немецкий писатель и поэт, основоположник немецкой литературы Нового времени, мыслитель и естествоиспытатель, иностранный почетный член Петербургской АН (1826). Родился в семье имперского советника и дочери франкфуртского старейшины. Узкий семейный круг и домашнее воспитание – отец сам занимался образованием Иоганна и его сестры – сосредотачивали поэта на самом себе и рано подтолкнули к творчеству. В возрасте шестнадцати лет переезжает в Лейпциг, где в университете изучает право, хотя вскоре из-за болезни вынужден возвратиться во Франкфурт. В это период увлекается оккультной философией, астрологией, изучает средневековые алхимические трактаты. В 1769 г. выходит первый печатный сборник его стихов «Новые песни». В начале 1770 г. начинающий поэт отправляется в Страсбург, где посещает лекции по химии, медицине, филологии. В Страсбурге происходит его знакомство с Фредерикой Брийон, дочерью пастора в Зазенгейме. Письма в стихах, т. н. «Зазенгеймские песни», адресованные возлюбленной были опубликованы в 1775 г. В сентябре 1770 г. в Страсбург приезжает философ и критик И. Г. фон Гердер, который пробуждает в Гете интерес к готической архитектуре и к народной поэзии. У философа начинающий поэт перенимает критическое отношение к господствовавшему в то время на немецкой сцене французскому театру. Опираясь на шекспировскую драматическую традицию в 1771 г. Гете создает первую пьесу «Гец фон Берлихинген» (поставлена в 1774). Гец фон Берлихинген – реальный исторический персонаж, которым писатель заинтересовался во время работы над своей диссертацией по вопросам истории государственного права XV и XVI вв. Берлихинген, воевавший на стороне крестьян во время Великой крестьянской войны (1524-1526), воплощает собой идеальный тип «благородного немца», героя-патриота, мудрого, искреннего, мужественного, одержимого жаждой свободы. Гец, каким его изобразил поэт, был воспринят современниками как образец для подражания, а сама пьеса стала своего рода манифестом «бури и натиска», политически ангажированного движения молодых литераторов, сформировавшегося вокруг Гердера и И. Г. Мерка. Совместно с другими участниками движения, Гете принимает участие в написании памфлета «О немецком духе и искусстве» (1773), программном документе движения. В мае 1772 г. он отправляется на юридическую практику в город Вецлар, где он намеревался изучать деятельность высшего апелляционного суда Священной Римской империи. В Вецларе знакомится с невестой секретаря ганноверского посольства И. К. Кестнера Шарлоттой Буфф, в которую страстно влюбляется. После безнадежных любовных терзаний он принимает решение покинуть город. Вскоре Гете из письма к нему Кестнера узнает, что застрелился секретарь брауншвейгского посольства Ф. Иерузалем, который был влюблен в жену своего друга. На Гете это известие произвело сильное впечатление и он много времени размышляет о самоубийстве. Вскоре, однако, он переживает новое увлечение – замужняя женщина Максимилиана Брентано, дочь его знакомой. Под влиянием этих переживаний, весной 1774 г., пишет «Страдания юного Вертера», первое значительное произведение новой немецкой литературы. В первом романе Гете бытие «внутреннего человека», его духовное развитие, трагедия его любви и смерти, разворачиваются на фоне повседневной жизни провинциального городка. Любовь простого человека получает в романе религиозное значение, помогает ему осознать свою индивидуальность, обрести внутреннюю свободу. Но осознание ограниченности человека приводит Вертера к самоубийству: в смерти преодолевается ограниченность любви в физическом мире. Опубликованный в 1774 г. «Вертер» имел феноменальный успех в Германии и за ее пределами. Летом 1775 г. Гете знакомится с наследным принцем, герцогом Саксонии-Веймара Карлом Августом. В ноябре того же года он переезжает в Веймар, где почти безвыездно проведет вторую половину своей жизни. Первые десять лет пребывания в Веймаре принимает активное участие в политической жизни герцогства, он управляет военной коллегией, руководит дорожным строительством. К этому времени относится его работа над драмами «Эгмонт» и «Ифигения в Тавриде», а также начало работы над «Фаустом». Наиболее значительными лирическими произведениями этого периода являются т. н. «Стихи к Лиде» и баллады, в которых преобладают мотивы таинственной сущности природы, приносящей счастье и одновременно губительной. В ответ на бурные политические события эпохи (Великая французская революция, франко-прусские войны) больше времени уделяет изучению естественных наук, занимается физикой, ботаникой (трактат «Опыт метаморфозы растений», 1790) и анатомией. В 1784 г. открывает межчелюстную кость у человека. Осенью 1786 г., устав от обязанностей при дворе и сложных отношений с Шарлоттой фон Штейн, покинул Веймар и направился в Италию. Результатом двухлетнего пребывания в Италии становится перелом в мировоззрении поэта: он приходит к выводу о необходимости гармоничного соединения чувства и разума в рамках строгой завершенной формы. В Риме он переделывает драмы «Ифигения в Тавриде» (1779-1786), «Торквато Тассо» (1780-1789) и «Эгмонт» (1788) в соответствии со своими новыми художественными принципами. С итальянского путешествия писателя начинается эпоха т. н. «веймарского классицизма» (1786-1805) в немецкой литературе. После того как он с 1788 г. возвращается из Италии в Веймар, Карл-Август освобождает поэта от большей части придворных обязанностей, предоставив ему полную свободу деятельности. В том же году Гете берет в свой дом юную работницу цветочной мастерской Х. Вульпиус, которая в 1789 г. родила ему сына. В 1806 г. он официально вступает с ней в брак. Последнее десятилетие XVIII в. и первые годы XIX вв. проходят под знаком его тесного сотрудничества с Ф. Шиллером, которое продолжилось вплоть до смерти Шиллера в 1805 г. В 1808 г. Гете вновь переживает тяжелый душевный кризис, поводом к которому стало увлечение юной Минной Херцлиб. Он ненадолго покидает Веймар и отправляется в Карлсбад, где диктует первые главы романа «Избирательное сродство» (1809), который можно считать предвестником немецкой интеллектуальной прозы ХХ в. В 1811 г. публикует книгу своих воспоминаний «Поэзия и правда». В 1819 г. на свет появляется «Западно-восточный диван», уникальный поэтический сборник, в котором он предпринимает попытку синтеза культурных традиций Запада и Востока, а в 1829 г. выходит вторая часть о романа о Вильгельме Мейстере. Если в первом романе о Мейстере, продолжавшем традиции «воспитательного романа» К. М. Виланда, герой образовывается через постепенное познание окружающего мира, искусство и любовь, то в романе Годы странствия Вильгельма Мейстера, или Отрекающиеся», главным признается практический вклад отдельной личности в общее развитие цивилизации. Незадолго до смерти в 1831 г. Гете завершает трагедию «Фауст», работа над которой заняла почти шестьдесят лет. Сюжетным источником трагедии послужила средневековая легенда о докторе Иоганне Фаусте, заключившем договор с дьяволом, чтобы получить знание, с помощью которого можно было бы превращать неблагородные металлы в золото. Гете наполняет эту легенду глубоким философским и символическим значением, создав одно из самых значительных произведение мировой литературы. Заглавный герой его драмы преодолевает чувственные соблазны, уготованные Мефистофелем, его стремление к знаниям является стремлением к абсолюту, а Фауст становится аллегорией человечества, с его неукротимой волей к знанию, созиданию и творчеству.
Досье личности
ГЕТЕ Иоганн Вольфганг
Имя латиницей: Goethe Johann Wolfgang
Пол: мужской
Дата рождения: 28.08.1749
Место рождения: Франкфурт-на-Майне, Германия
Дата смерти: 22.03.1832 Возраст (82)
Место смерти: Веймар, Германия
Знак зодиака: Дева
По восточному: Змея
Ключевые слова: автор, драматург, искусство, критик, литература, ЛИЧНОСТИ журнал, масон, мистик, писатель, поэт, философ.
