в своих произведениях пародировал ГОМЕРА)
- ТИРТЕЙ (691 до н.э. - 627 до н.э.)
- ТОЛСТОЙ Федор Петрович (1783 - 1873)
- ФАЛЕС Милетский (640 до н.э. - 546 до н.э.)
- ФЕОФИЛ Эдесский (695 - 785)
- ФИЛЕТ Косский (340 до н.э. - 285 до н.э.)
- ФИЛОПЕМЕН (253 до н.э. - 183 до н.э.)
- ФОСС Иоганн Генрих (1751 - 1826)
- ФУКИДИД (историк) (462 до н.э. - 403 до н.э.)
- ХАРРИСОН Джейн Эллен (1850 - 1928)
- ШИЛЛЕР Фридрих (1759 - 1805)
- ШИЛЛИНГОВСКИЙ Павел Александрович (1881 - 1942)
- ШЛИМАН Генрих (1822 - 1890)
- ЭЗОП (580 до н.э. - 530 до н.э.)
- ЭЛИЙ Александрийский (540 - 600)
- ЭЛИЙ Геродиан (140 - 200)
- ЭРАТОСФЕН Киренский (276 до н.э. - 194 до н.э.)
- ЭРИННА (619 до н.э. - 599 до н.э.)
- ЭСХИЛ (525 до н.э. - 456 до н.э.)
- ЮЛИАН ОТСТУПНИК (331 - 363)
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- http://history-persons.info/blog/
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.philology.ru
- http://feb-web.ru
- http://www.latinpro.info
- http://ancientrome.ru
- http://library.greekroman.ru
- http://lib.ru