древнегреческий философ. Сын ваятеля Софрония и акушерки Фенариты; проповедовал на улицах и площадях, ставя своей целью борьбу с софистами и воспитание молодежи. Был казнен (принял яд цикуты), как гласило официальное обвинение, за введение новых божеств и за развращение молодежи в новом духе. Не оставил после себя каких-либо сочинений. Был одним из родоначальников философской диалектики, понимаемой как нахождение истины при помощи бесед, т. е. постановки определенных вопросов и методическое нахождения ответов на них. Считая неудовлетворительной древнюю натурфилософию, обратился к анализу человеческого сознания и мышления. Тяготея к объективному идеализму, он был далек еще от гипостазирования общих понятий в виде самостоятельных сущностей. Так его изображает Аристотель, приписывающий Сократу индуктивное учение о переходе от текучей действительности к общим понятиям, а также учение об определении понятий, впервые дающем возможность познавать сущность каждой вещи. Признание действия родовых сущностей в окружающей действительности превращалось у Сократа в учение об общем и универсальном разуме или об отдельных богах-умах. Вопреки уверениям Ксенофонта, учение Сократа имело мало общего с народной религией, хотя он и не отрицал ее. Учение Сократа о промысле и провидении решительно порывало с наивным политеизмом и приобретало вид философской телеологии. В этике основной тезис Сократа гласил, что добродетель есть знание, или мудрость, что знающий доброе обязательно и поступает по-доброму, а поступающий по-злому или не знает, что такое добро, или творит зло в целях конечного торжества добра. В понимании Сократа не может быть противоречия между разумом и поведением. Его необоснованно обвиняли во враждебности к демократии; в действительности он критиковал все формы правления – монархию, тиранию, аристократию, плутократию и демократию, если они нарушают справедливость.
Досье личности
СОКРАТ
Имя латиницей: Sokrates
Пол: мужской
Дата рождения: 00.00.469 до н.э.
Место рождения: Афины, Древняя Греция
Дата смерти: 00.00.399 до н.э. Возраст (70)
Место смерти: Афины, Древняя Греция
Знак зодиака: Неизвестно
География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.
Ключевые слова: автор, девиация, знание, ЛИЧНОСТИ журнал, логик, основатель, педагог, прототип, философ, юа.
Anno: -0430
СОКРАТ
- Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится.
- В молитвах он (Сократ) просто просил богов даровать добро, ибо боги лучше всех знают, в чем состоит добро.
- [Сократ] советовал избегать таких кушаний, которые соблазняют человека есть, не чувствуя голода. (...) Он шутил, что и Кирка [Цирцея], должно быть, превращала людей в свиней, угощая их такими кушаниями в изобилии; а Одиссей (...) держался от чрезмерного их употребления и оттого не превратился в свинью.
- Невыгодно считаться богатым, храбрым и сильным, не будучи таковым: к ним предъявляют требования, (...) превышающие их силы.
- Тех, кто желает и сам иметь много хлопот и другим доставлять их, я (...) поставил бы в разряд годных к власти.
- Если, живя среди людей, ты не захочешь ни властвовать, ни быть подвластным и не станешь добровольно служить властителям, то, думаю, ты видишь, как умеют сильные (...) и целые общины, и каждого порознь держать в рабстве.
- Не очень-то легко найти работу, за которую не услышишь упреков; очень трудно сделать что-нибудь так, чтобы ни в чем не ошибиться.
- Завистники (...) только те, кто горюет по поводу счастия друзей.
- Трудно (...) найти врача, который знал бы лучше, чем сам человек, (...) что полезно ему для здоровья.
- [Перед началом суда над Сократом один из его друзей спросил:] «Не следует ли (...) подумать тебе и о том, что говорить в свою защиту?» – Сократ (...) отвечал: «А разве (...) вся моя жизнь не была подготовкой к защите?»
- Горячо преданный Сократу, но простодушный человек, некий Аполлодор, сказал: «Но мне особенно тяжело, Сократ, что ты приговорен к смертной казни несправедливо». Сократ, говорят, погладил его по голове и сказал: «А тебе (...) приятнее было бы видеть, что я приговорен справедливо?»
- Ходил я к поэтам (...) и спрашивал у них, что именно они хотели сказать, чтобы, кстати, и научиться у них кое-чему. Стыдно (...) сказать вам правду, а сказать все-таки следует. (...) Чуть ли не все там присутствовавшие лучше могли бы объяснить то, что сделано этими поэтами, чем они сами. (...) Не мудростью могут они творить то, что они творят, а какою-то прирожденною способностью и в исступлении, подобно гадателям и прорицателям; ведь и эти тоже говорят много хорошего, но совсем не знают того, о чем говорят.
