Досье личности

Ценность: 1,333 (12)

Симпатия: 1,583 (12)

дата обновления - 2018-02-26

просмотров - 6

ВАН Фучжи

Другое имя: Ван Чуань-шань; Ван Эр-нун; Ван Цзян-чжай

Имя латиницей: Wang Fu-zhi; Wang Chuan-shan; Wang Er-nong; Wang Jiang-zhai

Пол: мужской

Дата рождения: 07.10.1619

Место рождения: Хэнъян, провинция Хунань, Китай

Дата смерти: 18.02.1692 Возраст (72)

Место смерти: Хэнъян, провинция Хунань, Китай

Знак зодиака: Весы

По восточному: Коза

География: ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ, КИТАЙ.

Ключевые слова: знание, наука, философ.

Anno: 1670

ВАН Фучжи

китайский философ-материалист и ученый-энциклопедист. Родился в интеллигентной семье, с детства отли­чался недюжинными способностями. В 14 лет получил низшую ученую степень сюцай. Участник вооруженной борьбы против маньчжурских завоевателей. В 1648-1650 гг., после воцарения в Пекине иноземной династии Цин (1644), участвовал в деятельности на юге страны антицинского правительства во главе с минским принцем Чжу Юланом. В 1651 г. вернулся на родину и провел там оставшуюся часть жизни, ведя уединенный, отрешенный от официальных дел образ жизни.

Автор многочисленных трудов (около 100), из которых до сих пор обнаружено и опубликовано около 70. Среди важнейших философско-теоретических сочинений: «Внешний комментарий к "Чжоуским переменам"» (1656), «Внутренний комментарий к "Чжоуским переменам"» (1686), «Введение в "Досточтимые писания"» (после 1656), «Общий комментарий к "Канону стихов"» (после 1656), «Рассуждения по прочтении "Четверокнижия" в великой полноте изъяснений» (1666), «Комментарии к "Исправлению невежественной незрелости" учителя Чжан» (около1680), «Записи размышлений и вопросов» (до 1680), «Раскрытие "Лао-цзы"» (1656-1673), «Проникновение в "Чжуан-цзы"» (1680), «Основы вероучения буддийской школы "фа-сян"» (1682). Среди общественно-исторических трудов: «Желтая книга» (1656), «Зловещий сон» (1683), «Суждения по прочтении "Всеобщего зерцала истории"» (1688), «Суждения об эпохе Сун» (около 1688). Утверждал, что материя вечна, выступал против учения буддизма о призрачности мира. Как сторонник идеи абсолютного движения и развития мира считал, что вещи не возникают и не уничтожаются, а лишь «уходят и приходят», «собираются и рассеиваются», «темнеют и светлеют». Создал «теорию ежедневного нового рождения человеческой природы», причем сущность человеческой природы понималась им как нечто естественно-биологическое. Выступил с критикой феодализма, с требованием равномерного распределения добра и зла в обществе. Эти взгляды были прогрессивными в условиях Китая XVII в. Вслед за Чжан Цзаем выдвинул тезис «Великая пустота – единая реальность», согласно которому первооснову мироздания составляет всеобъемлющее вместилище «Великая пустота», наполненное единой и неуничтожимой субстанцией – «пневмой» (ци), которая, динамически трансформируясь, сгущаясь и разрежаясь, образует все многообразие «тьмы вещей». Признавал право каждого народа на самостоятельное существование и вместе с тем подчеркивал культурно-этическое превосходство китайцев над «варварскими» соседними народами. Крайне критически относился к школе Лу ЦзююаняВан Янмина, усматривая пороки ее «учения о сердце» в пагубном влиянии буддизма.

Медиа (0)
Связи (9)
Источники (4)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх