древнегреческий философ, основатель античного скептицизма. Учился у софиста Брисона из Гераклеи (близкого к Мегарской школе), потом у демокритовца Анаксарха из Абдер, вместе с которым участвовал в восточном походе Александра Македонского и «общался» с индийскими гимнософистами и персидскими магами. Первым из греческих мыслителей провозгласил эпохе («воздержание от суждений») основным методом философии. Не писал философских «трактатов»; термины «пирроновский» и «скептический» употреблялись скептиками римской эпохи как синонимы, отсюда трудности реконструкции первоначального учения философа и его дифференциации от неоскептической традиции Энесидема – Секста Эмпирика. Наиболее аутентичное изложение основ пирроновского скепсиса – свидетельство Аристокла (у Евсевия), цитирующего Тимона из Флиунта. Для достижения счастья (эвдемонии) необходимо задаться тремя вопросами: Каковы вещи по природе? Как мы должны к ним относиться? Что для нас из этого проистекает? Ответы: 1) Вещи не- или без-различны, неустойчивы и не допускают о себе определенного суждения, наши ощущения и представления о них не могут считаться ни истинными, ни ложными. 2) Поэтому надо освободиться от всех субъективных представлений, «не склоняться» ни к утверждению, ни к отрицанию, оставаться «непоколебимыми» и обо всем рассуждать: «это ничуть не более так, чем не так», или «это и так, и не так», или «это ни так, ни не так». 3) Из такого отношения к вещам проистекают сначала афасия (состояние, при котором о вещах «нечего больше сказать»), а затем атараксия – безмятежность; в некоторых свидетельствах также апатия и «тишина» (полное отсутствие волнения). Скептическое сомнение у философа не самоцель, а средство обретения душевного покоя. Индифферентизм и девальвация всех конвенциональных ценностей человеческого существования, понимаемые как избавление от «бредового наваждения», не ведут при этом ни к отшельничеству, ни (как у киников) к социальному аутсайдерству или эпатированию обывателей (Пиррон принимает должность верховного жреца и удостаивается бронзовой статуи за заслуги перед городом). Абсолютная автономия личности и полный отказ от желаний, «первейшего из всех зол», подавление всех эмоций (особенно страха и боли) доводится до преодоления инстинкта самосохранения: смерть «ничуть не более» страшна, чем жизнь. Его ближайшими учениками были Тимон из Флиунта, Гекатей Абдерский и учитель Эпикура Навсифан. Формальное влияние оказал на скепсис Средней Академии (Аркесилай). Важнейшим источником для изучения его теории является труд Секста Эмпирика «Пирроновы положения». Антигон Каристский написал книгу «О Пирроне».
Досье личности
ПИРРОН из Эллиды
Имя латиницей: Pyrrho of Elis
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.365 до н.э.
Дата смерти: реконструировано 00.00.275 до н.э. Возраст (90)
Знак зодиака: Неизвестно
География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.
Ключевые слова: знание, наука, основатель, философ.
Anno: -0313
ПИРРОН из Эллиды
- АЛЕКСАНДР Македонский (356 до н.э. - 323 до н.э.)
- АНАКСАРХ (380 до н.э. - 320 до н.э.)
- АНТИГОН Каристский (310 до н.э. - 250 до н.э.)
- АРКЕСИЛАЙ (315 до н.э. - 241 до н.э.)
- ГЕКАТЕЙ Абдерский (360 до н.э. - 290 до н.э.)
- ЕВСЕВИЙ Кесарийский (260 - 339)
- МЕТРОДОР Хиосский (390 до н.э. - 345 до н.э.)
- НАВСИФАН (360 до н.э. - 300 до н.э.)
- СЕКСТ Эмпирик (170 - 220)
- ТИМОН из Флиунта (320 до н.э. - 230 до н.э.) (ПИРРОН был учителем ТИМОНА)
- ЭНЕСИДЕМ (110 до н.э. - 30 до н.э.)
- ЭПИКУР (342 до н.э. - 271 до н.э.)
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- Большая советская энциклопедия. 3-е издание
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.krugosvet.ru
- http://www.hrono.ru
- http://www.gumer.info
- http://antique_philosophy.academic.ru
- http://www.garshin.ru
- http://www.vladivostok.com