древнегреческий философ, ученик Антисфена, основателя школы киников. Из-за большого числа противоречащих друг другу описаний и доксографий его фигура сегодня предстает слишком неоднозначной. Работы, приписываемые ему и дошедшие до наших дней, вероятнее всего созданы последователями и принадлежат более позднему времени. Также сохранилась информация о существовании в один период по крайней мере пяти Диогенов. Это значительно усложняет систематическую организацию сведений о Диогене Синопском. Имя Диогена, из анекдотов и легенд, в которых оно принадлежало амбивалентной фигуре мудреца-фигляра и интегрировало обширный вымысел, зачастую переносилось в критические работы других философов (Аристотель, Диоген Лаэртский и т. д.). На почве анекдотов и притч возникла целая литературная традиция античности, воплощенная в жанрах апофтегм и хрий (Диоген Лаэртий, Метрокл из Маронеи, Дион Хрисостом и др.). Наиболее известна история о том, как Диоген днем с огнем искал Человека (та же история рассказывалась об Эзопе, Гераклите, Демокрите, Архилохе и др.). Основной источник сведений о нем – трактат «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» Диогена Лаэртия. Утверждая у Диогена Синопского бессистемность взглядов и отсутствие учения в целом, Диоген Лаэртий все же сообщает, ссылаясь на Сотиона, о 14 сочинениях Диогена, среди которых представлены как философские работы («О добродетели», «О добре» и т. д.), так и несколько трагедий. Обратившись, однако, к обширному числу кинических доксографий, можно прийти к заключению о существовании у Диогена вполне сформированной системы взглядов. По этим свидетельствам, он, проповедуя аскетический образ жизни, презирал роскошь, довольствуясь одеждой бродяги, используя для жилья пифос (большой сосуд для вина), а в средствах выражения зачастую был настолько прямолинеен и груб, что снискал себе имена «Собака» и «сумасшедший Сократ». Не вызывает сомнений, что в своих беседах и повседневной жизни Диоген нередко вел себя как маргинальный субъект, эпатирующий ту или иную аудиторию не столько с целью оскорбления или унижения ее, но сколько из потребности обратить внимание на основания социума, религиозных норм, института брака и т. д. Утверждал примат добродетели перед законами общества; отвергал веру в богов, установленных религиозными институтами. Отвергал цивилизацию, в частности государство, считая его лживым изобретением демагогов. Объявлял культуру насилием над человеческим существом и призывал, чтобы человек вернулся в первобытное состояние; проповедовал общность жен и детей. Себя объявлял гражданином мира; пропагандировал относительность общепринятых норм морали; относительность авторитетов не только среди политиков, но и среди философов. Так, хорошо известны его отношения с Платоном, которого он считал болтуном. В целом Диоген признавал только основанную на подражании природе аскетическую добродетель, находя в ней единственную цель человека. В позднейшей традиции негативные действия Диогена по отношению к обществу были, более чем вероятно, умышленно гиперболизированы. Поэтому вся история жизни и творчества этого мыслителя предстает как миф, созданный множеством историков и философов. Затруднительно обнаружить однозначные сведения даже биографического характера. Благодаря своей оригинальности является одним из самых ярких представителей античности, а заданная им киническая парадигма позже оказала серьезное влияние на самые различные философские концепции. Умер, согласно Диогену Лаэртскому, в один день с Александром Македонским. На его могиле был воздвигнут мраморный памятник в виде собаки, с эпитафией.
Досье личности
ДИОГЕН Синопский
Имя латиницей: Diogenes of Sinope; Diogenes the Cynic
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.410 до н.э.
Место рождения: Синоп, Древняя Греция
Дата смерти: 10.06.323 до н.э. Возраст (86)
Место смерти: Коринф, Древняя Греция
Знак зодиака: Неизвестно
География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.
Ключевые слова: знание, наука, философ.
Anno: -0340
ДИОГЕН Синопский
- [Диоген] говорил, что когда он видит правителей, врачей или философов, то ему кажется, будто человек – самое разумное из живых существ, но когда он встречает снотолкователей, прорицателей или людей, которые им верят, (...) то ему кажется, будто ничего не может быть глупее человека.