Anno: 1771
Иоганн Вольфганг ГЕТЕ
- Счастливый не верит в чудеса.
- Гипотезы – это леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда здание готово.
- Гипотезы – это колыбельные, которыми учитель убаюкивает учеников.
- Суеверия – это поэзия жизни.
- Говорят, что числа правят миром. Нет, они только показывают, как правят миром.
- Наши противники опровергают нас по-своему: повторяют свое мнение и не обращают внимания на наше.
- Говорят, истина лежит между двумя противоположными мнениями. Неверно! Между ними лежит проблема.
- Гораздо легче найти ошибку, чем истину.
- Кто достиг высот образования, должен заранее предположить, что большинство будет против него.
- Кто неправильно застегнул первую пуговицу, уже не застегнется как следует.
- Молодость – недостаток, который быстро проходит.
- Есть две мирные формы насилия: закон и приличия.
- Есть книги, из которых можно узнать обо всем и ничего не понять.
- Мы, в сущности, учимся у тех книг, о которых не в состоянии судить. Автору книги, о которой мы можем судить, следовало бы учиться у нас.
- Кто не знает чужих языков, не знает ничего о своем.
- У того, кто решит изучить все законы, не останется времени их нарушать.
- Живешь только раз.
- Нет ничего отвратительнее большинства.
- Недостаточно только получить знания; надо найти им приложение. Недостаточно только желать; надо делать.
- Всякого рода беспринципная деятельность приводит к банкротству.
- В жизни дело идет о жизни, а не о каком-то результате ее.
- Молодые поэты льют много воды в свои чернила.
- Гораздо легче найти ошибку, нежели истину. Ошибка лежит на поверхности, и ее замечаешь сразу, а истина скрыта в глубине, и не всякий может отыскать ее.
- Величие человека заключается в том, что он – единственное из всех творений, способное превратить мгновение в вечность.
- Сущее не делится на разум без остатка!
- Мало знать, нужно и применять. Мало хотеть, нужно и делать.
- Девушек мы любим за то, кто они есть; молодых людей – за то, кем они обещают стать.
- Нет рабства безнадежнее, чем рабство тех рабов, себя кто полагает свободным от оков.
- Бояться горя – счастия не знать.
- Сознание своего несовершенства приближает к совершенству.
- Любовь – вещь идеальная, супружество – реальная; смешение реального с идеальным никогда не проходит безнаказанно.
- Закон силен, сильней нужда.
- Кто не очень высокого мнения о себе, тот лучше, чем думает.
- Искусство – посредник того, чего нельзя высказать.
- Время – вернейший союзник упорства.
- Душа может таить в горе, но тайного счастья она не переносит.
- Ни в чем не проявляется так характер людей, как в том, что они находят смешным.
- Поцелуй – это когда две души встречаются между собой кончиками губ.
- Подвиг – это все, кроме славы.
- Понять постижимое и спокойно принять непостижимое.
- Только тот велик и счастлив, кому не надо ни повиноваться. ни повелевать для того, чтобы быть чем-нибудь.
- Время — это тиран, который имеет свои капризы и который каждое столетие другими глазами смотрит на то, что делают и говорят.
- Собирание...Это вечный источник подлинного знания для юноши, усиления чувств и добрых принципов для мужа и для каждого...благотворно!
- У действующего совести нет, совесть есть только у наблюдающего.
- Жизнь - прекраснейшее изобретение природы, а смерть - ее искусственное средство, чтобы иметь много жизни.
- Наши страсти подобны фениксу. Когда сгорает одна страсть, из пепла рождается другая.
- Если бы вы знали, как редко нас понимают правильно, вы бы чаще молчали.
- У кого есть наука, тот не нуждается в религии.
- Кто чувствует собственную привлекательность, тот и становится привлекательным.
- Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком.
- Жизнь слишком коротка, чтобы пить плохие вина.
- Всякий, кто не верит в будущую жизнь, мёртв и для этой.
- Каждый слышит только то, что он понимает.
- Нет никого опаснее, чем тот дурак, который изображает из себя умного.
- Самое смешное желание - это желание нравится всем.
- Ничего не потерянно, пока не потерянно всё.
- Человек не в силах противостоять изменениям, которые приносит время.
- Лучше принять приблизительно верное решение, чем точно ошибиться. развернуть
Иоганн Вольфганг ГЕТЕ в фотографиях:
- АБЕЛЬ Карл Фридрих (1723 - 1787)
- АБОВЯН Хачатур (1805 - 1848)
- АБТ Карл Фридрих (1733 - 1783)
- АЙБЕК (1905 - 1968)
- АНИКСТ Александр Абрамович (1910 - 1988)
- АРИСТОФАН (драматург) (446 до н.э. - 386 до н.э.)
- АРНИМ Беттина фон (1785 - 1859)
- БАЖЕНОВ Александр Николаевич (1835 - 1867)
- БАСКИН Владимир Сергеевич (1855 - 1919)
- БЕЛИЛОВСКИЙ Кесарий Александрович (1859 - 1938)
- БЕРЛИОЗ Гектор Луи (1803 - 1869)
- БЕРНЕ Людвиг (1786 - 1837)
- БЕТХОВЕН Людвиг ван (1770 - 1827)
- БОГАТЫРЕВ Константин Петрович (1925 - 1976)
- БОЙТО Арриго (1842 - 1918)
- БРАЗДЖЕНИС Бернардас (1907 - 2002)
- БРОНЗАРТ фон ШЕЛЛЕНДОРФ Ингеборг (1840 - 1913)
- БУФФ Шарлотта (1753 - 1828) (БУФФ Шарлота - муза Иоганна Вольфганга ГЕТЕ и прототип героини романа)
- ВАГНЕР Генрих Леопольд (1747 - 1779)
- ВАЛЕРА Хуан (1824 - 1905) (Хуан ВАЛЕРА писал статьи о творчестве Иоганна ГЕТЕ)
- ВАЛЛЕР Макс (1860 - 1889)
- ВАЛЬЦЕЛЬ Оскар (1864 - 1944)
- ВАХИДОВ Эркин (1936 - 2016)
- ВЕЙНБЕРГ Петр Исаевич (1831 - 1908)
- ВЕНЕВИТИНОВ Дмитрий Владимирович (1805 - 1827)
- ВИКО Джанбатиста (1668 - 1744)
- ВИЛАНД Кристоф Мартин (1733 - 1813)
- ВИЛЬДЕНВЕЙ Херман (1886 - 1959)
- ВИТЕЗ Антуан (1930 - 1990)
- ВОЛЬПИН Надежда Давыдовна (1900 - 1998)
- ВОЛЬСКИЙ Виталий Фридрихович (1901 - 1988)
- ВОЛЬФ Хуго (1860 - 1903)
- ВОЯН Эдуард (1853 - 1920)
- ВРОНЧЕНКО Михаил Павлович (1801 - 1855)
- ВУЛЬПИУС Кристиан Август (1762 - 1827)
- ВУЛЬПИУС Кристиана (1765 - 1816)
- ГАККЕРТ Якоб Филипп (1737 - 1807)
- ГАМИЛЬТОН Уильям (дипломат) (1730 - 1803)
- ГАМИЛЬТОН Эмма (1765 - 1815)
- ГАМСАХУРДИА Константин Симонович (1891 - 1975)
- ГАРАИ Габор (1929 - 1987)
- ГЕРДЕР Иоганн Готфрид (1744 - 1803) (Иоганн ГЕРДЕР был знаком и сотрудничал с Иоганном ГЕТЕ)
- ГЕССЕ Герман (1877 - 1962)
- ГОЛЬДОНИ Карло (1707 - 1793)
- ГОМЕР (780 до н.э. - 712 до н.э.)
