древнегреческий стоик, ученик Зенона из Китиона и его преемник во главе школы. В молодости был кулачным бойцом и примкнул к Зенону уже в зрелом возрасте; вел аскетически-скромную жизнь, зарабатывая на учебу физическим трудом. Среди 58 его известных сочинений почти по всем разделам учения (сохранилось немногим более 100 фрагментов) наиболее важны «Логика», «О знании», «О диалектике», «О Зеноновом учении о природе», «Физические заметки», «Разыскания о Гераклите», «Об атомах»,«О времени», «О влечении», «О надлежащем», «О конечной цели», «О наслаждении», «Риторика» и «Гимн к Зевсу». Внес новое почти в каждый раздел стоического учения. Он уточнил теорию «представления» (которое описывал как «вещественный» отпечаток) и специально занимался модальной логикой. Имел, вероятно, оригинальную концепцию космологии и первым из стоиков обратился к Гераклиту. В учении о мировой симпатии впервые четко сформулировал фундаментальный тезис стоической онтокосмологии: симпатия возможна лишь между телесными структурами. Отличался редким в стоической среде интересом к наблюдению живой природы. При достаточно традиционных антропологических взглядах полагал, в отличие от Хрисиппа, что все души сохраняются до конца космического цикла. Особенно большое внимание уделял теологии, предложив оригинальные доказательства бытия богов. Блестящим выражением его теологических воззрений является «Гимн к Зевсу», свидетельствующий о его поэтической одаренности и необычной для Ранней Стои религиозности. В этике следовал сложившейся при Зеноне школьной норме, внося отдельные уточнения в принципиально важные формулировки. В формуле «жить согласно природе» предлагал, в отличие от Хрисиппа, иметь в виду «природу» целого; считал, в противоположность Хрисиппу, что однажды обретенную добродетель нельзя утратить. Вслед за Зеноном придавал важное значение практической этике (паренетике), из которой впоследствии развилась позднестоическая моралистика. Известен главным образом тем, что обвинил в безбожии и потребовал изгнания автора гелиоцентрической системы Аристарха Самосского за то, что тот «сдвинул с места Очаг Вселенной», под которым Клеанф подразумевал, очевидно, Землю. Самым значительным его учеником был преемник Хрисипп.
Досье личности
КЛЕАНФ из Асса
Имя латиницей: Cleanthes of Assos
Пол: мужской
Дата рождения: приблизительно 00.00.331 до н.э.
Место рождения: Асс, Троада, ныне Турция
Дата смерти: приблизительно 00.00.232 до н.э. Возраст (99)
Место смерти: Афины, Древняя Греция
Знак зодиака: Неизвестно
География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.
Ключевые слова: знание, наука, философ.
Anno: -250
КЛЕАНФ из Асса
КЛЕАНФ из Асса в фотографиях:
- АНАКСАРХ (380 до н.э. - 320 до н.э.)
- АРИСТАРХ Самосский (310 до н.э. - 230 до н.э.)
- АРИСТОН Хиосский (285 до н.э. - 210 до н.э.)
- АРКЕСИЛАЙ (315 до н.э. - 241 до н.э.)
- АРХЕДЕМ из Тарса (175 до н.э. - 115 до н.э.)
- ГЕРАКЛИТ Эфесский (544 до н.э. - 483 до н.э.)
- ДИОДОР Крон (320 до н.э. - 255 до н.э.)
- ЗЕНОН из Китиона (336 до н.э. - 264 до н.э.) (ЗЕНОН из Китиона был учителем КЛЕАНФА из Асса)
- ХРИСИПП из Сол (280 до н.э. - 204 до н.э.)
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.megabook.ru
- http://ariom.ru
- http://intencia.ru
- http://ancientrome.ru