российский поэт, литературный и художественный критик, переводчик. Окончил Киевский кадетский корпус, затем – Николаевское военно-инженерное училище в Москве (1905). Служил в инженерных войсках в Киеве (1906-1908). В связи с причастностью к солдатскому бунту был переведен в Тобольскую губернию. По возвращении в Киев сблизился с литературно-художественными кругами и посещавшими город столичными литераторами. Был шафером на свадьбе Н. С. Гумилева и А. А. Ахматовой. Во время Первой мировой войны служил в действующей армии. Накануне Февральской революции служил в инженерном управлении Румынского фронта. Осенью 1917 г. был арестован румынскими властями. Провел четыре месяца в тюрьме, подвергался пыткам. Освобожден после Октябрьской революции в обмен на румынских офицеров. Занимал высокие посты в Красной армии; председатель ВЧК по борьбе с дезертирством. В 1918 г. вошел в состав Совета Литературного отдела Наркомпроса. С начала 1920-х гг. – ближайший сподвижник Вс. Э. Мейерхольда, первый ректор Высших Театральных мастерских, один из авторов (вместе с Мейерхольдом и В. М. Бебутовым) знаменитой таблицы «Амплуа актера» (1922), переводчик «Великодушного рогоносца» (23 апреля 1922). Автор первого биографического очерка о С. М. Эйзенштейне. Был женат на поэтессе и переводчице, участнице группы «ничевоков», Сусанне Мар.
Под влиянием Лотреамона, других французских поэтов и французских художников увлекся радикальным новаторством и пропагандировал его в статьях «Врубель, Врубель и без конца Врубель» (1912), «К вопросу о современном состоянии русской живописи» (1913). Участвовал в диспутах о новом искусстве вместе с Д. Д. Бурлюком, В. В. Маяковским, А. В. Лентуловым и др. В 1915 г. стал идеологом «западнической» ориентации в московской футуристической группе «Центрифуга». Под маркой «Центрифуги» выпустил сборник стихов «Неуважительные отношения», иллюстрированный офортами А. А. Экстер (1916). В начале 1917 г. издал книгу «Пикассо и окрестности», в которой изложил свои эстетические взгляды. Это первая в мире монография о П. Пикассо. На сюжет «Медеи» Еврипида написал стихотворную драму «Коринфяне» (1918). После революции входил в литературную группу конструктивистов. Опубликовал сборник стихов «Серенада» (1920). Подготовил к изданию сборник «Эйфелия. Тридцать од» (оформление Л. С. Поповой, 1922). С конца 1920-х гг. занимался преимущественно шекспироведением. Независимо от Ф. де Соссюра открыл принцип анаграмм в поэзии. Выпустил под названием «Елисаветинцы» книгу переводов пьес Дж. Форда, Дж. Вебстера, С. Тернера, с дополнением «трагической истории» Ф. де Россе (1916). Подготовил к изданию «Драматические произведения» Б. Джонсона и второй том переводов английских драматургов «Елизаветинцы».