римский поэт. Свой талант развивал под заботливым наблюдением отца, который держал сначала в Неаполе, а затем и в Риме грамматическую школу и успешно занимался поэзией. В юности читал свои произведения на литературных конкурсах-агонах, учрежденных императором Домицианом. Получил первое место за панегирик, прославляющий победы императора в Германии и Дакии, в 94 г. не нашла признания его эпическая поэма о войне Домициана с германцами «О Германской войне». По-видимому, разочарованный этой неудачей, он возвратился в родной Неаполь, где и умер. Из его обширного литературного наследия сохранилось 3 произведения: «Фиваида» (вероятно, 80-92 гг. н. э.) – мифологический эпос в 12 книгах, посвященный Домициану. Традиционный сюжет о братоубийстве и борьбе сыновей Эдипа за власть над Фивами использовался греческими поэтами с давних времен как в эпической поэзии, так и в трагедии, а примерно в 400 г. до н. э. Антимах Колофонский написал поэму с тем же названием. В поэме Стация можно найти реминисценции из Гомера, Еврипида и др., а из римских писателей – из Овидия, Сенеки, Лукана, Валерия Флакка. Композиция произведения выстроена по образцу «Энеиды» Вергилия, отсюда же происходит деление поэмы на 2 части. Первая описывает события, предшествующие походу (кн. I-VI), вторая – сам поход (кн. VII-XII). Неуклонное следование этому принципу отягощает произведение: немногие события, связанные с приготовлениями к походу, занимают только 3 первых книги и часть четвертой, а остальное поэт вынужден был заполнить отвлеченным повествованием о Гипсипиле и Офельте. Зато вторая часть поражает обилием кровавых сцен битвы, исполненных напряжения, которые идут одна за другой. На эпической технике лежит отпечаток влияния Вергилия; кроме традиционных божеств, определяющих судьбы героев, поэт вводит персонифицированные абстрактные понятия, такие как Мужественность, Благочестие, Страх. Влияние Вергилия можно проследить в описаниях сражений, игр, местности и т. д. Стаций часто пишет в маньеристическом стиле своей эпохи, избыток риторических средств приводит его к искусственности и преувеличениям. «Фиваида» Стация является единственным сохранившимся произведением, которое в эпической форме раскрывает тематику, принадлежавшую до сих пор драме. Его другим произведением была «Ахиллея», тоже мифологическая поэма в 2 книгах. «Ахиллея», начатая в 95 г., была издана посмертно. Поэт рассказал только историю о том, как Ахилл скрывался среди дочерей Ликомеда на Скиросе, где его нашел Одиссей. Но он намеревался, как сам указывает во вступлении, описать все деяния Ахилла. В конце жизни Стаций создал также «Сильвы» (так называлось собрание множества различных предметов). Это были произведения, написанные при разных обстоятельствах и затем собранные в 4 книгах, каждую из которых предваряло прозаическое посвящение одному из покровителей. После смерти Стация была издана кн. V, содержавшая остальные произведения этого типа, но уже без посвящений. Весь сборник включал 32 произведения; это впоследствии систематизированные стихи на случай, различной тематики и характера. Среди них можно найти панегирики в честь Домициана и др., произведения, написанные на заказ для прославления общественных построек, произведений искусства, имеются скорбные элегии и стихи по поводу частных событий и праздников: дней рождения, свадеб, кончин. Некоторые из них довольно личные, лирического характера, например прекрасный эписодий на смерть отца Стация. Разнообразному содержанию соответствовало разнообразие формы произведений: повествование, письмо, элегия и т. д. – и стиль, который менялся в зависимости от тематики. Менее разнообразна метрика: преобладает гекзаметр, но имеются также одиннадцатисложники, алкеевы и сапфические строфы. «Сильвы», несмотря на обилие риторики, свидетельствуют об импровизаторском таланте автора и его хорошем владении поэтическим ремеслом. Наряду с произведениями Марциала, Ювенала и письмами Плиния Младшего они представляют ценный источник сведений об эпохе, ее традициях и придворных обычаях при Домициане, свидетельствуют о зависимости поэта от его покровителей. Последующие поколения относились к произведениям Стация с почтением, его эпосы охотно читались в античности и в средние века, они в значительной степени повлияли на Данте (который ставил Стация наравне с Вергилием) и поэтов барокко.
