французский писатель, художник, театральный деятель, режиссер, сценарист. Сын адвоката и художника-любителя, покончившего с собой, когда сыну было 9 лет. Не получил систематического образования. С середины 1910-х гг. вошел в художественные круги Парижа, познакомился с Марселем Прустом, Андре Жидом, Сергеем Дягилевым, Пабло Пикассо, Эриком Сати и др., оказал влияние на сюрреалистов (затем вошел в конфликт с Андре Бретоном), позднее сблизился с Жаном Маре и Эдит Пиаф. Известен многолетним творческим и любовным союзом с актером Жаном Маре, с которым прожил вместе около 25 лет. С 1916 г. издавался в литературном американском журнале «Литтл Ревю», основанном Джейн Хип и Маргарет Андерсон. В 1955 г. был избран членом Французской Академии, Королевской Академии Бельгии. Командор ордена Почетного легиона, член Академии Малларме, многих национальных Академий мира, почетный президент Каннского кинофестиваля, Академии джаза и др. Среди его произведений – либретто и тексты для десятков опер, балетов и ораторий, в числе которых многие сделали имя не только своему автору, но и составили историю всей французской музыки. Особенное значение для Жана Кокто имел скандально легендарный балет Сати-Пикассо-Кокто «Парад», поставленный в мае 1917 г. русским балетом Дягилева в Париже. Шумная премьера «первого сюрреалистического спектакля» в истории сделала имя не только Кокто, но и всем остальным участникам этого эпатажного представления. Общение с Эриком Сати, одним из самых особенных и странных композиторов XX в. имело наибольшее значение для формирования и творческого, и личного почерка Кокто. Пять лет спустя Жан Кокто совместно с Эриком Сати и при поддержке известного критика Анри Колле инициировал создание знаменитой французской группы «Шести» молодых композиторов, прообразом которой послужила «Могучая кучка» или «Русская пятерка», как ее чаще называли во Франции. Выступал также сценаристом фильмов Жана Деланнуа («Вечное возвращение», 1943; «Принцесса Клевская», 1960), Робера Брессона («Дамы Булонского леса», 1945) и др. Роман «Ужасные дети» был в 1950 г. экранизирован Жаном Мельвилем. Позднее тот же сюжет был переработан Гилбертом Адэром и воплощен Бернардо Бертолуччи в фильме «Мечтатели» (2003). Пьеса «Двуглавый орел» легла в основу фильма Микеланджело Антониони «Тайна Обервальда», а у Педро Альмодовара в фильме «Закон желания» показана постановка пьесы Кокто «Человеческий голос».
Досье личности
КОКТО Жан
Имя латиницей: Cocteau Jean
Пол: мужской
Дата рождения: 05.07.1889
Место рождения: Мезон-Лаффит, около Парижа, Франция
Дата смерти: 11.10.1963 Возраст (74)
Место смерти: Мийи-ла-Форе, около Парижа, Франция
Знак зодиака: Рак
По восточному: Бык
География: ЕВРОПА, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ, ФРАНЦИЯ.
Ключевые слова: девиация, живопись, инфаркт, искусство, кино, литература, ЛИЧНОСТИ журнал, писатель, поэт, режиссер, сценарист, театр, художник.
Anno: 1920
Жан КОКТО
- Почему генералы такие тупые? Потому что их набирают среди полковников.
- Во фразе: «Картины Пикассо – это мазня» – о Пикассо не сказано ничего, зато о говорящем – все.
- Я знаю, что искусство совершенно необходимо, только не знаю зачем.
- Раньше женщины кормили грудью младенцев, теперь – кинопродюсеров.
- Стиль – это простой способ говорить сложные вещи.
- История – это правда, которая становится ложью. Миф – это ложь, которая становится правдой.
- Вундеркинды, как правило, дети родителей с богатым воображением.
- Виктор Гюго был безумцем, который вообразил себя Виктором Гюго.
- Если ты знаменитость, неприятно, что все кругом тебя знают, и совершенно ужасно, когда тебя не узнают.
- Разумеется, я верю в счастливую случайность, иначе как объяснить успехи людей, которых я не выношу?
- В большом городе можно больше увидеть, зато в маленьком – больше услышать.
- Режиссеры бывают трех видов: умные, изобретательные и большинство.
