Досье личности

Ценность: 1,692 (13)

Симпатия: 1,923 (13)

дата обновления - 2018-06-27

просмотров - 3

ЯНЬ Юань

Другое имя: Чжу Банлян; Янь Ичжи, Янь Хуньжань, Сичжай – прозвище

Имя латиницей: Yan Yuan; Yan Yizhi; Yan Hunran; Xizhai

Пол: мужской

Дата рождения: 27.04.1635

Место рождения: село Люцунь, провинция Чжили, ныне провинция Хэбэй, Китай

Дата смерти: 30.09.1704 Возраст (69)

Место смерти: село Бэйянцунь, уезд Бое, провинция Хэбэй, Китай

Знак зодиака: Телец

По восточному: Свинья

География: ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ, КИТАЙ.

Ключевые слова: знание, наука, основатель, религия, сирота, философ.

Anno: 1682

ЯНЬ Юань

китайский ученый и философ. Вместе со своим учеником Ли Гуном основал философскую школу «Янь-Ли». Воспитывался приемным дедом Чжу Цзюцзо, поскольку его отец в 1638 г. был насильно уведен маньчжурскими войсками в Маньчжурию, откуда уже не возвратился на родину. В 1649 г. увлекся даосизмом. В 1653 г. сел в тюрьму вместо скрывшегося от судебного преследования приемного деда. В этот период отказался от увлечения даосизмом и перенес внимание на конфуцианство, прежде всего в интерпретации школы «Лу ЦзююаняВан Янмина». В 1656 г. начал изучать медицину, а уже через два года начал практиковать. В 1658 г. открыл частную школу и написал трактат «Ван дао лунь» («Суждения о Пути-дао государя»), который затем был переименован в «Цунь чжи бянь» («Сочинение о поддержании порядка», издан в 1705). В 1679 г. ослеп на левый глаз и в том же году его учеником стал Ли Гун, выступивший затем главным интерпретатором философии Янь Юаня и автором его жизнеописания «Янь Сичжай сянь шэн нянь пу» («Погодичная биография наставника Янь Сичжая», 1705). В 1682 г. написал свое последнее произведение «Хуань ми ту» («Оклики заблудшим», издан в 1705 г. под названием «Сочинение о поддержании человека»), в котором обличил буддизм как «ложный путь», ведущий к бесчеловечности. В середине 1696 г. возглавил «Южночжанскую академию» («Чжан нань шу юань») в округе Фэйсян, где преподавались не только история и филология, но и естественные науки и боевые искусства. Однако осенью того же года здание академии было разрушено наводнением из-за разлива реки Чжан, после чего философ переехал в село Бэйянцунь, где и скончался. В 1704 г. неофициально получил почетное посмертное имя «Вэнь-сяо» («Культурный и Сыновнепочтительный»).

Среди сочинений: «Цунь син бянь» («Сочинение о поддержании индивидуальной природы») и «Цунь сюэ бянь» («Сочинение о поддержании учения»), «Сы шу чжэн у» («Исправление ошибок в "Четверокнижии"»), «Чжу-цзы юй лэй пин» («Критика "Классифицированных речей" учителя Чжу Си») и др. В «Цунь син бянь» ратовал за чистоту выработанной Мэн-цзы концепции «добро­ты» («шань») человеческой природы («син»), выступая против распространения на нее сунскими неоконфуцианцами даосско-буддийских влияний, благодаря чему «природа пневменной материи» («ци чжи чжи син») стала трактоваться как источник «зла» («э»). В «Цунь сюэ бянь» описал «устои» («дао») образования, господствовавшие в идеализированной древности от полумифического императора Яо до Конфуция, и проповедовал преимущества практического подхода перед книжным мудрствованием, возобладавшим в последующие времена. Наряду с другими представителями своего поколения (Ван Фучжи, Хуан Цзунси и др.) видел причину постигшей Китай катастрофы в созерцательности, приверженности к бесплодной книжной учености и оторванности от жизни конфуцианцев эпохи Мин – последователей Чжу Си и Ван Янмина. Их воззрения, как считал философ, сложились под влиянием буддизма и даосизма и поэтому не могут считаться истинным конфуцианством, суть которого заключается в призыве к действию для осуществления «правильного пути Поднебесной». Критикуя Чжу Си за дуализм, сказавшийся в теории последнего о принципе («ли») и материальном начале («ци»), доказывал, что оба эти начала образуют единый континуум и нельзя поэтому считать, что все зло и несовершенство происходят от «ци», в то время как «ли» остается незапятнанным образцом совершенства. Отрицательное отношение к сунскому неоконфуцианству сочеталось у Янь Юаня с требованием радикальных политических перемен (справедливое распределение земли, реформа управления и т. д.).

Афоризмы (2)
Медиа (0)
Связи (9)
Источники (2)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх