российский режиссер, теоретик театра. Сын оперного певца Ф. П. Комиссаржевского, брат В. Ф. Комиссаржевской. Получил архитектурное образование. С 1906 г. заведующий постановочной частью, затем режиссер в Театре Комиссаржевской. Поставил: «Бесовское действо» А. М. Ремизова (1907), «Черные маски» Л. Н. Андреева (1908, с А. П. Зоновым), «Праматерь» Ф. Грильпарцера (1909, с А. Н. Бенуа), «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони (1909) и др. В режиссерских работах этого периода ощущалось его стремление сохранить верность первоначальным декларациям символизма и, несмотря на полемику с В. Э. Мейерхольдом, зависимость от эстетики его спектаклей. В 1910 г. переехал в Москву. Работал в Театре К. Н. Немобина, Малом театре. Создал школу-студию, на основе которой в 1914 г. организовал Театр им. Комиссаржевской. Публиковал статьи по вопросам театра в журналах «Студия», «Маски» и др., серьезно изучал современную философию и психологию; большое воздействие на него оказал интуитивизм А. Бергсона. Ставя на первое место в театре актера, пытался включить в свои театральные построения теорию К. С. Станиславского, в которой для него были особенно важны проблемы актерского перевоплощения. Его театральные опыты осуществлялись в двух направлениях. Стилизаторские, традиционалистские тенденции находили отражение в комедийном репертуаре: «Мещанин во дворянстве» Мольера (1911), «Принцесса Турандот» К. Гоцци (1912) – в Театре Незлобина; «Лекарь поневоле» Мольера (1913) в Малом театре. Здесь преобладала зрелищность, празднично-игровое начало. Спектакли, главной целью которых было раскрытие философского смысла пьесы, ставил и на профессиональной сцене, и со студийцами. Аскетизм выразительных средств, внутренняя сосредоточенность и эмоциональная приподнятость актерского существования, подчиненность единому ритму, цветовая и световая партитура, направленные на создание определенной атмосферы, призваны были раскрывать «вечное во временном». Лучшие спектакли этого направления – «Фауст» (1-ая часть) И. В. Гете (1912), «Идиот» по Ф. М. Достоевскому (1913) – в Театре Незлобина; «Скверный анекдот» по Достоевскому (1915) – в Театре им. Комиссаржевской. В Театре Незлобина поставил также спектакли: «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Н. Островского (1910), «Красный кабачок» и «Псиша» Ю. Д. Беляева (1911) и др., в Театре им. Комиссаржевской – «Дмитрий Донской» В. А. Озерова (1914, с В. Г. Сахновским), «Гимн Рождеству» по Ч. Диккенсу (1914), «Каждый человек» (моралите XV в.), «Ночные пляски» Ф. К. Сологуба (с Зоновым), «Выбор невесты» Э. Т. А. Гофмана (с Сахновским) и «Проклятый принц» Ремизова (с Зоновым; все четыре - 1915), «Майская ночь» по Н. В. Гоголю (с Зоновым), «Электра» Г. Гофмансталя (оба – 1916), «Лизистрата» Аристофана, «Пан» Ван Лерберга (с Сахновским; оба – 1917). Много работал и как оперный режиссер – в Театре Зимина, в Большом театре и др. В 1918-1919 гг. возглавил театр-студию ХПСРО. Поставил: «Женитьба Фигаро» П. Бомарше, «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха, «Похищение из сераля» В. А. Моцарта (с В. М. Бебутовым). Лучший спектакль – «Буря» У. Шекспира (с Бебутовым) в конструктивистском оформлении самих постановщиков. В 1919 г. уехал из России, жил в Великобритании, поставил ряд спектаклей по пьесам русских драматургов. Его чеховские постановки – «Иванов» (1925), «Дядя Ваня», «Три сестры» (обе – 1926), «Чайка» (1936) – обогатили английский театр новым представлением об этом драматурге. В 1930-е гг. ставил Шекспира в Мемориальном Шекспировском театре в Стратфорде-на-Эйвоне; лучший спектакль, продолжавший линию философского театра – «Король Лир» (1936). В 1939 г. переехал в США. Часто выступал как художник в своих спектаклях, серьезно занимался историей костюма. Книги: «Театральные прелюдии» (1916), «Творчество актера и теория Станиславского» (1916) и др.