- ГРИЛЬПАРЦЕР Франц (1791 - 1872)
- ГРИММ Вильгельм (1786 - 1859)
- ГРИС Иоганн Дитрих (1776 - 1842)
- ГУЛЫГА Арсений Владимирович (1921 - 1996)
- ГУМБОЛЬДТ Вильгельм (1767 - 1835) (Вильгельм ГУМБОЛЬДТ - дружил с Иоганном Вольфгангом ГЕТЕ)
- ГУСЕЙНЗАДЕ Али-бек Гусейн оглы (1864 - 1940)
- ГЮНТЕР Иоганн Кристиан (1695 - 1723)
- ГЮНТЕР Эгон (1927 - 2017)
- ДВОРЖЕЦКИЙ Евгений Вацлавович (1960 - 1999)
- ДЕВЕРИА Ашиль Жан Жак Мари (1800 - 1857)
- ДЕККЕР Константин (1810 - 1878)
- ДЕЛАКРУА Фердинанд Виктор Эжен (1798 - 1863) (Фердинанд ДЕЛАКРУА автор литографий к "Фаусту" Иоганна ГЕТЕ)
- ДЕЛЛА КОРТЕ Андреа (1883 - 1968)
- ДЮ БАРТАС Гийом (1544 - 1590)
- ДЮРК Фридрих (1809 - 1884)
- ЖАН ПОЛЬ (1763 - 1825)
- ЖИРМУНСКИЙ Виктор Максимович (1891 - 1971)
- ЖОАННО Тони (1803 - 1852)
- ЗАЙТЦ Рудольф фон (1842 - 1910)
- ЗИГАНШИНА Эра Гарафовна (1944 - )
- ИЕРУЗАЛЕМ Карл Вильгельм (1747 - 1772)
- ИСТЛЕЙК Чарльз Локк (1793 - 1865)
- КАЛИОСТРО Алессандро ди (1743 - 1795) (Иоганн Вольфганг ГЕТЕ был знаком с Алессандро КАЛИОСТРО)
- КАНСИНОС-АССЕНС Рафаэль (1882 - 1964)
- КАРЛ АВГУСТ (1757 - 1828)
- КАРЛЕЙЛЬ Томас (1795 - 1881)
- КАСПРОВИЧ Ян (1860 - 1926)
- КАУЛЬБАХ Вильгельм фон (1805 - 1874)
- КОЗЬМЯН Станислав (1836 - 1922)
- КОЛАРЖ Йозеф Йиржи (1812 - 1896)
- КОМИССАРЖЕВСКИЙ Федор Федорович (1882 - 1954) (Федор КОМИССАРЖЕВСКИЙ ставил спектакли по произведениям Иоганна ГЕТЕ)
- КОНЕВСКОЙ Иван (1877 - 1901)
- КОПТЕВ Дмитрий Иванович (1820 - 1867)
- КОТТЕНДОРФ Иоганн Фридрих Котта фон (1764 - 1832)
- КРЕЛИНГ Август фон (1819 - 1876)
- КРЕСТОВСКИЙ Всеволод Владимирович (1840 - 1895)
- КУЗНЕЦОВА Антонина Михайловна (1941 - )
- КУЛИКОВСКИЙ Михаил Алексеевич (1906 - 1996)
- КУЛЬЧИЦКИЙ Александр Яковлевич (1814 - 1845)
- КЮГЕЛЬГЕН Франц Герхардт фон (1772 - 1820)
- КЮСТИН Астольф де (1790 - 1857)
- ЛАВЕЛЛИ Хорхе (1932 - )
- ЛЕВИК Вильгельм Вениаминович (1907 - 1982)
- ЛЕОНГАРД Карл (1904 - 1988)
- ЛЕЦ Станислав Ежи (1909 - 1966)
- ЛУКАШ Николай Алексеевич (1919 - 1988)
- ЛУППОЛ Иван Капитонович (1896 - 1943)
- МАЙЕР Ханс (1907 - 2001)
- МАЙКОВ Аполлон Николаевич (1821 - 1897)
- МАКСУД Махмуд Гисамутдинович (1900 - 1962) (Махмуд МАКСУД был переводчиком Иоганна ГЕТЕ на татарский язык)
- МАНН Томас (1875 - 1955)