- (Диоген) говорил, что, протягивая руку друзьям, не надо сжимать пальцы в кулак.
- (Диоген) говорил, что берет пример с учителей пения, которые нарочно берут тоном выше, чтобы ученики поняли, в каком тоне нужно петь им самим.
- Увидев однажды женщину, непристойным образом распростершуюся перед статуями богов, и желая избавить ее от суеверия, он (Диоген) подошел и сказал: «А ты не боишься, женщина, что, быть может, бог находится позади тебя, ибо все полно его присутствием, и ты ведешь себя непристойно по отношению к нему?»
- Когда он [Диоген] грелся на солнце (...), Александр [Великий], остановившись над ним, сказал: «Проси у меня, чего хочешь»; Диоген ответил: «Не заслоняй мне солнца».
- Когда кто-то читал длинное сочинение и уже показалось неисписанное место в конце свитка, Диоген воскликнул: «Мужайтесь, други: виден берег!»
- Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: «Человек есть животное о двух ногах, лишенное перьев», Диоген ощипал петуха и принес к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» После этого к определению было добавлено: «И с широкими ногтями».
- Человеку, спросившему, в какое время следует завтракать, он (Диоген) ответил: «Если ты богат, то когда захочешь, если беден, то когда можешь».
- Когда кто-то задел его бревном, а потом крикнул: «Берегись!» – он (Диоген) спросил: «Ты хочешь еще раз меня ударить?»
- Среди бела дня он (Диоген) бродил с фонарем в руках, объясняя: «Ищу человека».
- Тем, кто боялся недобрых снов, он (Диоген) говорил, что они не заботятся о том, что делают днем, а беспокоятся о том, что им приходит в голову ночью.
- Когда кто-то, завидуя Каллисфену, рассказывал, какую роскошную жизнь делит он с Александром (Македонским), Диоген заметил: «Вот уж несчастен тот, кто и завтракает и обедает, когда это угодно Александру!»
- Об одной грязной бане он спросил: «А где мыться тем, кто мылся здесь?»
- (Диоген) просил подаяния у статуи; на вопрос, зачем он это делает, он сказал: «Чтобы приучить себя к отказам».
- На вопрос, в каком возрасте следует жениться, Диоген ответил: «Молодым еще рано, старым уже поздно».
- Когда у него убежал раб, ему советовали пуститься на розыски. «Смешно, – сказал Диоген, – если Манет может жить без Диогена, а Диоген не может жить без Манета».
- Спрошенный кем-то, почему люди подают попрошайкам, а философам – никогда, Диоген ответил: «Потому что предполагают, что хромыми и слепыми они еще могут стать, а философами – никогда».
- Возвращаясь из Олимпии, на вопрос, много ли там было народу, он (Диоген) ответил: «Народу много, а людей немного».
- На вопрос, откуда он, Диоген сказал: «Я – гражданин мира».
- Тому, кто стыдил его за то, что он бывает в нечистых местах, он сказал: «Солнце тоже заглядывает и помойные ямы, но от этого не оскверняется».
- У расточителя он (Диоген) просил целую мину; тот спросил, почему у других он выпрашивает обол, а у него целую мину. «Потому, – ответил Диоген, – что у других я надеюсь попросить еще раз, а доведется ли еще попросить у тебя, одним богам ведомо».
- Увидев прихорашивающуюся старуху, Диоген сказал: «Если для живых – ты опоздала, если для мертвых – поторопись».
- Увидев судачивших женщин, Диоген сказал: «Одна гадюка у другой берет яд взаймы».
- Поучать старца – что лечить мертвеца.
- Однажды Диоген, завтракая в харчевне, позвал к себе проходившего мимо Демосфена. Тот отказался. «Ты стыдишься, Демосфен, зайти в харчевню? – спросил Диоген, – а ведь твой хозяин бывает здесь каждый день!» – подразумевая весь народ и каждого гражданина в отдельности.
- Как-то Диоген, прибыв в Олимпию и заметив в праздничной толпе богато одетых родосских юношей, воскликнул со смехом: «Это спесь». Затем философ столкнулся с лакедемонянами в поношенной и неопрятной одежде. «Это тоже спесь, но иного рода», – сказал он.
- Когда распространился слух, что Филипп [Македонский] приближается, на коринфян напал ужас, и все принялись за дело: кто готовил оружие, кто таскал камни, кто исправлял стену (...). Диоген, видя это (...), стал усерднейшим образом катать взад и вперед (...) большой горшок, в котором он тогда жил. На вопрос кого-то из знакомых: «Что это ты делаешь, Диоген?» – он отвечал: «Катаю мой горшок, чтобы не казалось, будто я один бездельничаю, когда столько людей работает».
- Некий софист спросил Диогена: «Я – это не ты, верно?» – «Верно», – сказал Диоген. «Я – человек». – «И это верно», – сказал Диоген. «Следовательно, ты – не человек». – «А вот это, – сказал Диоген, – ложь, и если ты хочешь, чтобы родилась истина, начни рассуждение с меня».
- Диоген, увидев, как ехавший на колеснице олимпионик Диоксипп все больше поворачивал назад голову, заглядевшись на красивую женщину, смотревшую на шествие, и не в силах оторвать от нее глаз, воскликнул: «Смотрите, как бы девчонка не свернула молодцу шею!»
- Однажды афинянин смеялся над ним [Диогеном] в таких словах: «Почему ты, когда хвалишь лакедемонян и порицаешь афинян, не отправляешься в Спарту?» (...) – «Врачи обыкновенно посещают больных, а не здоровых».
- Диоген (...) велел бросить себя без погребения. «Как, на съедение зверям и стервятникам?» – «Отнюдь! – ответил Диоген. – Положите рядом со мной палку, и я буду их отгонять». – «Как же? Разве ты почувствуешь?» – «А коли не почувствую, то какое мне дело до самых грызучих зверей?» развернуть
- АЛЕКСАНДР Македонский (356 до н.э. - 323 до н.э.)
- АНТИСФЕН из Афин (445 до н.э. - 370 до н.э.)
- АПОЛЛОДОР Селевкийский (190 до н.э. - 120 до н.э.)
- АРИСТОТЕЛЬ (384 до н.э. - 322 до н.э.)
- АРХИЛОХ (660 до н.э. - 610 до н.э.)
- ГЕРАКЛИТ Эфесский (544 до н.э. - 483 до н.э.)
- ГИППАРХИЯ (390 до н.э. - 330 до н.э.)
- ДЕМОКРИТ (460 до н.э. - 370 до н.э.)
- ДИАГОР Мелосский (485 до н.э. - 425 до н.э.)
- ДИОГЕН Лаэртий (357 до н.э. - 298 до н.э.)
- ДИОН Хрисостом (40 - 120)
- ЕВБУЛИД (395 до н.э. - 340 до н.э.)
- КРАТЕТ Фиванский (365 до н.э. - 285 до н.э.) (КРАТЕТ ФИВАНСКИЙ был последователем учения ДИОГЕНА Синопского)
- МЕНИПП Гадарский (300 до н.э. - 240 до н.э.)
- МЕТРОКЛ (340 до н.э. - 260 до н.э.)
- МОНИМ Сиракузский (390 до н.э. - 340 до н.э.) (ДИОГЕН Синопский оказал внияние на философские взгляды МОНИМА)
- ОНЕСИКРИТ (360 до н.э. - 290 до н.э.) (ОНЕСИКРИТ был последователем ДИОГЕНА Синопского)
- ПЛАТОН (философ) (427 до н.э. - 347 до н.э.)
- СТИЛЬПОН из Мегары (370 до н.э. - 280 до н.э.)
- ФЕОДОР из Кирены (математик) (430 до н.э. - 360 до н.э.)
- ФЕОДОР из Кирены (философ) (340 до н.э. - 250 до н.э.)
- ФИЛОДЕМ из Гадары (110 до н.э. - 35 до н.э.)
- ЭЗОП (580 до н.э. - 530 до н.э.)
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.e-reading.org.ua
- http://www.epwr.ru
- http://www.epwr.ru
- http://www.portal-slovo.ru
- http://www.krugosvet.ru