Досье личности
СТАЦИЙ Публий Папиний
Имя латиницей: Statius Publius Papinius
Пол: мужской
Дата рождения: приблизительно 00.00.40
Дата смерти: приблизительно 00.00.96 Возраст (56)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Крыса
География: РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ.
Ключевые слова: автор, литература, поэт.
Anno: 0070
Публий Папиний СТАЦИЙ
- АНТИМАХ из Колофона (430 до н.э. - 340 до н.э.)
- ВАЛЕРИЙ ФЛАКК (30 - 90)
- ВЕРГИЛИЙ (70 до н.э. - 19 до н.э.)
- ГОМЕР (780 до н.э. - 712 до н.э.)
- ДАНТЕ Алигьери (1265 - 1321)
- ДОМИЦИАН I (51 - 96)
- ЕВРИПИД (480 до н.э. - 406 до н.э.)
- ЛИСИПП (390 до н.э. - 300 до н.э.)
- ЛУКАН Марк Анней (39 - 65)
- ЛУЦИЙ Венулей Монтан Апрониан (40 - 105)
- МАРЦИАЛ (40 - 104)
- ОВИДИЙ (43 до н.э. - 18)
- ПЛИНИЙ Младший (61 - 113)
- ПРИСЦИАН (480 - 545)
- СЕНЕКА (4 - 65)
- ЮВЕНАЛ (50 - 127)
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- ru.wikipedia.org
- www.ancientrome.ru
- ФИВАИДА
- СИДОНИЙ АПОЛЛИНАРИЙ Гай Соллий Модест
- СИЗЕННА
- СИЗИОН Никопольский
- СИКСТ I
- СИКСТ II
- СИКСТ III
- СИЛА
- СИЛИЙ ИТАЛИК Тиберий Катий
- СИЛУАН
- СИЛЬВАН I
- СИЛЬВЕСТР I
- СИМЕОН (апостол)
- СИМЕОН Ктезифонтский
- СИМЕОН Нигер
- СИМЕОН СТОЛПНИК
- СИМОН БАР ГИОРА
- СИМПЛИЦИЙ
- СИН Сузский
- СИРИЦИЙ I
- СИСИНИЙ Никопольский
- СИСИНИЙ Севастийский
- СКЕРДИЛАИД
- СКРИБОНИАН (мятежник)
- СКРИБОНИЯ ЛИБОНА
- СМАРАГД Севастийский
- СОЗОНТ Помпеопольский
- СОЛОМОНИЯ Маккавей
- СОРАН Квинтус Валери
- СОСИПАТР
- СОССИЙ Путеольский
- СОСФЕН (апостол)
- СОТЕР
- СОФИЯ Римская
- СОФРОНИЙ
- СПАРТАК
- СПЕВСИПП Лангонийский
- СПОНСИАН I
- СПУРИЙ Постумий Альбин (консул 186 г. до н. э.)
- СПУРИЙ Постумий Альбин Павлул
- СТАТИЛИЯ МЕССАЛИНА
- СТАХИЙ
- СТАЦИЙ Публий Папиний
- СТЕФАН (мученик)
- СТЕФАН I (папа)
- СТЕФАН II (III)
- СТЕФАН НОВЫЙ
- СТИЛИХОН Флавий
- СТРАТОНИК Птолемаидский
- СТРАТОР Никомидийский
- СУЛЛА Луций Корнелий Феликс
- СУЛЬПИЦИЙ РУФ Публий
- СУСАННА Никопольская
- СЦИПИОН АЗИАТСКИЙ
- ТАВР Кальвен
- ТАКФАРИНАТ
- ТАТАНА Селевкийская
- ТАТИАН
- ТАТИЯНА Римская
- ТАЦИТ I
- ТАЦИТ Публий Корнелий
- ТЕВТА
- ТЕЛЕСФОР
- ТЕОЛ Никопольский
- ТЕРЕНТИЙ Петрийский