русский архитектор, рисовальщик, теоретик архитектуры и педагог; представитель классицизма. Учился в Москве у Д. В. Ухтомского (1753-1755) и в Московском университете (1755); в Петербурге – у С. И. Чевакинского (с 1756), в АХ (1758-1760) у А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен-Деламота; как пенсионер Петербургской АХ в Школе изящных искусств в Париже (1760-1762) у Ш. де Вайи. В 1762-1764 гг. посетил Италию, где был избран профессором Академии св. Луки в Риме и членом АХ в Болонье и Флоренции. С 1765 г. – академик, в 1799 г. – вице-президент Петербургской АХ. Был новатором в архитектуре: мыслил архитектурное сооружение в его связи с окружающим ландшафтом и городской средой. Создал проект реконструкции Московского Кремля и сооружения на его территории грандиозного дворца (1767-1775). По проекту Кремль превращался в огромный государственный и общественный центр, с главной овальной площадью, к которой сходились основные улицы города. Замысел остался проектом, который ныне известен по чертежам и двум моделям. Свои лучшие градостроительные идеи он воплотил в доме Пашкова (ныне Российская государственная библиотека – РГБ), где он переработал традиционную застройку усадьбы, поставив в один ряд центральное здание, увенчанное бельведером, и связанные с ним флигели, что придало застройке организующий городское пространство характер. В его творчестве было представлено псевдоготическое направление. Его крупнейшим произведением была подмосковная императорская усадьба Царицыно (1775-1785). Это строительство не было закончено. В 1782-1789 гг. он построил усадебную церковь в с. Быково под Москвой, которую отличали монументальность, изящество и рафинированные детали фасада. С 1792 г. жил в Петербурге, участвовал в постройках Гатчины и Павловска, проектировал Михайловский замок (1792-1796). В 1796 г. после прихода к власти Павла I стал действительным статским советником, а незадолго до смерти в 1799 г. – вице-президентом Академии художеств.
Досье личности
БАЖЕНОВ Василий Иванович
Имя латиницей: Bazhenov Vasilij Ivanovich
Пол: мужской
Дата рождения: 12.03.1737
Место рождения: село Дольское, около Малоярославца, Россия
Дата смерти: 13.08.1799 Возраст (62)
Место смерти: Петербург, Россия
Знак зодиака: Рыбы
По восточному: Змея
География: РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ.
Ключевые слова: академик, архитектор, искусство, ЛИЧНОСТИ журнал, масон, педагог.
Anno: 1767
Василий Иванович БАЖЕНОВ
- БРЕННА Викентий Францевич (1745 - 1820)
- ВАЛЛЕН-ДЕЛАМОТ Жан Батист Мишель (1729 - 1800) (БАЖЕНОВ В. И. был учеником ВАЛЛЕН-ДЕЛАМОТА Жана)
- КАЗАКОВ Матвей Федорович (1738 - 1812)
- КОКОРИНОВ Александр Филиппович (1726 - 1772) (БАЖЕНОВ В. И. был учеником КОКОРИНОВА А. Ф.)
- ЛЕГРАН Николай Николаевич (1741 - 1791)
- ПАВЕЛ I (российский император) (1754 - 1801)
- СУФЛО Жак Жермен (1713 - 1780)
- УХТОМСКИЙ Дмитрий Васильевич (1719 - 1774) (БАЖЕНОВ В. И. был учеником УХТОМСКОГО Д. В.)
- ЧЕВАКИНСКИЙ Савва Иванович (1713 - 1780) (БАЖЕНОВ В. И. был учеником ЧЕВАКИНСКОГО В. И.)
