древнегреческий баснописец, живший в VI в. до н. э. Родоначальник басни и художественного языка иносказаний – эзопов язык. Первое известие о нем находим у Геродота, который сообщает, что Эзоп был рабом некого Иадмона с острова Самос, потом был отпущен на волю, жил во времена египетского царя Амасиса (570-526 гг. до н. э.) и был убит дельфийцами; за его гибель Дельфы заплатили выкуп потомкам Иадмона. Гераклид Понтийский сто с лишним лет спустя пишет, что Эзоп происходил из Фракии, был современником Ферекида, а первого его хозяина звали Ксанф. Но эти данные извлечены из более раннего рассказа Геродота путем ненадежных умозаключений (например, Фракия как родина Эзопа навеяна тем, что Геродот упоминает об Эзопе в связи с фракиянкой гетерой Родопис, бывшей также в рабстве у Иадмона). Аристофан уже сообщает подробности о смерти Эзопа – бродячий мотив подброшенной чаши, послужившей поводом для его обвинения, и басню об орле и жуке, рассказанную им перед смертью. Спустя век это утверждение героев Аристофана повторяется уже как исторический факт. Комик Платон (конец V в.) уже упоминает и о посмертных перевоплощениях души Эзопа. Комик Алексид (конец IV в.), написавший комедию «Эзоп», сталкивает своего героя с Солоном, то есть уже вплетает легенду об Эзопе в цикл легенд о семи мудрецах и царе Крезе. Его современник Лисипп также знал эту версию, изображая Эзопа во главе семи мудрецов. Рабство у Ксанфа, связь с семью мудрецами, смерть от коварства дельфийских жрецов, – все эти мотивы стали звеньями последующей эзоповской легенды, ядро которой сложилось уже к концу IV в. до н. э. Важнейшим памятником этой традиции стало составленное на народном языке «Жизнеописание Эзопа», дошедшее в нескольких редакциях. В этой версии важную роль играет уродство Эзопа (не упоминавшееся у ранних авторов), родиной его вместо Фракии становится Фригия (стереотипное место, ассоциирующееся с рабами), Эзоп выступает как мудрец и шутник, дурачащий царей и своего хозяина – глупого философа. В этом сюжете, как ни удивительно, почти никакой роли не играют собственно басни Эзопа; анекдоты и шутки, рассказываемые Эзопом в «Жизнеописании», не входят в дошедший до нас от античности свод «эзоповых басен» и жанрово довольно далеки от него. Образ уродливого, мудрого и хитрого «фригийского раба» в готовом виде достается новоевропейской традиции. Древность не сомневалась в историчности Эзопа. Лютер в XVI в. впервые поставил его под сомнение. Филология XVIII в. обосновала это сомнение (Ричард Бентли), филология XIX в. довела его до предела: Отто Крузиус и за ним Резерфорд утверждали мифичность Эзопа с решительностью, характерной для гиперкритицизма их эпохи. В XX в. отдельные авторы допускали возможность существования исторического прототипа Эзопа. Под именем Эзопа сохранился сборник басен (из 426 коротких произведений) в прозаическом изложении. Есть основание предполагать, что в эпоху Аристофана (конец V в.) в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе; «ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил», – говорит у Аристофана одно действующее лицо. Это были прозаические пересказы, без всякой художественной отделки. В действительности, в т. н. Эзопов сборник вошли басни самых различных эпох. В III в. до н. э. его басни были записаны в 10 книгах Деметрием Фалерским. Это собрание было утрачено после IX в. В I в. вольноотпущенник императора Августа Федр осуществил переложение этих басен латинским ямбическим стихом (многие басни Федра оригинального происхождения), а Авиан, ок. IV в., переложил 42 басни латинским элегическим дистихом; в Средневековье басни Авиана, несмотря на их не очень высокий художественный уровень, пользовались большой популярностью. Латинские версии многих басен Эзопова сборника, с добавлением более поздних сказок, а затем и средневековых фаблио, составили т. н. сборник «Ромул». Около 100 г. н. э. живший, по-видимому, в Сирии Бабрий, римлянин по происхождению, изложил эзоповы басни греческими стихами размером холиямб. Сочинения Бабрия были включены Планудом (1260-1310) в его знаменитую коллекцию, оказавшую влияние на позднейших баснописцев. Интерес к басням Эзопа переносился и на его личность; за неимением достоверных сведений о нем прибегали к легенде. Фригийский краснобай, иносказательно поносивший сильных мира сего, естественно, представлялся человеком сварливым и злобным, наподобие гомеровского Терсита, а потому и портрет Терсита, подробно изображенный Гомером, был перенесен и на Эзопа. Его представляли горбатым, хромым, с лицом обезьяны – одним словом, во всех отношениях безобразным и прямо противоположным божественной красоте Аполлона; таким он изображался и в скульптуре, между прочим – в том интересном изваянии, которое до нас сохранилось. В средние века была сочинена в Византии анекдотическая биография Эзопа, которая долго принималась за источник достоверных сведений о нем. Эзоп представлен здесь рабом, за бесценок продаваемым из рук в руки, постоянно обижаемым и товарищами-рабами, и надсмотрщиками, и хозяевами, но умеющим удачно мстить своим обидчикам. Эта биография не только не вытекла из подлинной традиции об Эзопе – она даже и не греческого происхождения. Ее источник – еврейская повесть VI в. до н. э. о мудром Ахикаре, принадлежащая к циклу легенд, которыми была окружена у позднейших евреев личность царя Соломона. Сама повесть известна, главным образом, из древнеславянских переделок («Повесть об Акире Премудром»). Мартен Лютер открыл, что книга басен Эзопа является не единоличным произведением одного автора, а сборником более древних и более новых басен, и что традиционный образ Эзопа – плод «поэтического сказания». Басни Эзопа были переведены (часто переработаны) на многие языки мира, в т. ч. знаменитыми басенниками Жаном Лафонтеном и Иваном Крыловым. На русском языке полный перевод всех басен Эзопа был опубликован в 1968 г.
Досье личности
ЭЗОП
Имя латиницей: Aisopos; Aesop
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.580 до н.э.
Место рождения: Фригия, Древняя Греция
Дата смерти: реконструировано 00.00.530 до н.э. Возраст (50)
Знак зодиака: Неизвестно
География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.
Ключевые слова: драматург, литература, основатель, писатель, поэт, прототип.
Anno: -0547
ЭЗОП
- Когда ты при царском дворе, то все, что ты слышишь, пусть в тебе и умрет, чтобы тебе самому не пришлось безвременно умереть.
- С женою будь хорош, чтобы не захотелось ей испытать и другого мужчину.
- Если кому-нибудь везет, не завидуй ему, а порадуйся с ним вместе, и его удача будет твоей.
- Лучше научиться поздно, чем никогда.
- В супружеской жизни жена – твой противник, который всегда при оружии и все время измышляет, как бы тебя подчинить.
- Живи тем, что у тебя есть, а сегодняшний излишек сохраняй на завтра: лучше добро оставить врагам, чем самому побираться по друзьям.
- Плохо придется людям, когда каждый потребует своего.
- Нет ничего совершенного, чтобы быть свободным от всяких упреков.
- Убийцы не те, кто делает кинжалы, а те, кто пользуется их изделиями; так и обо мне злословят не клеветники, а ты, если ты пользуешься их клеветой.
- Лаской почти всегда добьешься больше,чем грубой силой.
- Одна ласточка весны не делает.
- Истинное сокровище для людей – умение трудиться.
- Для людей работа является наслаждением.
- Если человек берется за два дела, прямо противоположных друг другу, – одно из них непременно не удастся ему.
- Благодарность – признак благородства души.
- Велико ли, мало ли зло, его не надо делать.
- Истинный друг познается в несчастье.
- Не заводи знакомства с теми, кто новых друзей предпочитает старым. Знай: как изменили нам, своим испытанным товарищам, так изменят и новым.
- Когда посетит тебя горе, взгляни вокруг и утешься: есть люди, доля которых еще тяжелее твоей.
- Надменный и упрямый делает все по-своему, не слушает ничьих советов и скоро становится жертвой своих заблуждений.
- Вдвойне тяжелее переносить обиды со стороны тех людей, от которых мы всего менее вправе ожидать их.
- Ненасытное честолюбие помрачает ум человека, и он не замечает грозящих ему опасностей.
- Если тебе не спастись от смерти, умри, по крайней мере, со славой.
- Не всегда будет лето. развернуть
- АЛЬФРЕД Великий (849 - 899)
- АРИСТОФАН (драматург) (446 до н.э. - 386 до н.э.)
- БАБРИЙ (110 - 180)
- БЬЮИК Томас (1753 - 1828)
- ГЕРАКЛИД Понтийский (388 до н.э. - 315 до н.э.)
- ГЕРОДОТ (490 до н.э. - 425 до н.э.)
- ГОДОВАНЕЦ Никита Павлович (1893 - 1974)
- ГОМЕР (780 до н.э. - 712 до н.э.)
- ДЕМЕТРИЙ Фалерский (365 до н.э. - 285 до н.э.)
- ДИОГЕН Синопский (410 до н.э. - 323 до н.э.)
- КРЕЗ (595 до н.э. - 546 до н.э.)
- КРИСТИНА Августа I (1626 - 1689)
- КРЫЛОВ Иван Андреевич (1769 - 1844)
- ЛАФОНТЕН Жан де (1621 - 1695)
- ЛИСИПП (390 до н.э. - 300 до н.э.)
- ЛЮТЕР Мартин (1483 - 1546)
- ОКТАВИАН АВГУСТ (63 до н.э. - 14)
- ПЕДЕРСЕН Кристьерн (1480 - 1554)
- ПЛАНУД Максим (1260 - 1310)
- РИЧЧИ Маттео (1552 - 1610)
- СОЛОМОН (царь) (1000 до н.э. - 928 до н.э.)
- СОЛОН (640 до н.э. - 559 до н.э.)
- СТАНЯВИЧЮС Симонас (1799 - 1848)
- ФЕДР (баснописец) (15 до н.э. - 70)
- ФЕРЕКИД (584 до н.э. - 490 до н.э.)
- ЯХМОС II (569-525 до н. э.) (590 до н.э. - 525 до н.э.)
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- http://ru.wikipedia.org
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- Большая советская энциклопедия. 3-е издание
- http://www.litra.ru
- http://krotov.info