- МАРИЯ ПАВЛОВНА (герцогиня Саксен-Веймар-Эйзенахская) (1786 - 1859)
- МАХАЧЕК Симеон Карел (1799 - 1846)
- МЕНДЕЛЬСОН Феликс (1809 - 1847)
- МЕРК Иоганн-Генрих (1741 - 1791) (Иоганн-Генрих МЕРК дружил и сотрудничал с Иоганном Вольфгангом ГЕТЕ)
- МИНЕТТИ Бернхард (1905 - 1999)
- МИХАЙЛОВ Александр Викторович (1938 - 1995)
- МУРНАУ Фридрих Вильгельм (1889 - 1931)
- НИЦШЕ Фридрих (1844 - 1900)
- ОКУНЕВ Михаил Александрович (1960 - )
- ОРЕЛ Артем Софронович (1897 - 1972)
- ПАЙМАН Клаус (1937 - )
- ПАСТЕРНАК Борис Леонидович (1890 - 1960) (Борис ПАСТЕРНАК был переводчиком работ Иоганна ГЕТЕ)
- ПЛАТЕН Август фон (1796 - 1835)
- ПОГОРЕЛЬСКИЙ Антоний (1787 - 1836)
- ПОССАРТ Эрнст (1841 - 1921)
- ПРЕРАДОВИЧ Петар (1818 - 1872)
- ПФОРР Франц (1788 - 1812)
- РАДЗИВИЛЛ Антони Генрих (1775 - 1883)
- РЕЙТЕРН Евграф Романович (1794 - 1865)
- РЕЙХАРДТ Иоганн Фридрих (1752 - 1814)
- САЛМЕН Вальтер (1926 - 2013)
- СЕНТ-ИЛЕР Этьен (1772 - 1844)
- СПАЦИАНИ Мария Луиза (1922 - 2014)
- СТАЛЬ Жермена де (1766 - 1817)
- СТАФФ Леопольд (1878 - 1957)
- ТАВИАНИ Витторио (1929 - 2018)
- ТАДИЯНОВИЧ Драгутин (1905 - 2007)
- ТАММУР Ильмар Аугустович (1921 - 1989)
- ТЁПФЕР Родольф (1799 - 1846)
- ТИШБЕЙН Вильгельм (1751 - 1829) (Вильгельм ТИШБЕЙН был близко знаком с Иоганном ГЕТЕ)
- ФОГЕЛЬ ФОН ФОГЕЛЬШТЕЙН Карл Кристиан (1788 - 1868)
- ХАМБУРГЕР Майкл (1924 - 2007)
- ХЕГЕНБАРТ Йозеф (1884 - 1962)
- ХЕЛЬБЕРГ Мартин (1905 - 1999)
- ХОДОВЕЦКИЙ Даниель Николаус (1726 - 1801)
- ХОЛОДКОВСКИЙ Николай Александрович (1858 - 1921)
- ЦЕХЛИН Рут (1926 - 2007)
- ЧЖЭН Чжэньдо (1888 - 1958)
- ЧО Мён Хи (1894 - 1938)
- ШАГИНЯН Мариэтта Сергеевна (1888 - 1982)
- ШЕФТСБЕРИ Антони Эшли Купер (1671 - 1713)
- ШИЛЛЕР Фридрих (1759 - 1805) (Иоганн ГЕТЕ оказал влияние на становление философских взглядов Фридриха ШИЛЛЕРА)
- ШИМАНОВСКАЯ Мария (1789 - 1831)
- ШЛИК Фридрих Густав (1804 - 1869)
- ШОПЕНГАУЭР Иоганна (1766 - 1838)
- ШРЕТЕР Корона (1751 - 1802)
- ШТАЙН Петер (1937 - )
- ШТИЛЕР Йозеф Карл (1781 - 1858)
- ШУБЕРТ Франц Петер (1797 - 1828)
- ШУВАЛОВ Иван Михайлович (1865 - 1905)
- ШУМАН Роберт Александер (1810 - 1856)
- ЭЗЕР Адам Фридрих (1717 - 1799)
- ЭЙНЗИДЕЛЬ Иоганн Август фон (1754 - 1837)
- ЭККЕРМАН Иоганн Петер (1792 - 1854)
- ЭПИМЕНИД (690 до н.э. - 620 до н.э.)