- ЖУРНАЛ «ЛИЧНОСТИ» №38 (2011)
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- Большая советская энциклопедия. 3-е издание
- ru.wikipedia.org
- arx.novosibdom.ru
- nplit.ru
- secrethistory.su
- www.aif.ru
- hrono.ru
19.02.2011 Ю.А.Белецкий
Василий Иванович Баженов (1 (12) марта 1737 или 1738, Москва, по другим сведениям село Дольское близ Малоярославца — 2 (13) августа 1739, Санкт-Петербург) — российский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог; представитель классицизма. Сын дьячка одной из придворных кремлевских церквей. Обнаружил природный талант к искусству ещё в детстве, срисовывая всякого рода здания в древней столице. Эта страсть к рисованию обратила на Баженова внимание архитектора Димитрия Ухтомского, принявшего его в свою школу. Из школы Ухтомского Баженов перешёл в Академию художеств. Здесь он показал свои способности к архитектуре в такой степени, что преподаватель архитектуры С. И. Чевакинский сделал талантливого молодого человека своим помощником при постройке Никольского морского собора. В сентябре 1759 года Баженов был направлен для развития своего таланта в Париж, став первым пенсионером Академии художеств, отправленным за границу. Поступив в ученики к профессору Дювалю, Баженов занялся изготовлением моделей архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил несколько моделей знаменитых зданий. В Париже он сделал, со строгой пропорциональностью частей, модель Луврской галереи, а в Риме — модель Cобора св. Петра. Творческая деятельность По возвращении в Россию, живя в Москве, Баженов составил полный перевод всех 10-ти книг архитектуры Витрувия, напечатанный в 1790—1797 гг. в Петербурге, в типографии Императорской Академии Художеств. Основательно знакомый со своим искусством теоретически, Баженов был одним из лучших практиков-строителей своего времени, отличаясь столько же искусством планировки, сколько и изяществом формы проектируемых зданий, что показал при самом возвращении своем в отечество, к торжеству «инаугурации» здания Академии художеств (29 июня 1765 г.). Ему принадлежала декорация главного фасада здания с Невы. Проект здания нынешнего дворца в Екатерингофском парке, с оранжереями, зверинцем, каруселями и прочими затеями роскоши того времени, сочинен был Баженовым по академической программе, на степень профессора. Выполнение признано было советом Академии вполне достойным, но автор проекта оставлен в звании академика, которое получено им три года раньше, в бытность за границей. Эта несправедливость заставила Баженова взять увольнение от академической службы, и князь Г. Г. Орлов определил его в свое артиллерийское ведомство главным архитектором, с чином капитана. В этой должности Баженов построил в Петербурге здание арсенала на Литейной ул. (теперь здание судебных учреждений), и в Москве, в Кремле, здание арсенала и сената по Знаменке, дом Пашкова (Московский румянцевский музей), а в окрестностях столицы — дворцовый комплекс в Царицыне и Петровский дворец, строенный Казаковым, — его помощником. В Кремле, вместо стен, служащих оградой святынь и дворцов, Баженов проектировал сплошной ряд зданий, которым была сделана торжественная закладка, по воле Екатерины II, на самом деле, однако, и не думавшей осуществлять затею искусного зодчего. Императрице в конце Турецкой войны нужно было дать пищу для толков о затрате десятка миллионов на грандиозный дворец, и художнику дана тема, которая на модели была им разработана с большим талантом. Эффект получился надлежащий, но сооружение отложено и потом оставлено совсем. Такая