христианский богослов, проповедник и автор духовных гимнов, архиепископ города Гортины на Крите. Канонизирован в лике святителей, в Православной церкви память совершается 4 июля (по юлианскому календарю). Согласно его житию, он был немым от рождения до семилетнего возраста, когда чудесным образом исцелился, приняв причастие. С этого времени он начинает изучать Священное Писание и богословские науки. В возрасте 14 лет поступил в монастырь преподобного Саввы Освященного возле Иерусалима, где быстро заслужил уважение, ведя строгую монашескую жизнь. Позднее был назначен архидиаконом и специальным посланником Патриарха Иерусалимского на VI вселенском соборе. На соборе успешно противоборствовал еретическим учениям, обнаруживая не только всестороннюю образованность и глубокое знание догматов Церкви, но и высокий дух благочестия. Вскоре после собора он был отозван из Иерусалима в Константинополь и поставлен архидиаконом при церкви Святой Софии. В правление императора Юстиниана II был рукоположен в архиепископа города Гортины на Крите. Здесь он раскрывается как проповедник и поэт. Его проповеди отличаются высоким слогом и гармоничной фразой, что позволяет говорить о нем как об одном из выдающихся церковных ораторов Византийской эпохи. Скончался святитель на острове Лесбос, возвращаясь на Крит из Константинополя, куда он отправлялся по делам Церкви. Его погребли в церкви Святой Анастасии (позднее ее освятили во имя святого Андрея). Позже мощи Андрея Критского были перенесены в Константинополь. В 1350 г. русский паломник Стефан из Новгорода видел их в монастыре св. Андрея Критского в Константинополе. В 2017 г. в кафедральном соборе Андрея Критского в городе Арколохори на Крите паломникам демонстрировали мощи Андрея Критского (правую руку).
По данным исторических источников, Андрей Критский известен как сочинитель текстов и мелоса ирмосов, самогласных тропарей и самогласных стихир, которые сохранились в рукописных и печатных Ирмологиях, Минеях, Триодях, Стихирарях, Феотокариях. Помимо Великого покаянного канона святителю принадлежит авторство на каноны, посвященные главным византийским церковным праздникам, большинство из которых включено в современные богослужебные книги: каноны на Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Благовещение, Пасху, Преображение, Рождество Богородицы, Зачатие святой Анны, Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение главы Иоанна Предтечи, на дни памяти святых Маккавеев, поклонения веригам апостола Петра, святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста и на день обретения его мощей, великомученика Георгия, мученика Кодрата, святителя Игнатия Богоносца, святой Феклы, святителя Николая, святого Патапия, а также каноны, трипеснецы, четверопеснец и самогласные стихиры на многие дни цикла Постной и Цветной Триоди. Считается, что святой Андрей Критский изобрел или по крайней мере впервые ввел в византийскую литургическую службу саму форму канона. Его авторству приписывается около 70 канонов.