российский композитор и пианист. Сын Н. Черепнина. С детства обучался игре на фортепиано. Учился в Петроградской (1917-1918) и Тбилисской консерваториях (1918-1921), после переезда в 1921 г. с семьей во Францию закончил Парижскую консерваторию. Выступал как музыкальный критик. Работал преимущественно во Франции и США, а также в 1934-1937 гг. жил в Китае и Японии, где вел концертную, музыкально-общественную и педагогическую деятельность. В 1948 г. переехал в США, в 1958 г. получил американское гражданство. В 1949-1964 гг. – преподаватель композиции в университете «Де Пол» в Чикаго. В 1967 г. концертировал в СССР.
На творчество композитора оказали большое влияние И. Стравинский и С. Прокофьев. Ему принадлежат 4 оперы, в т. ч. «Оль-Оль» (1924-1925, по Л. Андрееву), «Венчание Зобеиды» (1929-1930, по Х. Гофмансталю), балеты («Фрески Аджанты», 1923, «Трепак», 1937, «Шота Руставели», 1945, «Женщина и ее тень» по П. Клоделю, 1948, «Бездна» Л. Андрееву, 1949, «Стенька Разин», 1941, и др.), кантаты, 4 симфонии (1927-1957), 6 концертов для фортепьяно с оркестром (1920-1965) и др. Создал собственную теоретическую систему (9-тоновая гамма из 3 тетрахордов и интрапунктом «нота между нотой»), которую изложил в книге «Основные элементы моего музыкального языка» (1944).