древнегреческий философ и астроном IV в. до н. э. Диоген Лаэртский сообщает, что в своем родном городе Гераклид убил местного тирана, а во всех остальных отношениях был весьма экстравагантным человеком, склонным к мистификациям. Прибыв позднее в Афины, был слушателем пифагорейцев, Платона, Аристотеля. Сочинения Гераклида, бывшие очень популярными в античности, до нас не дошли. Судя по высказываниям позднейших авторов, он писал на этические, физические, грамматические и эстетические темы. Его взгляды на строение вещества являются своеобразным синтезом воззрений Эмпедокла и Демокрита. Подобно первому из них, он полагал вещество состоящим из четырех стихий, между которыми действуют две силы – Любовь и Вражда. Но сами эти стихии он полагал состоящими из мельчайших частиц, аналогов демокритовских атомов; Любовь способствует объединению атомов одного и того же элемента. Другим отличием от воззрений атомистов является то, что Гераклид отрицал существование абсолютной пустоты: он полагал, что мир заполнен тончайшим веществом – эфиром. Астрономические идеи ученого носят новаторский характер, хотя он не занимался их математическим развитием. Наиболее известная из них – идея вращения Земли вокруг оси, что объясняло суточное вращение небесной сферы. Ранее аналогичная идея высказывалась пифагорейцами Гикетом и Экфантом, о которых почти ничего не известно (возможно, они на самом деле являются персонажами диалогов Гераклида); намек на эту идею содержится также в диалоге Платона «Тимей». Далее, по сообщению латинского автора Халкидия, Гераклид полагал, что планета Венера иногда находится «ниже» Солнца, иногда – «выше». Обычно это интерпретируется таким образом, что Венера обращается вокруг Солнца, которое, в свою очередь обращается вокруг Земли (то же самое относится и к Меркурию, который в этом отрывке не упоминается, хотя ранее Халкидий отмечает, что особенности видимого движения обеих нижних планет аналогичны). Это представление впоследствии было широко распространено в античности (по мнению историка науки С. В. Житомирского, его разделял Архимед) и раннем Средневековье. Этим объяснялось то обстоятельство, что Венера и Меркурий всегда соседствуют на небе с Солнцем. Развитием этих представлений можно считать систему мира Тихо Браге (XVI в.), у которого уже все планеты считались спутниками Солнца. Альтернативную интерпретацию этого отрывка Халкидия предложил выдающийся историк науки Отто Нейгебауер, к которому присоединился, в частности, Брюс Иствуд. Согласно Нейгебауеру, выражения «ниже» и «выше» нужно понимать в том смысле, что Венера иногда опережает Солнце в своем движении по небу, иногда отстает от него (но в таком случае становится непонятным, при чем здесь Гераклид вообще, поскольку эта особенность в видимом движении Венеры и Меркурия известна с древнейших времен). По сообщению позднеантичного автора Симпликия, Гераклид полагал, что видимая нерегулярность «относительно Солнца» может быть объяснена тем, что «Земля в некотором смысле движется, а Солнце в некотором смысле неподвижно». Наиболее радикальную интерпретацию этого отрывка предложил известный итальянский астроном Джованни Скиапарелли, согласно которому под нерегулярностью относительно Солнца нужно полагать нерегулярность в движении планет, которые в оппозиции с Солнцем совершают попятные движения; в этом случае отрывок из Симпликия означает, что для объяснения попятного движения планет Гераклид предположил обращение Земли вокруг Солнца. Близкую интерпретацию и отрывка Халкидия, и отрывка Симпликия предложил Бартел ван дер Варден: по его мнению, Гераклид полагал, что и Солнце, и Венера, и Земля вращаются по окружностям вокруг единого центра, причем период одного оборота Земли составляет один год. В подтверждение своей точки зрения ван дер Варден приводит одно место из диалога Платона «Законы», где говорится, что каждое из блуждающих светил (Солнце, Луна, планеты) «совершает не много круговых движений, но лишь одно»; именно так и обстоят дела в случае, если попятные движения планет объясняются движением Земли по окружности, охватывающей Солнце. Большинство историков, однако, категорически не согласны со Скиапарелли и ван дер Варденом и дают другие интерпретации обсуждаемого отрывка. Как бы то ни было, Гераклида следует считать важнейшим предшественником Аристарха Самосского. Он высказывался также о физической природе небесных тел. По словам Псевдо-Плутарха (Аэция?), Гераклид считал, что «каждая звезда представляет собой мир, включающий землю, воздух, эфир [который сам находится] в беспредельном эфире». Этот взгляд Гераклида органически сочетается с его мнением о подвижности Земли требует, поскольку в этом случае суточное вращение неба считается кажущимся, а не реальным, как в случае неподвижной Земли, и нет необходимости полагать, что звезды являются жестко закрепленными на некоторой сфере.
Досье личности
ГЕРАКЛИД Понтийский
Имя латиницей: Heraclides Ponticus
Пол: мужской
Дата рождения: 00.00.388 до н.э.
Место рождения: Гераклея Понтийская, ныне Турция
Дата смерти: 00.00.315 до н.э. Возраст (73)
Знак зодиака: Неизвестно
География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.
Ключевые слова: астроном, знание, наука, физик, философ.
Anno: -0321
ГЕРАКЛИД Понтийский
- АЛКЕЙ (626 до н.э. - 580 до н.э.)
- АРИСТАРХ Самосский (310 до н.э. - 230 до н.э.)
- АРИСТОТЕЛЬ (384 до н.э. - 322 до н.э.)
- АРХИМЕД (287 до н.э. - 212 до н.э.)
- АСКЛЕПИАД Вифинский (129 до н.э. - 40 до н.э.)
- БРАГЕ Тихо (1546 - 1601)
- ВАН ДЕР ВАРДЕН Бартел Лендерт (1903 - 1996)
- ДЕМОКРИТ (460 до н.э. - 370 до н.э.)
- ДИОГЕН Лаэртий (357 до н.э. - 298 до н.э.)
- ДИОН Сиракузский (408 до н.э. - 354 до н.э.)
- ДИОНИСИЙ II Младший (397 до н.э. - 337 до н.э.)
- КАЛЛИПП (тиран) (400 до н.э. - 352 до н.э.)
- КЛЕАРХ из Сол (345 до н.э. - 270 до н.э.)
- МЕНЕДЕМ Эретрийский (345 до н.э. - 260 до н.э.)
- НЕЙГЕБАУЭР Отто (1899 - 1990)
- ПЛАТОН (философ) (427 до н.э. - 347 до н.э.) (ПЛАТОН был учителем ГЕРАКЛИДА)
- ПРОТАГОР из Абдер (480 до н.э. - 410 до н.э.)
- СИМПЛИКИЙ (490 - 549)
- СКИАПАРЕЛЛИ Джованни Вирджинио (1835 - 1910)
- ЭЗОП (580 до н.э. - 530 до н.э.)
- ЭКФАНТ (399 до н.э. - 345 до н.э.)
- ЭМПЕДОКЛ из Агригента (491 до н.э. - 434 до н.э.)
- ЭПИХАРМ (530 до н.э. - 450 до н.э.) (ЭПИХАРМ в своих работах критиковал философские взгляды ГЕРАКЛИДА)
- И. Г. Колчинский и др. Астрономы. - Киев, Наукова думка, 1986
- Ю. А. Храмов. Физики. - Киев, Наукова думка, 1977
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.krugosvet.ru