же судьба постигла Царицынский ансамбль Баженова. Екатерина, летом 1785 года, приехала на три дня в древнюю столицу, посетила работы по сооружению дворца в Царицыне и, найдя его мрачным, повелела перестроить дворцы. Архитектор от осуществления проекта был отстранён. Баженов не получил другого назначения, и, оставшись без всяких средств к существованию, открыл художественное заведение и занялся частными постройками. Перемена в его служебной карьере и немилость Екатерины объясняется его сношениями с кружком Новикова, который поручил ему доложить наследнику цесаревичу o выборе его московскими масонами в верховные мастера. В этих сношениях с цесаревичем Екатерина подозревала политические цели, и гнев её на Баженова обрушился раньше, чем на других, но дальше исключения из службы дело не пошло, а в 1792 г. он был принят вновь на службу по адмиралтейств-коллегии и перенёс свою деятельность в Петербург. Баженов строил на Каменном острове дворец и церковь наследнику и проектировал разные специальные постройки для флота в Кронштадте. По вступлении на престол, Павел I назначил его вице-президентом Академии художеств и поручил ему составить проект Михайловского замка, приготовить собрание чертежей русских зданий для исторического исследования отечественной архитектуры и, наконец, представить объяснение по вопросу: что следовало бы сделать, чтобы сообщить надлежащий ход развитию талантов русских художников в Академии художеств. Баженов с жаром принялся выполнять милостивые поручения монарха, покровителя отечественного искусства, и многое бы, без сомнения, мог сделать, если бы смерть совершенно неожиданно не пресекла его жизнь. Память * Улица Баженова (Липецк)- ПОДДУБНЫЙ Иван Максимович
- БАЖОВ Павел Петрович
- ШВЕЙЦЕР Михаил Абрамович
- ЛОНГИНОВ Виталий Витальевич
- СОФИЯ Палеолог
- НЕИЗВЕСТНЫЙ Эрнст Иосифович
- ЛАРИОНОВ Всеволод Дмитриевич
- ГИЛЯРОВСКИЙ Владимир Алексеевич
- АРСЕНЬЕВ Владимир Клавдиевич
- БЕКЕТОВ Алексей Николаевич
- ХВОРОСТОВСКИЙ Дмитрий Александрович
- ИЛЬФ Илья
- НИКИТИН Афанасий
- КАРАЗИН Василий Назарович
- СТЕПАНОВ Юрий Константинович
- ДАЛЬ Владимир Иванович
- ПАСТУХОВ Борис Николаевич
- ШТЕЙНБЕРГ Аркадий Акимович
- ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович
- ДОГИЛЕВА Татьяна Анатольевна
- ЗАМЯТИН Евгений Иванович
- ГЕРМАН Юрий Павлович
- ГЕЛЬФАНД Израиль Моисеевич
- КОНЕНКОВ Сергей Тимофеевич
- ЗАХАРОВ Сергей Георгиевич
- БАЖЕНОВ Василий Иванович
- ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович
- ШАВЫРИН Борис Иванович
- КОМИССАРЖЕВСКИЙ Федор Федорович
- ВЕРТОВ Дзига
- ЛАНОВОЙ Василий Семенович
- КЕОСАЯН Эдмонд Гарегинович
- НОЖКИН Михаил Иванович
- ГРЕБНЕВ Наум Исаевич
- СЕСЛАВИНСКИЙ Михаил Вадимович
- СЕВЕРИН Денис Николаевич
- ТЫНЯНОВ Юрий Николаевич
- ВОЛКОВ Вениамин Васильевич
- НАЛИМОВ Василий Васильевич
- САРКИСЯН Эмма Тиграновна
- ОВНАТАНЯН Агафон
- БАХТИН Михаил Михайлович
- ГОМИАШВИЛИ Арчил Михайлович
- СЕВАСТЬЯНОВ Виталий Иванович
- БОНДАРЧУК Сергей Федорович
- ЕРОШЕНКО Василий Яковлевич
- ТАБАКОВ Олег Павлович
- АСМУС Валентин Фердинандович
- КОРНИЛОВ Лавр Георгиевич
- ПИЛСУДСКИЙ Юзеф
- ФЕДОРОВ Николай Федорович
- ИВАНОВ Александр Андреевич
- МАКАРЕВИЧ Андрей Вадимович
- МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич
- НИЩИНСКИЙ Петр Иванович
- ШАДР Иван Дмитриевич
- ЧИСТЯКОВ Павел Петрович
- ВЕНЕВИТИНОВ Дмитрий Владимирович
- ВОДЯНОЙ Михаил Григорьевич
- АСЕЕВ Николай Николаевич
- ОСТВАЛЬД Вильгельм Фридрих
- ГЕРАСИМОВ Михаил Михайлович
- ВЕРТИНСКАЯ Анастасия Александровна
- ХАЛАТОВ Арташес Багратович