Досье личности
КОМИССАРЖЕВСКИЙ Федор Федорович
Имя латиницей: Komissarzhevskij Fedor Fedorovich
Пол: мужской
Дата рождения: 04.06.1882
Место рождения: Венеция, Италия
Дата смерти: 16.04.1954 Возраст (71)
Место смерти: Дарьей, штат Коннектикут, США
Знак зодиака: Близнецы
По восточному: Лошадь
География: АНГЛИЯ, РОССИЯ, США.
Ключевые слова: искусство, педагог, режиссер, театр.
Anno: 1910
Федор Федорович КОМИССАРЖЕВСКИЙ
- АНДРЕЕВ Леонид Николаевич (1871 - 1919)
- АННЕНКОВ Юрий Павлович (1890 - 1974)
- АРИСТОФАН (драматург) (446 до н.э. - 386 до н.э.)
- БЕБУТОВ Валерий Михайлович (1885 - 1961)
- БЕЛЯЕВ Юрий Дмитриевич (1876 - 1917)
- БЕНУА Александр Николаевич (1870 - 1960)
- БЕРГСОН Анри (1859 - 1941)
- БОМАРШЕ Пьер Огюстен де (1732 - 1799)
- ВАН ЛЕРБЕРГ Шарль (1861 - 1907)
- ГЕТЕ Иоганн Вольфганг (1749 - 1832) (Федор КОМИССАРЖЕВСКИЙ ставил спектакли по произведениям Иоганна ГЕТЕ)
- ГИЛГУД Джон Артур (1904 - 2000) (КОМИССАРЖЕВСКИЙ Ф. Ф. оказал влияние на становление творчества ГИЛГУДА Джона)
- ГОЛЬДОНИ Карло (1707 - 1793)
- ГОФМАН Эрнст Теодор Амадей (1776 - 1822)
- ГОЦЦИ Карло (1720 - 1806)
- ГРИЛЬПАРЦЕР Франц (1791 - 1872)
- ДИККЕНС Чарлз (1812 - 1870)
- ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович (1821 - 1881) (Федор КОМИССАРЖЕВСКИЙ ставил спектакли по произведениям Федора ДОСТОЕВСКОГО)
- ЕВРЕИНОВ Николай Николаевич (1879 - 1953)
- ЗОНОВ Аркадий Павлович (1880 - 1922)
- ИЛЬИНСКИЙ Игорь Владимирович (1901 - 1987)
- КОМИССАРЖЕВСКАЯ Вера Федоровна (1864 - 1910)
- КОМИССАРЖЕВСКИЙ Федор Петрович (1838 - 1905) (Ф. Ф. КОМИССАРЖЕВСКИЙ - сын КОМИССАРЖЕВСКОГО Ф. П.)
- КТОРОВ Анатолий Петрович (1898 - 1980) (КТОРОВ А. П. был учеником КОМИССАРЖЕВСКОГО Ф. Ф.)
- МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич (1874 - 1940)
- МОЛЬЕР (1622 - 1673)
- МОЦАРТ Вольфганг Амадей (1756 - 1791)
- НЕЩАДИМЕНКО Харитина Петровна (1890 - 1926)
- ОЗЕРОВ Владислав Александрович (1769 - 1816)
- ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич (1823 - 1886)
- ОФФЕНБАХ Жак (1819 - 1880)
- РЕМИЗОВ Алексей Михайлович (1877 - 1957)
- САХНОВСКИЙ Василий Григорьевич (1886 - 1945)
- СОЛОГУБ Федор Кузьмич (1863 - 1927)
- СТАНИСЛАВСКИЙ Константин Сергеевич (1863 - 1938)
- ФЕДОТОВ Иван Сергеевич (1881 - 1951)
- ЧЕХОВ Антон Павлович (1860 - 1904) (Федор КОМИССАРЖЕВСКИЙ ставил спектакли по произведениям Антона ЧЕХОВА)
- ШЕКСПИР Уильям (1564 - 1616) (Федор КОМИССАРЖЕВСКИЙ ставил спектакли по произведениям Уильяма ШЕКСПИРА)
- ЭШКРОФТ Пегги (1907 - 1991)
- ЮРЕНЕВА Вера Леонидовна (1876 - 1962)
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.krugosvet.ru
- http://aleho.narod.ru
- ПОДДУБНЫЙ Иван Максимович
- БАЖОВ Павел Петрович
- ШВЕЙЦЕР Михаил Абрамович
- ЛОНГИНОВ Виталий Витальевич
- СОФИЯ Палеолог
- НЕИЗВЕСТНЫЙ Эрнст Иосифович
- ЛАРИОНОВ Всеволод Дмитриевич
- ГИЛЯРОВСКИЙ Владимир Алексеевич
- АРСЕНЬЕВ Владимир Клавдиевич
- БЕКЕТОВ Алексей Николаевич
- ХВОРОСТОВСКИЙ Дмитрий Александрович
- ИЛЬФ Илья
- НИКИТИН Афанасий
- КАРАЗИН Василий Назарович
- СТЕПАНОВ Юрий Константинович
- ДАЛЬ Владимир Иванович
- ПАСТУХОВ Борис Николаевич
- ШТЕЙНБЕРГ Аркадий Акимович
- ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович
- ДОГИЛЕВА Татьяна Анатольевна
- ЗАМЯТИН Евгений Иванович
- ГЕРМАН Юрий Павлович
- ГЕЛЬФАНД Израиль Моисеевич
- КОНЕНКОВ Сергей Тимофеевич
- ЗАХАРОВ Сергей Георгиевич
- БАЖЕНОВ Василий Иванович
- ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович
- ШАВЫРИН Борис Иванович
- КОМИССАРЖЕВСКИЙ Федор Федорович
- ВЕРТОВ Дзига
- ЛАНОВОЙ Василий Семенович
- КЕОСАЯН Эдмонд Гарегинович
- НОЖКИН Михаил Иванович
- ГРЕБНЕВ Наум Исаевич
- СЕСЛАВИНСКИЙ Михаил Вадимович
- СЕВЕРИН Денис Николаевич
- ТЫНЯНОВ Юрий Николаевич
- ВОЛКОВ Вениамин Васильевич
- НАЛИМОВ Василий Васильевич
- САРКИСЯН Эмма Тиграновна
- ОВНАТАНЯН Агафон
- БАХТИН Михаил Михайлович
- ГОМИАШВИЛИ Арчил Михайлович
- СЕВАСТЬЯНОВ Виталий Иванович
- БОНДАРЧУК Сергей Федорович
- ЕРОШЕНКО Василий Яковлевич
- ТАБАКОВ Олег Павлович
- АСМУС Валентин Фердинандович
- КОРНИЛОВ Лавр Георгиевич
- ПИЛСУДСКИЙ Юзеф
- ФЕДОРОВ Николай Федорович
- ИВАНОВ Александр Андреевич
- МАКАРЕВИЧ Андрей Вадимович
- МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич
- НИЩИНСКИЙ Петр Иванович
- ШАДР Иван Дмитриевич
- ЧИСТЯКОВ Павел Петрович
- ВЕНЕВИТИНОВ Дмитрий Владимирович
- ВОДЯНОЙ Михаил Григорьевич
- АСЕЕВ Николай Николаевич
- ОСТВАЛЬД Вильгельм Фридрих
- ГЕРАСИМОВ Михаил Михайлович
- ВЕРТИНСКАЯ Анастасия Александровна
- ХАЛАТОВ Арташес Багратович