российский кинорежиссер, теоретик кино, педагог, заслуженный деятель искусств (1935), профессор (1937), доктор искусствоведения (1939), лауреат Сталинский премий (1941, 1946). Родился в семье инженера и архитектора Михаила Осиповича Эйзенштейна и Юлии Ивановны, урожденной Конецкой, из семьи архангелогородских купцов. В 1915 г. окончил Рижское реальное училище, затем три года учился в Петроградском институте гражданских инженеров. Не закончив учебы, добровольцем ушел в Красную Армию. Был техником-строителем на Западном фронте, художником при Политуправлении, участвовал в самодеятельности как художник, актер и режиссер. В 1920 г. был направлен в Академию Генштаба на курсы переводчиков (класс японского языка отделения восточных языков), однако ушел в театр Пролеткульта, где в 1921 г. оформил спектакль «Мексиканец» по Дж. Лондону. В 1921-1922 гг. являлся слушателем и режиссером-стажером Государственных высших режиссерских мастерских под руководством В. Э. Мейерхольда. С 1923 г. руководил театральными мастерскими Пролеткульта, преподавал там различные дисциплины (от эстетики до акробатики), многие его ученики (Г. В. Александров, М. М. Штраух, Ю. С. Глизер, И. А. Пырьев) стали впоследствии видными деятелями театра и кино. В это же время сблизился с ЛЕФом В. В. Маяковского, в журнале которого он опубликовал творческий манифест «Монтаж аттракционов» (1923). В манифесте обосновывался метод воздействия на публику с помощью цирковых, эстрадных приемов, а также плаката и публицистики. В 1924 г. выпустил свой первый кинематографический шедевр – «Стачку». Частная история одной из стачек на российском заводе была мастерски и виртуозно, с потрясающими кинематографическими деталями, со впечатляющими и даже шокирующими сценами расправы над рабочими, передана режиссером и воспринималась как призыв к немедленному переустройству мира. Идея стачки мыслилась в планетарном масштабе, а кино оказывалось могучим способом «монтажа аттракционов» в сфере влияния и манипуляции зрительскими массами. Через год, в 1925 г., на экраны вышел «Броненосец "Потемкин"», созданный по тому же методу и с целым рядом исключительно «аттракционных моментов» (знаменитый хрестоматийный эпизод расстрела на Потемкинской лестнице в Одессе). Бунт моряков на «Потемкине», быстро переросший в социальный конфликт, оказался благодаря его фильму заряженным внутренней энергией такой силы, что производил подлинно бунтарский эффект и в ряде западных стран был даже запрещен для демонстрации. Постановщик фильма «Броненосец "Потемкин"» поразил не только несомненным новаторством своих кинематографических решений, но и убедил в исключительной силе кино, воздействующим на миллионы людей в разных странах. Две следующие ленты – «Октябрь» (1927) и «Старое и новое» (1929) – отражают другой этап в творчестве режиссера, когда от идеи «монтажа аттракционов» он пришел к «монтажу мыслей», которые выражали все ту же «генеральную линию» переустройства действительности. «Октябрь» завершал условную революционную кинотрилогию Эйзенштейна, начатую «Стачкой» и «Броненосцем "Потемкиным"». Несмотря на то, что эти фильмы в стилистическом отношении были приближены к хронике, режиссер «переписал» истинную событийную канву Октябрьского переворота. И то, что в последующие десятилетия фильм ассоциировался с документальным представлением о Великом Октябре, в немалой степени было сформировано именно Эйзенштейном. «Октябрь» можно считать в мировом кино одним из первых примеров воплощения на экране «второй реальности», которая кажется подлиннее настоящей. В 1929 г. он вместе с Александровым и Тиссэ был командирован за границу (сначала в Западную Европу, а затем в США). Весной 1930 г., оказавшись в Голливуде, режиссер принял предложение студии «Парамаунт» снять романтически-экспрессивную народную сагу «Да здравствует Мексика». Из-за недостаточного финансирования и настоятельных просьб в форме приказа возвращаться на Родину фильм не был закончен. По возвращении в Москву в 1932 г. был вынужден сконцентрировать свою деятельность исключительно на теоретической и педагогической работе в Институте кинематографии. Следующий, снятый накануне Второй мировой войны, биографический патриотический фильм «Александр Невский» (1938; Государственная премия СССР, 1941), имел колоссальный успех, свидетельствовал о точном понимании постановщиком настроений зрительских масс. Таким же точным было визуальное решение оператора Тиссэ, и мощное музыкальное сопровождение С. С. Прокофьева. В последнее десятилетие своей жизни (1938-1948) он приходит к новому кино, которое будет интеллектуально и философски отражать реальность не во внешнем, а во внутреннем измерении. Но снятая им историческая трагедия «Иван Грозный», препарирующая идею трагической расплаты в борьбе за власть (первая серия, 1945, Государственная премия СССР, 1946; вторая серия была запрещена и выпущена только в 1958; съемки третьей были прекращены), была подвергнута уничтожающей критике. Фильм не спасли ни прекрасные актерские работы (Н. К. Черкасов, А. М. Бучма, С. Г. Бирман, М. И. Жаров и др.), ни изобразительное решение (одна из сцен в черно-белой картине была снята в цвете), ни музыка Прокофьева. Эйзенштейну в категорической форме было предложено глубоко переработать фильм. Режиссер тяжело воспринял насилие, давняя болезнь сердца резко обострилась, и он скоропостижно скончался, едва перешагнув через свой пятидесятилетний рубеж.
