русский поэт. Один из крупнейших поэтов XX в. Помимо поэзии ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссер, киноактер, художник, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый Фронт»), «Новый ЛЕФ».
Родился в семье лесничего. В 1902 г. поступил в гимназию в Кутаиси. Участвовал в революционной демонстрации, читал агитационные брошюры. В феврале 1906 г. от заражения крови умер его отец. С тех пор юноша терпеть не мог булавок и заколок. В июле того же года вместе с мамой и сестрами переехал в Москву, где поступил в IV класс 5-й классической гимназии, где учился в одном классе с братом Б. Л. Пастернака Шурой. Семья жила в бедности. В марте 1908 г. был исключен из V класса из-за неуплаты за обучение. Первое «полустихотворение» напечатал в нелегальном журнале «Порыв». В Москве познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксистской литературой, в 1908 г. вступил в РСДРП. Был пропагандистом в торгово-промышленном подрайоне, в 1908-1909 гг. трижды арестовывался.
В тюрьме в 1909 г. снова стал писать стихи, но был недоволен написанным. После освобождения он вышел из партии. В 1911 г. подруга поэта богемная художница Е. Ланг вдохновила поэта на занятия живописью. Обучался в подготовительном классе Строгановского училища, в студиях художников С. Ю. Жуковского и П. И. Келина. В 1911 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества – единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадежности. Познакомившись с Д. Бурлюком, основателем футуристической группы «Гилея», вошел в поэтический круг и примкнул к кубофутуристам. Первое опубликованное стихотворение называлось «Ночь» (1912), оно вошло в футуристический сборник «Пощечина общественному вкусу». 30 ноября 1912 г. состоялось первое публичное выступление в артистическом подвале «Бродячая собака».
В 1913 г. вышел первый сборник поэта «Я». Он был написан от руки, снабжен рисунками В. Чекрыгина и Л. Жегина и размножен литографическим способом в количестве 300 экземпляров. В качестве первого раздела этот сборник вошел в книгу стихов поэта «Простое как мычание» (1916). Также его стихи появлялись на страницах футуристских альманахов «Молоко кобылиц», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас», начали печататься в периодических изданиях. В этом же году поэт обратился к драматургии. Была написана и поставлена программная трагедия «Владимир Маяковский». Декорации для нее писали художники из «Союза молодежи» П. Н. Филонов и И. С. Школьник, а сам автор выступил режиссером и исполнителем главной роли. В феврале 1914 г. он и Бурлюк были исключены из училища за публичные выступления. В 1914-1915 гг. работал над поэмой «Облако в штанах». В августе решил записаться в добровольцы, но ему не позволили, объяснив это политической неблагонадежностью. 29 марта 1914 г. вместе с Бурлюком и Каменским прибыл с гастролями в Баку. Вечером того же дня в театре братьев Маиловых читал доклад о футуризме, иллюстрируя его стихами. В июле 1915 г. познакомился с Лилей и Осипом Бриками. В 1915-1917 гг. по протекции М. Горького проходил военную службу в Петрограде в Учебной автомобильной школе. В 1916 г. вышел первый большой сборник «Простое как мычание». 1917 г. – «Революция. Поэтохроника». 3 марта 1917 г. возглавил отряд из 7 солдат, который арестовал командира Учебной автомобильной школы генерала П. И. Секретева. В течение лета 1917 г. энергично хлопотал о признании его негодным к военной службе и осенью был освобожден от нее. В 1918 г. снимался в трех фильмах по собственным сценариям. В августе 1917 г. задумал написать «Мистерию Буфф», которая была закончена 25 октября 1918 г. и поставлена к годовщине революции.
17 декабря 1918 г. впервые прочел со сцены Матросского театра стихи «Левый марш». В марте 1919 г. переехал в Москву, начал активно сотрудничать в РОСТА (1919-1921), оформлял (как поэт и как художник) для РОСТА агитационно-сатирические плакаты. В 1919 г. вышло первое собрание сочинений поэта – «Все сочиненное Владимиром Маяковским. 1909-1919». В 1918-1919 гг. выступал в газете «Искусство коммуны». Пропаганда мировой революции и революции духа. В 1920 г. закончил писать поэму «150 000 000», в которой отражена тема мировой революции. В 1918 г. организовал группу «Комфут», в 1922 г. – издательство МАФ, в котором вышло несколько его книг. В 1923 г. организовал группу ЛЕФ, толстый журнал «ЛЕФ». В 1922-1923 гг. в ряде произведений продолжал настаивать на необходимости мировой революции и революции духа – «IV интернационал», «Пятый интернационал», «Моя речь на генуэзской конференции» и др. В 1922-1924 гг. совершил несколько поездок за границу – Латвия, Франция, Германия; писал очерки и стихи о европейских впечатлениях. В 1925 г. состоялось самое длительное его путешествие: поездка по США, Кубе, Мексике. В 1925-1928 гг. много ездил по СССР. В 1922-1926 гг. активно сотрудничал с «Известиями», в 1926-1929 гг. – с «Комсомольской правдой». Стоял у истоков советской рекламы. За рекламную и агитационную деятельность поэт подвергался критике со стороны Б. Пастернака, В. Катаева и М. Светлова.