древнегреческий философ. Ученик школы киников, с 300 г. до н. э. – родоначальник философии стоической школы. Потомок выходцев из Финикии, сын купца он ок. 311 г. до н. э. с торговыми целями прибыл в Афины. Около Пирея его корабли потерпели крушение и он остался жить в Афинах. Слушал киника Кратета, академика Полемона, мегариков Стильпона и Диодора Крона; совокупность этих влияний (к которым следует присоединить ионийскую натурфилософию, учение сицилийских врачей-«пневматиков», а также перипатетическую физику и этику) во многом определила доктринальные особенности стоицизма. Около 300 г. до н. э. основал собственную школу, название которой («Стоя») происходит от афинского «Расписного Портика», где преподавал Зенон. Среди его 25 сочинений (сохранились только фрагменты) выделяются: «Государство», «Об учении», «О знаках», «О мироздании», «О сущности», «О природе», «О влечении, или о природе человека», «О жизни согласно природе», «О надлежащем», «О страстях», «О законе». Сформулировал основные принципы стоической философии: 1) космос – это одушевленный организм, разумный и чувственно воспринимаемый; 2) Зевс-Логос управляет космосом и отождествляется с природой; 3) пневма (огненное дыхание) обеспечивает единство мира и придает ему внутреннюю одухотворенность; 4) заимствованное у Гераклита положение циклическом возникновении и уничтожении миров. Цель жизни, согласно Зенону, состоит в достижении безразличия перед ударами судьбы, отрешенности от внешних обстоятельств и следовании разумной природе (Логосу). Идеальным обществом считал государство в котором не будет денег, судов, семьи и брака. Из утверждения о существовании единого космоса выводил мысль о равенстве всех людей по природе независимо от национальности, пола, социального происхождения. Хотя сохранившиеся материалы недостаточны для реконструкции учения философа в его полном виде, они свидетельствуют, что он наметил школьную догматику, как минимум, во всех основных частях (включая разработку базовой оригинальной терминологии) и позволяют выяснить специфику его позиции по отдельным вопросам. Предложенная им схема построения и изложения учения – логика-физика-этика (Клеанф и Хрисипп допускали иное расположение частей) – подчеркивала значение этики и стала, по-видимому, господствующим вариантом общешкольной нормы. Он разработал учение о «постигающем представлении» и ввел соответствующий термин, задав, таким образом, номиналистические (критика теории «идей») параметры стоической гносеологии; формальной логикой не занимался. В физике сформулировал учение о двух началах, о четырех элементах, о всеобщей телесности и пневме, о причиности и космических циклах, а также заложил основы космологии (мироздание – система концентрических сфер, окруженная огненным эфиром), телеологии, мантики и учения о судьбе. В душе выделял 8 частей (с «ведущей» в области сердца) и 4 «способности» (представление, влечение, согласие и разумность), но, в отличие от Хрисиппа, рассматривал влечения (включая их парарациональную этическую разновидность – «страсти») как эпифеномены суждений разума. В этике предложил объективные «природные» масштабы целеполагания и сформулировал «конечную цель» как «жизнь согласно с природой», а также наметил основные параметры аксиологии (учение о благе и «безразличном»). Вместе с тем, распространенное мнение, согласно которому учение о «первичной склонности» сформулировано и терминологически оформлено Зеноном, не находит убедительного подтверждения в сохранившихся фрагментах. Единая добродетель, понимаемая (в платоническом и перипатетическом духе) как знание вещей божественных и человеческих и как неизменно-совершенное состояние души, приобретает видовую специфику сообразно обстоятельствам своего применения; вероятно, уже он соединял добродетель и счастье аналитически (в духе школьной догмы «добродетели довольно для счастья»). Формальным завершением этики служит учение о мудреце – автаркичном субъекте, достигшем интеллектуально-нравственного совершенства в покорности «судьбе». Учение о «космополисе» (всемирном сообществе разумных существ), выражающее государственно-правовые идеалы стоицизма, было, вероятно, сформулировано в «Государстве» – одном из самых ранних сочинений Зенона, отмеченном сильным киническим влиянием. К числу его наиболее известных учеников принадлежали Аристон, Герилл, Дионисий, Персей, Сфер и Клеанф. Свою жизнь покончил самоубийством. Превосходные качества его характера заслужили ему особое уважение афинян и царя Антигона Гоната; награжденный при жизни золотым венцом и статуей, он после смерти удостоился почетного погребения в Керамике.