- Такт в дерзости – это умение почувствовать, до какого предела можно зайти слишком далеко. развернуть
Жан КОКТО в фотографиях:
- АЗНАВУР Шарль (1924 - 2018)
- АЛЕКСЕЕВ Николай Валентинович (1942 - 1996)
- АЛЬБИЦКАЯ Любовь Алексеевна (1941 - )
- АЛЬДО Г. Р. (1905 - 1953)
- АЛЬМОДОВАР Педро (1951 - )
- АНТОНИОНИ Микеланджело (1912 - 2007)
- АРХАНГЕЛЬСКАЯ Наталья Сергеевна (1937 - )
- БАЛЬТЮС (1908 - 2001)
- БАРНИ Натали (1876 - 1972)
- БЕЛЯКОВИЧ Валерий Романович (1950 - 2016)
- БЕРЖЕ Пьер (1930 - 2017)
- БЕРТОЛУЧЧИ Бернардо (1941 - )
- БЛАНШ Жак-Эмиль (1861 - 1942)
- БОБЫЛЕВ Иван Тимофеевич (1925 - 2014)
- БРЕКЕР Арно (1900 - 1991)
- БРЕССОН Робер (1907 - 1999)
- БРЕТОН Андре (1896 - 1966)
- ВАСИЛЬЕВА Вера Кузьминична (1925 - )
- ВЕНГЕР Виталий Константинович (1928 - 2016)
- ВИЛЬКИН Александр Михайлович (1943 - )
- ВИСКОНТИ Лукино (1906 - 1976)
- ВИТЕЗ Антуан (1930 - 1990)
- ВЛАДИМИРОВ Игорь Петрович (1919 - 1999)
- ДЕЛАННУА Жан (1908 - 2008)
- ДЯГИЛЕВ Сергей Павлович (1872 - 1929)
- ЕРМАКОВА Валентина Александровна (1924 - 2003)
- ЖИД Андре (1869 - 1951)
- КАПУСТИНА Вера Яковлевна (1923 - 1989)
- КАРДЕН Пьер (1922 - 2020)
- КОЛДЕР Александер (1898 - 1976)
- КОЛЕТТ (1873 - 1954)
- ЛОРАНСЕН Мари (1883 - 1956)
- МАРЕ Жан (1913 - 1998)
- МЕЛЬВИЛЬ Жан Пьер (1917 - 1973)
- МОКЕЕВ Михаил Дмитриевич (1951 - )
- МОНЬЕ Адриенна (1892 - 1955)
- НЬЮМЕН Арнольд (1918 - 2006)
- ПАЛЕЙ Наталья Павловна (1905 - 1981)
- ПАСТУХОВА Мария Фоминична (1918 - 2003)
- ПИАФ Эдит (1915 - 1963)
- ПИКАССО Пабло (1881 - 1973)
- ПРУСТ Марсель (1871 - 1922)
- ПУЛЕНК Франсис (1899 - 1963)
- РАДИГЕ Реймон (1903 - 1923)
- РИНГЕЛЬНАЦ Иоахим (1883 - 1934)
- РИХТЕР Ханс (режиссер) (1888 - 1976)
- РОРЕМ Нэд (1923 - 2022)
- РУБИНШТЕЙН Ида Львовна (1883 - 1960)
- САЗОНОВА Нина Афанасьевна (1917 - 2004)
- САТИ Эрик (1866 - 1925)
- СЕГОНЗАК Андре Дюнуайе де (1884 - 1974)
- СЕЛЬЕ Жермен (1909 - 1976)
- ТУМАНОВ Владимир Анатольевич (1953 - )
- УНТИЛОВА Екатерина Павловна (1961 - )
- ФЕЙЕР Эдвиж (1907 - 1998)
- ФУКС Эрнст (художник) (1930 - 2015)
- ХОХЛОВА Ольга (1891 - 1955)
- ЦИБУЛЬСКИЙ Збигнев (1927 - 1967)
- ЧЕХАНКОВ Федор Яковлевич (1939 - 2012)
- ШАНИНА Елена Юрьевна (1952 - )
- ЭББОТ Беренис (1898 - 1991)
- ЭРРАН Марсель (1897 - 1953)
- ЭФРОС Абрам Маркович (1888 - 1954)
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- Б. С. Штейнпресс. Энциклопедический музыкальный словарь. - Москва, Советская энциклопедия, 1966
- http://ru.wikipedia.org
- ЖУРНАЛ «ЛИЧНОСТИ» №110 (2017)
- www.chaskor.ru
- bulvar.com.ua
- tvkultura.ru
- snob.ru
- re-movie.ru
- izbrannoe.com