- ЭРВЕ Флоримон (1825 - 1892)
- ЭЧЕВЕРРИЯ Эстебан Хосе (1805 - 1851)
- ЮППЕР Изабель (1953 - )
- ЮРЕНЕВА Вера Леонидовна (1876 - 1962)
- ЯГЕМАН Фердинанд (1780 - 1820)
- ЯКОБИ Фридрих Генрих (1743 - 1819) (Фридрих ЯКОБИ был другом Иоганна ГЕТЕ)
- ЯРХО Борис Исаакович (1889 - 1942)
- ЯРХО Григорий Исаакович (1886 - 1954)
- ЖУРНАЛ «ЛИЧНОСТИ» №56 (2013)
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.ukrlib.com.ua
- http://letter.com.ua
- http://www.velib.com
- http://www.world-art.ru
- ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
- ИИСУС ХРИСТОС
- СТАЛИН Иосиф Виссарионович
- ПУШКИН Александр Сергеевич
- АРИСТОТЕЛЬ
- ПЛАТОН (философ)
- ЕВКЛИД
- ЭЙНШТЕЙН Альберт
- ДЕМОКРИТ
- ШЕКСПИР Уильям
- ГОГОЛЬ Николай Васильевич
- АРХИМЕД
- МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович
- НАНСЕН Фритьоф
- БУДДА
- ВЫСОЦКИЙ Владимир Семенович
- МОЦАРТ Вольфганг Амадей
- ГАГАРИН Юрий Алексеевич
- ТОЛСТОЙ Лев Николаевич
- РАФАЭЛЬ САНТИ
- ЧЕДВИК Джеймс
- ХЕПБЕРН Одри
- ЕКАТЕРИНА II Великая
- СУВОРОВ Александр Васильевич
- НЬЮТОН Исаак
- АЛЕКСАНДР Македонский
- БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич
- ЧЕРЧИЛЛЬ Уинстон
- АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович
- ПЕТР I Великий
- ВИЛЬСОН Вудро
- БАХ Иоганн Себастьян
- ЕСЕНИН Сергей Александрович
- ЧАПЛИН Чарли
- ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович
- ЛАЗАРЕВ Михаил Петрович
- АМПЕР Андре Мари
- АЗНАВУР Шарль
- ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич
- ЭЙЛЕР Леонард
- ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих
- ЛЕГРАН Мишель
- БАРДО Брижитт
- ЛЕНИН Владимир Ильич
- ГЕТЕ Иоганн Вольфганг
- ЛИНКОЛЬН Авраам
- БЕТХОВЕН Людвиг ван
- ЧЕХОВ Антон Павлович
- ФРАНКЛИН Бенджамин
- ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна
- КОНФУЦИЙ
- МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович
- ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович
- ВОЛЬТЕР
- КОПЕРНИК Николай
- ДЕКАРТ Рене
- МАРКС Карл
- БАЙРОН Джордж Ноэль Гордон
- ИБН СИНА
- ДАНТЕ Алигьери
- ГАЛИЛЕЙ Галилео
- ФАРАДЕЙ Майкл
- ИВАН Грозный
- ДИРАК Поль Адриен Морис