испанский художник, скульптор, график, керамист и дизайнер. Основоположник кубизма (совместно с Жоржем Браком и Хуаном Грис), в котором трехплоскостное тело в оригинальной манере рисовалось как ряд совмещенных воедино плоскостей. Начал рисовать с самого детства, первые уроки художественного мастерства получил у своего отца – учителя рисования Хосе Руиса, и вскоре сильно в этом преуспел. В 8 лет написал свою первую серьезную картину маслом – «Пикадор», с которой он не расставался в течение всей жизни. В 1894-1895 гг. на севере Испании учился в местной школе искусств. В 1895 г. он поступил в школу изящных искусств Ла-Лонха. В начале октября 1897 г. уехал в Мадрид, где поступил в Королевскую Академию изобразительных искусств Сан-Фернандо. В 1898 г. в Барселоне вступил в художественное общество «Els Quatre Gats», по названию богемного кафе с круглыми столами. В этом кафе вскоре прошла его первая выставка. В Барселоне сблизился со своими будущими друзьями Карлосом Касахемасом и Жаиме Субартесом, впоследствии ставшими персонажами его знаменитых полотен. В 1900 г. уехал в Париж, где познакомился с творчеством импрессионистов. В начале 1902 г. он начал делать работы в стиле, впоследствии названном «голубым периодом». Стиль этот он разработал по возвращении в Барселону в 1903-1904 гг. В работах этого периода ярко выражены темы старости и смерти, характерны образы нищеты, меланхолии и печали («Женщина с пучком волос», 1903); движения людей замедлены, они словно вслушиваются в себя («Любительница абсента», 1901; «Женщина с шиньоном», 1901 г; «Свидание», 1902; «Нищий старик с мальчиком», 1903; «Трагедия», 1903). Его произведение переходного периода – от «голубого» к «розовому» – «Девочка на шаре» (1905, Музей изобразительных искусств, Москва).
В 1904 г. он поселился в Париже, где нашел пристанище в знаменитом монмартрском общежитии для бедных художников Бато-Лавуар: так начался т. н. «розовый период», в котором печаль и нищета «голубого периода» сменилась образами из более живого мира театра и цирка. Кубистический период в творчестве художника заканчивается вскоре после начала Первой мировой войны. В сентябре 1916 г. участвовал в постановке новаторского «сюрреалистического» балета «Парад» для «Русского балета» Сергея Дягилева. В 1925 г. начинается сюрреалистический период творчества художника. Он оставался в Париже с 1940 по 1944 гг. В 1944 г. Пикассо стал членом Французской коммунистической партии. Его гуманистические воззрения проявляются в его работах: в 1950 г. он рисует знаменитого «Голубя мира». В 1956 г. на французские экраны вышла документальная лента о художнике – «Таинство Пикассо». Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны и не равны по качеству («Мастерская в Каннах», 1956). Согласно оценке Музея современного искусства в Нью-Йорке, за свою жизнь он создал около 20 тысяч работ. Эксперты назвали его самым дорогим художником – в 2008 г. объем официальных продаж его работ составил 262 миллионов долларов. 4 мая 2010 г. его картина «Обнаженная, зеленые листья и бюст», проданная на аукционе Кристис за 106 482 000 долларов, стала самым дорогим произведением искусства, когда-либо проданным в мире. По результатам опроса 1,4 млн читателей, проведенного газетой «The Times» в 2009 г., он был признан лучшим художником среди живших за последние 100 лет. Его полотна стоят на первом месте по «популярности» среди похитителей.