Досье личности
ЭЙЗЕНШТЕЙН Сергей Михайлович
Имя латиницей: Ejzenshtejn Sergej Mikhajlovich
Пол: мужской
Дата рождения: 22.01.1898
Место рождения: Рига, Латвия
Дата смерти: 11.02.1948 Возраст (50)
Место смерти: Москва, Россия
Знак зодиака: Водолей
По восточному: Собака
Ключевые слова: искусство, кино, ЛИЧНОСТИ журнал, педагог, режиссер.
Anno: 1925
Сергей Михайлович ЭЙЗЕНШТЕЙН
Сергей Михайлович ЭЙЗЕНШТЕЙН в фотографиях:
- АБРИКОСОВ Андрей Львович (1906 - 1973)
- АВЕНАРИУС Георгий Александрович (1903 - 1958)
- АГАДЖАНОВА Нина Фердинандовна (1889 - 1974)
- АКСЕЛЬРОД Меер Моисеевич (1902 - 1970)
- АКСЕНОВ Иван Александрович (1884 - 1935)
- АЛЕКСАНДРОВ Григорий Васильевич (1903 - 1983) (Григорий АЛЕКСАНДРОВ был учеником Сергея ЭЙЗЕНШТЕЙНА)
- АЛЬВАРЕС БРАВО Мануэль (1902 - 2002)
- АННЕНСКИЙ Исидор Маркович (1906 - 1977)
- АХОЛА-ВАЛО Александр (1900 - 1997)
- БАБЕЛЬ Исаак Эммануилович (1894 - 1941)
- БАРБАРО Умберто (1902 - 1959)
- БУБРИК Самуил Давидович (1899 - 1965)
- БУЛЛА Виктор Карлович (1883 - 1938)
- БУНЕЕВ Борис Алексеевич (1921 - 2015)
- ВАСИЛЬЕВ Георгий Николаевич (1899 - 1946)
- ВИЦИН Георгий Михайлович (1918 - 2001)
- ВОИНОВ Всеволод Владимирович (1880 - 1945)
- ГЕНДЕЛЬШТЕЙН Альберт Александрович (1906 - 1981)
- ГЛИЗЕР Юдифь Самойловна (1904 - 1968) (Юдифь ГЛИЗЕР была ученицей Сергея ЭЙЗЕНШТЕЙНА)
- ГРИРСОН Джон (1898 - 1972) (Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН оказал влияние на становление творчества Джона ГРИРСОНА)
- ДЕБАБОВ Дмитрий Георгиевич (1899 - 1949)
- ЗАК Авенир Григорьевич (1919 - 1974)
- ИВАНОВ Владислав Васильевич (1948 - )
- КЛЕЙМАН Наум Ихильевич (1937 - )
- ЛЕВИЦКИЙ Николай Алексеевич (1911 - 1982)
- ЛИПШИЦ Григорий Иосифович (1911 - 1979)
- МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич (1874 - 1940) (Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН был учеником Всеволода МЕЙЕРХОЛЬДА)
- МОНТЕГЮ Айвор (1904 - 1984)
- МЭЙ Ланьфан (1894 - 1961)
- ПАРНАХ Валентин Яковлевич (1891 - 1951)
- ПИПИНАШВИЛИ Константин Константинович (1912 - 1969) (Константин ПИПИНАШВИЛИ был учеником Сергея ЭЙЗЕНШТЕЙНА)
- ПУДОВКИН Всеволод Илларионович (1893 - 1953)
- ПЫРЬЕВ Иван Александрович (1901 - 1968) (Иван ПЫРЬЕВ был учеником Сергея ЭЙЗЕНШТЕЙНА)
- РОЖКОВ Николай Васильевич (1906 - 1998)
- РЫБАКОВ Анатолий Михайлович (1919 - 1962)
- РЯЗАНОВ Эльдар Александрович (1927 - 2015)
- СТОЛПЕР Александр Борисович (1907 - 1979)
- ФЕРНАНДЕС Доминик (1929 - )
- ФРИД Ян Борисович (1908 - 2003)
- ХАРДЖИЕВ Николай Иванович (1903 - 1996)
- ЧАГУНАВА Шалва Тадеозович (1909 - 1990)
- ЧЕБАКОВ Никита Никанорович (1916 - 1968)
- ШВЕЙЦЕР Михаил Абрамович (1920 - 2000)
- ШКЛОВСКИЙ Виктор Борисович (1893 - 1984)
- ШПИНЕЛЬ Иосиф Аронович (1892 - 1980)
- ШРЕДЕЛЬ Владимир Маркович (1918 - 1993)
- ШТРАУХ Максим Максимович (1900 - 1974) (Максим ШТРАУХ был учеником Сергея ЭЙЗЕНШТЕЙНА)
- ЭНДЕР Отто (1875 - 1960)
- ЮАНЬ Мучжи (1909 - 1978)
- ЮТКЕВИЧ Сергей Иосифович (1904 - 1985) (Сергей ЮТКЕВИЧ работал совместно с Сергеем ЭЙЗЕНШТЕЙНОМ)
- ЖУРНАЛ «ЛИЧНОСТИ» №19 (2009)
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- http://ru.wikipedia.org
- kino-teatr.ru
- www.portal-slovo.ru
- chtoby-pomnili.com
- ПОДДУБНЫЙ Иван Максимович
- БАЖОВ Павел Петрович
- ШВЕЙЦЕР Михаил Абрамович
- ЛОНГИНОВ Виталий Витальевич
- СОФИЯ Палеолог
- НЕИЗВЕСТНЫЙ Эрнст Иосифович
- ЛАРИОНОВ Всеволод Дмитриевич
- ГИЛЯРОВСКИЙ Владимир Алексеевич
- АРСЕНЬЕВ Владимир Клавдиевич
- БЕКЕТОВ Алексей Николаевич
- ХВОРОСТОВСКИЙ Дмитрий Александрович
- ИЛЬФ Илья
- НИКИТИН Афанасий
- КАРАЗИН Василий Назарович
- СТЕПАНОВ Юрий Константинович
- ДАЛЬ Владимир Иванович
- ПАСТУХОВ Борис Николаевич
- ШТЕЙНБЕРГ Аркадий Акимович
- ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович
- ДОГИЛЕВА Татьяна Анатольевна
- ЗАМЯТИН Евгений Иванович
- ГЕРМАН Юрий Павлович
- ГЕЛЬФАНД Израиль Моисеевич
- КОНЕНКОВ Сергей Тимофеевич
- ЗАХАРОВ Сергей Георгиевич
- БАЖЕНОВ Василий Иванович
- ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович
- ШАВЫРИН Борис Иванович
- КОМИССАРЖЕВСКИЙ Федор Федорович
- ВЕРТОВ Дзига
- ЛАНОВОЙ Василий Семенович
- КЕОСАЯН Эдмонд Гарегинович
- НОЖКИН Михаил Иванович
- ГРЕБНЕВ Наум Исаевич
- СЕСЛАВИНСКИЙ Михаил Вадимович
- СЕВЕРИН Денис Николаевич
- ТЫНЯНОВ Юрий Николаевич
- ВОЛКОВ Вениамин Васильевич
- НАЛИМОВ Василий Васильевич
- САРКИСЯН Эмма Тиграновна
- ОВНАТАНЯН Агафон
- БАХТИН Михаил Михайлович
- ГОМИАШВИЛИ Арчил Михайлович
- СЕВАСТЬЯНОВ Виталий Иванович
- БОНДАРЧУК Сергей Федорович
- ЕРОШЕНКО Василий Яковлевич
- ТАБАКОВ Олег Павлович
- АСМУС Валентин Фердинандович
- КОРНИЛОВ Лавр Георгиевич
- ПИЛСУДСКИЙ Юзеф
- ФЕДОРОВ Николай Федорович
- ИВАНОВ Александр Андреевич
- МАКАРЕВИЧ Андрей Вадимович
- МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич
- НИЩИНСКИЙ Петр Иванович
- ШАДР Иван Дмитриевич
- ЧИСТЯКОВ Павел Петрович
- ВЕНЕВИТИНОВ Дмитрий Владимирович
- ВОДЯНОЙ Михаил Григорьевич
- АСЕЕВ Николай Николаевич
- ОСТВАЛЬД Вильгельм Фридрих
- ГЕРАСИМОВ Михаил Михайлович
- ВЕРТИНСКАЯ Анастасия Александровна
- ХАЛАТОВ Арташес Багратович