Досье личности

Ценность: 3,25 (16)

Симпатия: 3,25 (16)

дата обновления - 2018-02-20

просмотров - 7

ЭПИКУР

Имя латиницей: Epikuros

Пол: мужской

Дата рождения: 00.00.342 до н.э.

Место рождения: остров Самос, Греция

Дата смерти: 00.00.271 до н.э. Возраст (71)

Место смерти: Афины, Греция

Знак зодиака: Неизвестно

География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.

Ключевые слова: знание, ЛИЧНОСТИ журнал, наука, физик, философ.

Anno: -0306

ЭПИКУР

древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах («Сад Эпикура»), в котором развил Аристиппову этику наслаждений в сочетании с Демокритовым учением об атомах. От 300 произведений, которые, как предполагают, написал Эпикур, сохранились только фрагменты. Источниками знания об этом философе являются также работы Диогена Лаэртского (Лаэрция) и Лукреция Кара. Согласно Диогену Лаэртскому, вырос на острове Самос и с 14 (по другим сведениям, с 12) лет начал интересоваться философией. В 18 лет он приехал в Афины. Когда Пердикка (регент Македонии в 323-321 гг. до н. э.) после смерти Александра Македонского изгнал афинян с Самоса, Эпикур направился к своему отцу в Колофон (город в Ионии, Малая Азия), где прожил некоторое время и собрал вокруг себя учеников. В возрасте 32 лет он основал свою философскую школу, которая первоначально находилась в Митилене (на острове Лесбос) и Лампсаке (на азиатском берегу пролива Дарданеллы), а с 306 г. до н. э. – в Афинах. В этом городе Эпикур со своими учениками поселился в купленном им саду (отсюда наименование эпикурейцев: «философы Сада»). Над входом туда висело изречение: «Гость, тебе здесь будет хорошо. Здесь удовольствие – высшее благо». Философ скончался («от камня в почках», как пишет Диоген Лаэртский) в 271 или 270 г. до н. э.

Некоторые древние авторы упрекали Эпикура в плагиате. Например, Аристон в «Жизнеописании Эпикура» утверждает, что Эпикур списал свой «Канон» с «Треножника» Навсифана, а стоики заявляли, что Эпикур присвоил себе учение Демокрита об атомах и учение Аристиппа-киренаика о наслаждении как высшем благе. Сам же Эпикур, по некоторым свидетельствам, отзывался о названных и других философах довольно пренебрежительно, а то и презрительно. Свою теорию познания Эпикур именовал «каноникой», так как в ее основе лежало учение о критериях или канонах истины. Не соглашаясь с Платоном и Аристотелем, первичным и главным критерием истины он считал ощущения, в которых дается нам жизнь. Разум же Эпикур считал полностью зависимым от ощущений. Поскольку чувственное познание, согласно Эпикуру, непогрешимо, постольку ошибки в познании или заблуждения происходят из ошибочных суждений о том, что дано в ощущениях. В канонике Эпикура выделяют также вторичные критерии истины, такие как «предвосхищение» (пролепсис), «претерпевание» (патхэ) и «образный бросок мысли». «Предвосхищение» – это «памятование того, что часто являлось нам извне», «оттиск, предварением которого были ощущения» и чувственные восприятия. Предвосхищения –это понятия или общие представления, возникающие на основе чувственных восприятий из единичных представлений. «Претерпевание» – патхэ – это скорее критерий отношения к вещам, чем критерий истины. Претерпевание – основа для моральных оценок в соответствии с этическими принципами. Содержание же понятия «образный бросок мысли» определяется как интуиция или интеллектуальная интуиция. Согласно Эпикуру, «истинно только то, что доступно наблюдению или уловляется броском мысли», а «главным признаком совершенного и полного знания является умение быстро пользоваться бросками мысли» (епиболами).

Эпикур стремился дать в своем учении практическое руководство для жизни (этику); этому служила физика (натурфилософия), а последней – логика. Учение Эпикура о природе, по сути дела, демокритическое учение: бесконечно число и разнообразие спонтанно развивающихся миров, представляющих собой результат столкновения и разъединения атомов, помимо которых не существует ничего, кроме пустого пространства. В пространстве между этими мирами (в «междумириях»), бессмертные и счастливые, живут боги, не заботясь о мире и людях. Таким же образом возникают и исчезают живые существа, а также душа, которая состоит из тончайших, легчайших, наиболее круглых и подвижных атомов. Познание природы не есть самоцель, оно освобождает человека от страха суеверий и вообще религии, а также от боязни смерти. Это освобождение необходимо для счастья и блаженства человека, сущность которых составляет наслаждение, но это не простое чувственное наслаждение, а духовное, хотя вообще всякого рода наслаждения сами по себе не являются дурными. Однако духовное наслаждение более устойчиво, ибо оно не зависит от внешних помех. Благодаря разуму, дару богов, за который они не требуют никакой благодарности, стремления должны приводиться в согласие (симметрию), предполагающее наслаждение, причем одновременно достигается не нарушаемое неприятными переживаниями спокойствие, невозмутимость (атараксия), в которых и заключается истинное благочестие. Эпикур призывал человека соизмерять наслаждение, которое он получает, с возможными последствиями. «Смерть не имеет к нам никакого отношения, когда мы живы, смерти еще нет, когда она приходит, то нас уже нет», – утверждал философ. К общественности (особенно государству и культу) мудрец должен относиться дружественно, но сдержанно. Девиз Эпикура: «Живи уединенно!». Общество, по Эпикуру, возникло из договора между живущими уединенно и руководствующимися естественным правом людьми. Заключен он с целью непричинения друг другу вреда. При этом люди склонны забывать, что все законы и обычаи могут быть изменяемы, поскольку они должны служить взаимной пользе. Что касается человеческой речи, Эпикур указывал на связь развития речи с условиями среды проживания человека. В частности, полагал, что в различных географических местностях люди под воздействием одних и тех же вещей издавали различные звуки (за счет различного влияния среды на человеческие легкие). Таким образом, первые слова, произносимые людьми, были различными, а потому стали различными и языки.

Афоризмы (44)
Медиа (5)

ЭПИКУР в журнале «Личности»:

ЭПИКУР: ЛЕКАРСТВО ДЛЯ ИСЦЕЛЕНИЯ МИРА

Личности 18/2009
Гость, тебе здесь будет хорошо; здесь удовольствие высшее благо, гласила надпись у входа в тенистый сад. Войдя в ворота и примкнув к ученикам школы Эпикура, человек довольно скоро убеждался в том, что благо легко достижимо, зло легко переносимо, а причин для беспокойства попросту нет и не может быть У школьного учителя Неокла денег на педагога, то есть раба, который бы присматривал за его маленькими сыновьями и охранял их, не было. По той же причине нехватка денег жена Неокла Херестрата дома не сидела, а вынуждена была зарабатывать на хлеб своим умением… Читать далее

ЭПИКУР в фотографиях:

Связи (36)
Источники (10)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх