Досье личности

Ценность: 1,75 (12)

Симпатия: 1,75 (12)

дата обновления - 2018-01-19

просмотров - 3

АРКЕСИЛАЙ

Имя латиницей: Arkesilaos

Пол: мужской

Дата рождения: реконструировано 00.00.315 до н.э.

Место рождения: Питана, Греция

Дата смерти: 00.00.241 до н.э. Возраст (74)

Место смерти: Афины, Греция

Знак зодиака: Неизвестно

География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.

Ключевые слова: знание, наука, основатель, философ.

Anno: -0270

АРКЕСИЛАЙ

древнегреческий философ, основатель и схоларх (с 270 г. до н. э.) Новой, или Средней (скептической), Академии. В эллинистическом скептицизме лучше, чем в какой либо другой философской школе той эпохи, выразился глубокий и все нарастающий упадок гносеологической энергии греческого народа. Однако академический скептицизм принципиально отличался от классического, пирроновского, скептицизма тем, что он был умеренным. Сущность академического скептицизма точно выражается термином пробабилизм. Пробабилизм – учение о том, что нет абсолютных истин, истина всегда более или менее вероятна. Так что Аркесилай и его последователи не отрицали возможность объективного знания, как это делали пирронисты, а до них некоторые софисты (Протагор), они отрицали только возможность полностью достоверного знания. Если крайний, пирроновский, скептицизм учил, что одинаково недостоверны и то, и другое из противоречащих друг другу суждений о предмете, то академический скептицизм (пробабилизм), будучи примером умеренного, а не крайнего, скептицизма, утверждал: из двух противоречащих друг другу об одном и том же предмете суждений одно более вероятно, чем другое. И это имело большие, практически жизненные последствия. Если пирроновцы не имели никакого собственного руководства к жизни и были вынуждены, не имея ориентиров, механически следовать обычаям, не размышляя о них, то академические скептики имели такие жизненные ориентиры, и они в своей жизни следовали не общепринятому, а наиболее для них самих вероятному.

Непосредственно пробабилизм академиков был направлен против догматизма стоиков. Аркесилай очно полемизировал со стоиком Клеанфом, с которым находился в личной дружбе, но в теоретической вражде. Как умеренный скептик, он боролся и против другого, противоположного школе стоиков, направления, а именно против пирронизма. Известно, что он слушал лекции Пиррона (Аркесилай – младший современник Пиррона, а также и Эпикура и Зенона-стоика). Однако он учился не только у скептика Пиррона, но и у перипатетика Феофраста, и у академика Крантора. Так что его взгляды были своеобразным синтезом крайнего скептицизма, этического практицизма, перипатетического сциентизма. Испытал влияние эпикуреизма. Он стал схолархом в пятидесятилетнем возрасте. Принадлежал к той многочисленной группе древних философов первый из них Сократ, а возможно, и Пифагор), кто сам ничего не писал, но кто имел записывающего их изречения ученика. Таким учеником у Аркесилая был Лакид. Влияние вульгарного эпикуреизма сказалось в том, что он не был противником простых чувственных наслаждений, он был богатым человеком и любил хорошо поесть. Влияние истинного эпикуреизма состояло в том, что Аркесилай, как и Эпикур, не противопоставлял по-платоновски чувства и разум и даже по-демокритовски не разделял их, а считал, что чувства и разум существуют в единстве. Но в скептицизме такое единство ничего хорошего разуму не сулило. Продолжил платоновскую критику чувственного знания в направлении разумного знания: если чувства обманчивы, то обманчив и разум. Разум, все время и всякий раз обманываемый чувствами, обманывает нас. Нас равно обманывают и чувства, и разум, но первые непосредственно, а второй опосредованно.

Медиа (0)
Связи (16)
Источники (9)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх