древнегреческий философ. Один из старших софистов. Приобрел известность благодаря преподавательской деятельности в нескольких греческих городах, в частности, в Сицилии и Италии. В Афинах, помимо других, он общался с Периклом и Еврипидом (ок. 484-406 гг. до н. э.). Его обучил философии Демокрит, который взял его в ученики, увидев как тот, будучи носильщиком, рационально укладывает поленья в вязанки. Основоположник софистического образа жизни (путешествия с лекциями, преподавание за высокие гонорары, пребывание в домах богатых людей, интересующихся культурой). По преданию, воспитанник персидских магов. Вероятно, несколько раз был в Афинах. Во время первого пребывания он подружился с Периклом, который доверил ему составление устава для панэллинской колонии Фурии в Южной Италии (444-443 гг. до н. э.). Впоследствии он работал на Сицилии (возможно, контактировал с риторической школой Коракса и Тейсия). Как софист был последовательным сенсуалистом и считал, что мир таков, каким он представлен в чувствах человека. Дошли такие выражения философа: «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют» (другими словами: есть только то, что человек воспринимает своими органами чувств, и нет того, чего человек не воспринимает чувствами.), «Как мы чувствуем, так оно и есть на самом деле», «Все есть таким, каким оно кажется нам». Он указывает на относительность нашего познания, на элемент субъективности в нем. Невозможно установить число его работ, поскольку древние цитировали отдельные положения, не отмечая, были ли они включены в более крупное произведение. Само это произведение могло иметь несколько вариантов названия, ибо в эпоху Протагора начинает появляться традиция давать длинные названия прозаическим произведениям. Среди его подлинных сочинений (ни одно не сохранилось) – «Истина», или «Опровергающие речи» – произведение, о котором нам больше всего известно. От него сохранилась различным образом интерпретируемая первая фраза: «Человек есть мера всех вещей, существующих и несуществующих». Суждения разных людей могут быть одинаково справедливы, хотя одно из них по каким-либо причинам является более верным (например, суждение здорового более правильно, чем суждение больного). «Контроверсии», произведение, в котором Протагор доказывал, что «о каждой вещи существует два противоречащих друг другу суждения», и никакие опровержения вообще невозможны. Верное представление о «Контроверсиях» дает сохранившееся сочинение «Двойные речи» неизвестного софиста конца V в. до н. э., восходящее к произведениям Протагора (например, болезнь есть зло для больного, но благо для врача). «О богах» – первое греческое сочинение с подобным названием. Знаменитое первое предложение, которое ставит под сомнение возможность объективного познания божества: «О богах невозможно сказать ни что они существуют, ни что их не существует; ибо на пути к получению такого знания слишком много препятствий, главные из которых – невозможность познания этого предмета посредством разума и краткость человеческой жизни» – выдвигалось в качестве причины вышеупомянутого обвинения в безбожии и сожжения произведения. Вероятно, в последующей части работы он трактовал богов как объект человеческих верований и утверждал, что религия связана прежде всего с самим существованием людей. Сочинение «О бытии» заключало в себе полемику с учением элеатов. Это произведение, по-видимому, читал неоплатоник Порфирий. Платон в своем диалоге «Протагор» вкладывает в уста главного героя известный миф о происхождении человека и человеческой культуры. Спорным вопросом является, были ли это подлинные взгляды Протагора. Он провозглашал релятивизм и сенсуализм, а его ученик Ксениад из Коринфа, опираясь на крайние выводы Протагора, сделал заключение о невозможности познания. Заложил основы научной грамматики через различение видов предложений, родов существительного и прилагательного, времен и наклонений глаголов. Он занимался также проблемами правильной речи. Пользовался большим авторитетом у потомков. Оказал влияние на Платона, Антисфена, Еврипида (другом которого был), Геродота и, вероятно, на скептиков. Является главным героем диалога Платона и одного из произведений Гераклида Понтийского.
Досье личности
ПРОТАГОР из Абдер
Имя латиницей: Protagoras of Abdera
Пол: мужской
Дата рождения: 00.00.480 до н.э.
Дата смерти: 00.00.410 до н.э. Возраст (70)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Обезьяна
География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.
Ключевые слова: знание, наука, основатель, философ.
Anno: -0444
ПРОТАГОР из Абдер
- Человек есть мера всем вещам – существованию существующих и несуществованию несуществующих.
- О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию, – и вопрос темен, и людская жизнь коротка.
- О всяком предмете можно сказать двояко и противоположным образом.
- Теория без практики (упражнения) и практика без теории есть ничто.
- Однажды он (Протагор) требовал платы со своего ученика Еватла, а тот ответил: «Но я ведь еще не выиграл дела в суде!» Протагор сказал: «Если мы подадим в суд и дело выиграю я, то ты заплатишь, потому что выиграл я; если выиграешь ты, то заплатишь, потому что выиграл ты (как мой ученик)».
- АНТИСФЕН из Афин (445 до н.э. - 370 до н.э.)
- АРКЕСИЛАЙ (315 до н.э. - 241 до н.э.)
- ГЕРАКЛИД Понтийский (388 до н.э. - 315 до н.э.)
- ГЕРОДОТ (490 до н.э. - 425 до н.э.)
- ДЕМОКРИТ (460 до н.э. - 370 до н.э.)
- ДИАГОР Мелосский (485 до н.э. - 425 до н.э.)
- ДИОГЕН из Эноанды (100 - 160)
- ЕВРИПИД (480 до н.э. - 406 до н.э.)
- КОРАКС (500 до н.э. - 420 до н.э.)
- КРИТИЙ (тиран философ) (460 до н.э. - 403 до н.э.)
- КСЕНИАД (499 до н.э. - 440 до н.э.)
- ПЕРИКЛ (490 до н.э. - 429 до н.э.)
- ПЛАТОН (философ) (427 до н.э. - 347 до н.э.)
- ПОРФИРИЙ (философ) (233 - 304)
- ПРОДИК Кеосский (465 до н.э. - 395 до н.э.)
- ТИСИЙ (485 до н.э. - 410 до н.э.)
- ФЕОДОР из Кирены (математик) (430 до н.э. - 360 до н.э.)
- ФЕОДОР из Кирены (философ) (340 до н.э. - 250 до н.э.)
- ФИЛОСТРАТ Флавий Старший (170 - 249)
- ФУКИДИД (политик) (490 до н.э. - 420 до н.э.)
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- Большая советская энциклопедия. 3-е издание
- http://ru.wikipedia.org
- http://istina.rin.ru
- http://filosof.historic.ru
- http://100grp.ru
- http://www.epwr.ru
- http://www.philosoma.ru
- http://hrono.ru
- http://www.e-reading.org.ua