- Мудрейший тот, кто, подобно Сократу, знает, что ничего-то по правде не стоит его мудрость.
- Нет такого человека, который мог бы уцелеть, если бы стал откровенно противиться (...) большинству и хотел бы предотвратить все то множество несправедливостей и беззаконий, которые совершаются в государстве. Нет, кто в самом деле ратует за справедливость, тот, если ему и суждено уцелеть на малое время, должен оставаться частным человеком, а вступать на общественное поприще не должен.
- Если бы кто-нибудь должен был взять ту ночь, в которую он спал так, что даже не видел сна, сравнить эту ночь с остальными ночами и днями своей жизни и, подумавши, сказать, сколько дней и ночей прожил он в своей жизни лучше и приятнее, чем ту ночь, то, я думаю, не только всякий простой человек, но и сам Великий царь нашел бы, что сосчитать такие дни сравнительно с остальными ничего не стоит. Так если смерть такова, я (...) назову ее приобретением, потому что таким-то образом выходит, что вся жизнь ничем не лучше одной ночи.
- Поменьше думайте о Сократе, но главным образом – об истине.
- Мы должны Асклепию петуха. Так отдайте же, не забудьте. (Петуха приносили Асклепию, богу врачевания, выздоравливающие. Сократ считал, что смерть для его души – выздоровление и освобождение от земных невзгод.)
- Говорят, Еврипид дал ему [Сократу] сочинение Гераклита и спросил его мнение; он ответил: «Что я понял – прекрасно; чего я не понял, наверное, тоже».
- Часто он (Сократ) говаривал, глядя на множество рыночных товаров: «Сколько же есть вещей, без которых можно жить!»
- Удивительно: всякий человек без труда скажет, сколько у него овец, но не всякий сможет назвать, скольких он имеет друзей, – настолько они не в цене.
- (Красота –) недолговечное царство.
- [Сократ] говорил (...), что он знает только то, что ничего не знает.
- Человеку, который спросил, жениться ему или не жениться, он (Сократ) ответил: «Делай, что хочешь, – все равно раскаешься».
- (Сократ) говаривал, что сам он ест, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть.
- Когда он (Антисфен) стал выставлять напоказ дыру в своем плаще, то Сократ, заметив это, сказал: «Сквозь этот плащ я вижу твое тщеславие!»
- Когда ему (Сократу) сказали: «Афиняне осудили тебя на смерть», он ответил: «А природа осудила их самих».
- Сократу однажды пришлось увещевать (...) [Алкивиада], который робел и страшился выступать с речью перед народом. Чтобы ободрить и успокоить его, Сократ спросил: «Разве ты не презираешь вон того башмачника?» – и философ назвал его имя. Алкивиад ответил утвердительно; тогда Сократ продолжал: «Ну, а этого разносчика или мастера, шьющего платки?» Юноша подтвердил опять. «Так вот, – продолжал Сократ, – афинский народ состоит из подобных людей. Если ты презираешь каждого в отдельности, тебе следует презирать и всех купно».
- Видя, что правительство тридцати [тиранов] убивает самых славных граждан и преследует тех, кто обладает значительным богатством, Сократ (...) сказал: «(...) Никогда не было столь отважного и дерзкого трагического поэта, который вывел бы на сцену обреченный на смерть хор!»
- Когда в старости Сократ захворал и кто-то спросил его, как идут дела, философ ответил: «Прекрасно во всех смыслах: если мне удастся поправиться, я наживу больше завистников, а если умру – больше друзей».
- Нетрудно хвалить афинян среди афинян.
- Сократ, когда он уже был приговорен к смерти и заключен в темницу, услышав, как один музыкант распевал под аккомпанемент лиры стихи Стесихора, попросил того учить его, пока есть еще время; на вопрос певца, какая ему от этого польза, когда ему предстоит умереть послезавтра, Сократ ответил: «Чтобы уйти из жизни, зная еще чуть-чуть больше».
- Кто хочет – ищет способ, кто не хочет – ищет причину.
- Природа наделила нас двумя глазами, двумя ушами, но лишь одним языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили.
- Лучшая приправа к пище – голод.
- Каков человек, такова и его речь развернуть
СОКРАТ в фотографиях:
- АЛКИВИАД (460 до н.э. - 404 до н.э.)