Досье личности
ЗЕНОН из Китиона
Другое имя: Зенон Китийский; Зенон-стоик
Имя латиницей: Zeno of Citium; Zenon von Kition
Пол: мужской
Дата рождения: приблизительно 00.00.336 до н.э.
Место рождения: Китион, остров Кипр, Древняя Греция
Дата смерти: приблизительно 00.00.264 до н.э. Возраст (72)
Место смерти: Афины, Древняя Греция
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Обезьяна
География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.
Ключевые слова: знание, наука, основатель, суицид, философ.
Anno: -0300
ЗЕНОН из Китиона
- Школьные учителя выживают из ума оттого, что вечно возятся с мальчиками.
- Однажды он (Зенон) порол раба за кражу. «Мне суждено было украсть!» – сказал ему раб. «И суждено было быть битым», – ответил Зенон.
- Обладает добродетелью лишь тот, кто постоянно ею пользуется.
- Все хорошие люди – друзья друг другу.
- Время – это расстояние движения.
- АНТИГОН II Гонат (319 до н.э. - 239 до н.э.)
- АНТИОХ из Аскалона (130 до н.э. - 68 до н.э.)
- АПОЛЛОДОР Селевкийский (190 до н.э. - 120 до н.э.)
- АРИЙ Дидим (70 до н.э. - 10)
- АРИСТОН Кеосский (270 до н.э. - 200 до н.э.) (ЗЕНОН из Китиона был учителем АРИСТОНА КЕОССКОГО)
- АРИСТОН Хиосский (285 до н.э. - 210 до н.э.)
- АРКЕСИЛАЙ (315 до н.э. - 241 до н.э.)
- АРХЕДЕМ из Тарса (175 до н.э. - 115 до н.э.)
- ГЕРАКЛИТ Эфесский (544 до н.э. - 483 до н.э.)
- ГИППОБОТ (250 до н.э. - 190 до н.э.)
- ДИОГЕН Вавилонский (240 до н.э. - 150 до н.э.)
- ДИОДОР Крон (320 до н.э. - 255 до н.э.)
- ЗЕНОН Сидонский (165 до н.э. - 90 до н.э.)
- КЛЕАНФ из Асса (331 до н.э. - 232 до н.э.) (ЗЕНОН из Китиона был учителем КЛЕАНФА из Асса)
- КРАТЕТ Афинский (философ) (315 до н.э. - 268 до н.э.)
- КРАТЕТ Фиванский (365 до н.э. - 285 до н.э.) (КРАТЕТ ФИВАНСКИЙ был учителем ЗЕНОНА из Китиона)
- ПОЛЕМОН (схоларх) (330 до н.э. - 270 до н.э.)
- СТИЛЬПОН из Мегары (370 до н.э. - 280 до н.э.)
- ФИЛОДЕМ из Гадары (110 до н.э. - 35 до н.э.)
- ХРЕМОНИД (280 до н.э. - 230 до н.э.)
- ХРИСИПП из Сол (280 до н.э. - 204 до н.э.)
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- И. Г. Колчинский и др. Астрономы. - Киев, Наукова думка, 1986
- http://ru.wikipedia.org
- http://platonanet.org.ua
- http://vestnik.osu.ru
- http://dic.academic.ru
- http://philosophers.narod.ru
- http://www.gumer.info
- http://www.piplz.ru