русский церковный деятель, архиепископ (с 1821), позднее митрополит московский (1825-1867). Родился в семье дьякона. Один из столпов отечественного Православия и учено-монашеской школы в России. Учился в Коломенской и Троицкой лаврской семинарии, был самым одаренным и любимым воспитанником Московского митрополита Платона (Левшина). С 1808 г. – монах, с 1809 г. – профессор философских наук в Санкт-Петербургской Духовной академии, с 1812 по 1819 гг. – ее ректор, в 1814 г. – первый доктор богословия в России. В 1819 г. назначен архиепископом Тверским, в 1820 г. переведен на ярославскую кафедру. С 1821 г. и до самой смерти – Московский архипастырь. В 1994 г. – канонизирован. Период пребывания Филарета в Санкт-Петербурге оказался самым плодотворным в его философско-богословском творчестве. Здесь он создает: 3-томник «Записки на книгу бытия»; «Начертание церковно-библейской истории», «Изложение разности между Восточной и Западной церковью в учении веры»; «Разговоры между испытующим и уверенным о Православии Восточной греко-российской церкви». Здесь же он пишет «Краткий» и «Пространный» катехизисы, принимает активное участие в переводе Библии на русский язык, придав межконфессиональному Библейскому обществу православное направление, составляет подробное «Обозрение богословских наук» – первый опыт их стройной систематизации на русском языке. В своем философско-богословском творчестве Филарет продолжает антиномическую, апофатико-катафатическую линию Платона (Левшина), усиливая ее крестную и эмпирико-метафизическую направленность, что было обусловлено все возрастающим натиском секулярной культуры: ее претензией на «истину», а порой и «спасение» без креста. В противовес секуляризму Филарет создает теоцентрическую, христоцентрическую концепцию человека и его свободы, когда только через синергический крест покаяния мы обретем право на вольное самовыражение и даже самобытие; когда только через личную «голгофу», предполагающую постоянное умерщвление любых плотских и секулярных страстей, мы можем рассчитывать на свое спасение. Из-за того же натиска секулярной культуры Филарет уделил особое внимание теории государства, создав первую в России историософскую концепцию монархизма на основе святоотеческой «симфонии» духовных и светских властей, но с новым акцентом на принципиальной необходимости их добровольно-нравственного, если не кенотического самоограничения. В этой историософской сфере у него нашлось много последователей: от К. П. Победоносцева и Л. А. Тихомирова до архиепископа Серафима (Соболева) и И. Л. Солоневича. Что же касается эмпирико-метафизической и весьма суровой составляющей философско-богословского творчества Филарета, то ее – как и в целом учено-монашескую школу в России – ждало однозначное и по сути разрушительное разделение на собственно скитское и отшельническое безмолвие, с одной стороны, и на чисто культуроносное христианство (особенно в лице белого духовенства и т. н. богоискателей конца XIX – начала XX в.), с другой. Филарет предвидел подобный поворот событий, отмечая «любовь к миру» в качестве главной причины появления чисто культуроносного и «мирского» христианства, когда «любовь к Богу» «соглашается приносить жертвы Богу, только чтобы ей не возбранялось принимать жертвы от мира; готова творить дела человеколюбия, только чтобы мир видел и одобрил их, даже любит ходить в храмы Богослужения, только чтобы мир за ней последовал» («Слово на второй день праздника Рождества Христова», 1814), вот почему он с годами все больше склонялся к полному уединению или в построенном им Гефсиманском скиту (недалеко от Троицко-Сергиевой лавры), или в Голутвином монастыре (под Коломной). Таким образом, учено-монашеская школа эпохи Платона (Левшина) видоизменялась в собственно скитскую общность. Антиномическая целостность по-святоотечески новой православной культуры терялась в крайностях сугубо монашеского и сугубо мирского порядка. И все же Филарет и его сподвижники в лице св. Игнатия Брянчанинова, Антония (Медведева), Иннокентия (Смирнова), Макария (Глухарева), А. В. Горского, А. Н. Муравьева, Н. В. Гоголя (порой просто пересказавшего некоторые проповеди Филарета в своих «Выбранных местах из переписки с друзьями») и многих других успели «распнуться миром» и создать полувековую эпоху в истории учено-монашеской школы в России, которая ознаменовалась публикацией первого русского перевода Нового Завета и Псалтырей в 1858 г., а затем, в 1876 г. и всей русской Библии; усилением миссионерской деятельности не только среди некрещеных народов, но и среди светской интеллигенции (вплоть до основания Общества любителей духовного просвещения); повсеместным распространением и благословлением скитской жизни в России, особенно в лице преподобного Серафима Саровского, дивеевских сестер и оптинских старцев. В результате духовный авторитет отечественного монашества, и в первую очередь Филарета, сильно вырос, так что даже заведомые противники Православия не имели серьезного повода критиковать монахов святофиларетовского круга. Однако вплоть до настоящего времени учение св. Филарета и его последователей подвергается цензурно-секулярному и интеллигентскому умолчанию.
Досье личности
ФИЛАРЕТ (Дроздов)
Другое имя: Дроздов Василий Михайлович – в миру
Имя латиницей: Filaret
Пол: мужской
Дата рождения: 06.01.1783
Место рождения: Коломна, Московская губерния, Россия
Дата смерти: 01.12.1867 Возраст (84)
Место смерти: Москва, Россия
Знак зодиака: Козерог
По восточному: Кот
География: РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ.
Ключевые слова: власть, епископ, митрополит, политика, религия.
Anno: 1809
(Дроздов) ФИЛАРЕТ
(Дроздов) ФИЛАРЕТ в фотографиях:
- АГАПИТ (1793 - 1854)
- АГАФАНГЕЛ (Соловьев) (1812 - 1876)
- ГОГОЛЬ Николай Васильевич (1809 - 1852)
- ГОЛИЦЫН Сергей Михайлович (1774) (1774 - 1859)
- ГОРСКИЙ Александр Васильевич (1812 - 1875)
- ИГНАТИЙ (Брянчанинов) (1807 - 1867)
- МАКАРИЙ (переводчик) (1792 - 1847)
- МУРАВЬЕВ Андрей Николаевич (1806 - 1874)
- ПЛАТОН (митрополит) (1737 - 1812)
- ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович (1827 - 1907)
- СЕРАФИМ САРОВСКИЙ (1754 - 1833)
- СОЛОНЕВИЧ Иван Лукьянович (1891 - 1953)
- ТИХОМИРОВ Лев Александрович (народник) (1852 - 1923)
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- Большая советская энциклопедия. 3-е издание
- http://ru.wikipedia.org
- pagez.ru
- www.sfi.ru
- www.hrono.ru
- www.pravoslavie.ru
- www.molitvoslov.com
- www.jcrelations.net
- www.meparh.ru
- www.krotov.info
- АРКАДИЙ (Ершов)
- АНТОНИЙ (Румовский)
- АНТОНИЙ (Марценко)
- АНТОНИЙ (Герасимов-Зыбелин)
- АНТОНИЙ (Абашидзе)
- АНДРЕЙ (Комаров)
- АНАТОЛИЙ (Каменский)
- АНАСТАСИЙ (Добрадин)
- АМВРОСИЙ (Яковлев-Орлин)
- АМВРОСИЙ (Смирнов)
- АМВРОСИЙ (Рождественский-Вещезеров)
- АЛЕКСИЙ (Бельковский)
- АЛЕКСАНДР (Трапицын)
- АЛЕКСАНДР (Тимофеев)
- ЗАЛУСКИЙ Юзеф Анджей
- СТЕПИНАЦ Алоизие
- СЛЕПОЙ Иосиф
- ДИОНИСИЙ Ареопагит
- ИННОКЕНТИЙ I
- СИНЕЗИЙ Киренский
- АНДРЕЙ Критский
- ОНИСИМ (апостол от 70)
- АВРААМИЙ (Дернов)
- АКАКИЙ Тверской и Кашинский
- ГЕОРГИЙ (Орлов)
- ДОРОФЕЙ (Маммелис)
- АГАФАНГЕЛ (Соловьев)
- ВЛАДИМИР (Сеньковский)
- САПЕГА Адам Стефан
- ДЮ ВЭР Гийом
- АФАНАСИЙ (Мартос)
- НИКАНОР (Каменский)
- НАФАНАИЛ (Савченко)
- КОССАКОВСКИЙ Юзеф Казимир
- АРТЕМИЙ (Ильинский)
- МЕЛЕТИЙ (Заборовский)
- ИОАНН (Смирнов)
- ДАМАСКИН
- ИОАНН ПАВЕЛ I
- ФЕОФИЛ Антиохийский
- МАГНУС Олаф
- АВРААМ (епископ Каррийский)
- ПАВЕЛ (Подлипский)
- РОМЕРО Оскар Арнульфо
- ЛИГАРИД Паисий
- ИОАСАФ (Сретенский)
- ДЫНХА V
- ГЕРАСИМ (митрополит Киевский)
- КОНСТАНТИН VI (патриарх Константинопольский)
- ВЕНИАМИН (Пуцек-Григорович)
- АНТОНИЙ СМИРНИЦКИЙ
- ЛАНДА Диего де
- ПЕТР (Смелич)
- ВАСИЛИЙ КАЛИКА
- СТЕБС Уильям
- НИЛ (Исакович)
- АНТОНИЙ (Храповицкий)
- НИКИФОР (Феотоки)
- ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ Валентин Феликсович
- СЕРАФИМ (Самойлович)
- АЛЕКСАНДР (Немоловский)
- ФИЛАРЕТ (Дроздов)
- ВАРЛААМ (Старорушин)
- МАКАРИЙ II (Москвитянин)