- АММИАН Марцеллин (330 - 395)
- АНТИСФЕН из Афин (445 до н.э. - 370 до н.э.) (АНТИСФЕН - ученик СОКРАТА)
- АНТИФОНТ из Афин (480 до н.э. - 420 до н.э.)
- АПОЛЛОДОР Селевкийский (190 до н.э. - 120 до н.э.)
- АРЕТА Киренская (375 до н.э. - 325 до н.э.)
- АРИЙ (270 - 336)
- АРИСТАРХ Самосский (310 до н.э. - 230 до н.э.)
- АРИСТИПП Киренский (434 до н.э. - 351 до н.э.)
- АРИСТОН Кеосский (270 до н.э. - 200 до н.э.)
- АРИСТОТЕЛЬ (384 до н.э. - 322 до н.э.)
- АРИСТОФАН (драматург) (446 до н.э. - 386 до н.э.)
- АРКЕСИЛАЙ (315 до н.э. - 241 до н.э.)
- АРХЕЛАЙ (философ) (494 до н.э. - 423 до н.э.)
- АСПАСИЯ (470 до н.э. - 420 до н.э.)
- ГЕРАКЛИТ Эфесский (544 до н.э. - 483 до н.э.)
- ГЕРМЕСИАНАКТ из Колофона (357 до н.э. - 281 до н.э.)
- ДАВИД Жак Луи (1748 - 1825)
- ДЕМОКРИТ (460 до н.э. - 370 до н.э.)
- ДЕМОСФЕН (оратор) (384 до н.э. - 322 до н.э.)
- ДИКЕАРХ из Мессины (350 до н.э. - 290 до н.э.)
- ДИОГЕН из Эноанды (100 - 160)
- ДИОГЕН Лаэртий (357 до н.э. - 298 до н.э.)
- ЕВКЛИД из Мегары (435 до н.э. - 365 до н.э.)
- ЕВРИПИД (480 до н.э. - 406 до н.э.)
- ИСОКРАТ (436 до н.э. - 338 до н.э.)
- КЕБЕТ (450 до н.э. - 380 до н.э.)
- КОЛОТ Лампсакский (320 до н.э. - 268 до н.э.)
- КРИТИЙ (тиран философ) (460 до н.э. - 403 до н.э.)
- КРИТОН (450 до н.э. - 380 до н.э.)
- КСАНТИППА (460 до н.э. - 390 до н.э.)
- КСЕНОФОНТ (431 до н.э. - 357 до н.э.)
- ЛАХЕТ (470 до н.э. - 415 до н.э.)
- ЛИСИПП (390 до н.э. - 300 до н.э.)
- НУМЕНИЙ (145 - 200)
- ПАРМЕНИД (535 до н.э. - 445 до н.э.)
- ПАРРАСИЙ из Эфеса (454 до н.э. - 401 до н.э.)
- ПЛАТОН (философ) (427 до н.э. - 347 до н.э.) (СОКРАТ был учителем ПЛАТОНА)
- ПРОДИК Кеосский (465 до н.э. - 395 до н.э.)
- РОССЕЛЛИНИ Роберто (1906 - 1977)
- СИММИЙ из Фив (430 до н.э. - 365 до н.э.)
- СТАСИН (690 до н.э. - 620 до н.э.)
- ТЕЭТЕТ из Афин (417 до н.э. - 369 до н.э.)
- ФЕДОН Элидский (380 до н.э. - 300 до н.э.) (ФЕДОНА Элидского выкупили ученики СОКРАТА)
- ФЕДР (баснописец) (15 до н.э. - 70)
- ФЕОДОР из Кирены (математик) (430 до н.э. - 360 до н.э.)
- ФЕОДОР из Кирены (философ) (340 до н.э. - 250 до н.э.)
- ФИЛИПП Опунтский (375 до н.э. - 310 до н.э.)
- ФИЛОЛАЙ (490 до н.э. - 420 до н.э.)
- ФИЛОН из Лариссы (154 до н.э. - 83 до н.э.)
- ФРАСИМАХ (459 до н.э. - 400 до н.э.)
- ХАРМИД (445 до н.э. - 403 до н.э.)
- ЭСХИН из Сфетта (425 до н.э. - 350 до н.э.)
- Журнал Личности № 26 (2010)
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- Большая советская энциклопедия. 3-е издание
- http://old-greece.net
- http://ru.wikipedia.org
- Пол Рассел. "100 кратких жизнеописаний геев и лесбиянок". М.1994
- http://www.sunhome.ru
- http://www.newacropol.ru
- http://www.krugosvet.ru
- http://www.gumer.info
- http://freephilosophy.net
- http://www.philosophyday.ru